Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

пятница, 26 июля 2024 г.

Торговали хлебом и скотом

   Как и многие небольшие сибирские города, Мариинск - бывший купеческий. Что подтверждает не только сохранившаяся архитектура исторического центра, но и прочно восседающая на видном месте скульптурная фигура купца. Все характерные черты фигуры прописаны такими крупными буквами, что и безграмотный прочтёт: уж если пузо, то пузо от всей души, если борода, то фамильная, передающаяся из поколения в поколение; в каждом сапоге можно спрятать по небольшому заводу - полотняному или кожевенному. Лицо при этом волевое и целеустремлённое, а руки, видно, много раз били по таким же рукам, и всегда держали нерушимое слово купеческое.
   Купец - свой в этом старом городе, где время основательно прошлось по крышам и фасадам, но не смогло стереть ни кованых украшений, ни причудливой деревянной резьбы. Следы и отголоски другой жизни, которая кипела ничуть не меньше нашей. По широкой улице ехали экипажи и гружённые товаром телеги. Услужливые и ловкие приказчики в лавках отмеряли аршином ситец и сукно, отвешивали - кому фунт изюма, кому пуд соли. А купцы не собирательными были скульптурами, они носили свои имена. И многие из тех имён известны, благодаря пояснительным табличкам на фасадах старых домов. Лаконичные и остроумные надписи на них привлекают не меньше (а может, даже и больше) архитектурных подробностей прошлого и позапрошлого века.
   Говорят, что эти таблички созданы по инициативе сотрудников местного музея. Милые сотрудники! Неутомимые и неравнодушные хранители времени. Вы сделали лицо своего города особенным, узнаваемым. И теперь я навсегда запомню, что именно здесь, в Мариинске, вот это каменное здание принадлежало мещанке Шитиковой А. В., первый этаж коего арендовал купец Ольшевский Т. Л.
   Крепко и спокойно спалось жителям Мариинска под плюшевыми одеялами, на варшавских кроватях. Мягко ходилось им по плюшевым коврам.
   А в этом бирюзово-белом особнячке уютно расположились Абрам Моисеевич и Спринция Моисеевна Гуревич. Не брат ли с сестрой? Торговали они хлебом и скотом.
   В деревянном доме с обильной пропильной резьбой жили, судя по всему, с большим размахом почётные граждане Мариинска купец второй гильдии Исая Абрамович и Лия Эхеведовна Юдалевич. Торговали мануфактурой, готовым платьем, обувью, ювелирными изделиями. Указом от 29.12.1891 года Исай Абрамович был награждён золотой медалью с надписью "За усердие" на станиславской ленте за труды по тюремному ведомству. Вот это был Исай так Исай!

   Уважал обильную пропильную резьбу и купец второй гильдии Чердынцев, владелец винного погребка.


   А мещанка Лукия Елисеевна Малкова? Пожалуйста, торговала бакалеей, керосином, стеклом и посудой. И ещё многие, многие - почётные и просто граждане, первой гильдии и второй, со Станиславом и без...
   И, наконец, первый городской голова Мариинска купец Трифон Савельев и пятеро его сыновей: Иван, Фёдор, Пётр, Иосиф и Павел.
   Заглянуть бы сейчас в окно - а они все там, пьют чай с баранками. У каждого обязательно фамильная борода, а в каждом сапоге - по заводу. Мыловаренному, пивоваренному, искусственных фруктовых вод...


Комментариев нет:

Отправить комментарий