Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

воскресенье, 7 января 2024 г.

На салазочках...



На салазочках Володя
Быстро под гору летел.
На охотника Володя
Полным ходом налетел.
Вот охотник
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели —
На собачку налетели...
 
   Вот и прошли времена, когда я читала Игоряну стихи этого Хармса. Да, стихи. Несмотря на "летел-полетел", "сидят-летят" и прочую простейшую, если не сказать примитивную, лексику. Потому что здесь правда. Именно так всё и выглядит в реальной жизни: съехал-забрался, съехал-забрался... Съехал! Забрался, волоча за верёвку... Шапка лезет на потный лоб, в рукава набилось, щёки абсолютно красного цвета. Любишь кататься - люби и саночки возить.Так обобщил народ свою вековую мудрость в пословице. И был, как всегда, прав.
   Это стихи получились у Хармса настоящие. А вместо Володи на полосатых красно-синих салазочках я, собственной персоной.С аккуратно и ровно вытянутыми ногами в маленьких чёрных валенках. За верёвку тянет папа, которому поди и тридцати ещё нет. И на широком укатанном месте он неожиданно (а я на самом деле только того и жду) и резко салазочки крутанёт, они завертятся волчком. Я приду в восторг и буду просить ещё, ещё. И папа, с большим азартом, крутанёт снова, и снова, и снова...
   Ничего нет проще. И ничего не запоминается крепче. Летели-полетели, сидят-летят. А вышли стихи.
Вот собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели —
На лисичку налетели.
Вот лисичка,
И собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели —
И на зайца налетели.
Вот и заяц,
И лисичка,
И собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели —
На медведя налетели!
   Я давно не читала Игоряну никаких стихов, а сам он не будет. Но иногда трудно удержаться, и так хочется неожиданно крутануть волчком на укатанном месте.
 - Игорян, - говорю я, - смотри, как незамысловато написано, но ты понимаешь, как это сделано? У нас прямо на глазах как будто вырастает снежный ком. А потом - раз! - и разбивается о медведя.
И Володя с той поры
Не катается с горы.
 - Да, - ответил Игорян, - я вижу снежный ком, и как он разбился о медведя. Но последние строчки можно понять по-разному, учитывая склонность Хармса к чёрному юмору...
   Вот! Это как раз и называется: открытый финал. И стиль. Авось на литературе когда-нибудь пригодится.

6 комментариев:

  1. Я в детстве считала, что не люблю стихи(по сравнению с прозой)) И был период в раннем подростковом возрасте, когда я их не читала. За редким исключением.
    А потом выяснилось, что очень даже люблю! И без них, оказалось, никак нельзя)
    Своих, к сожалению(или скорее, к счастью😂), не пишу, но поэзия во мне жила, живëт и, надеюсь, будет жить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обычно любовь к поэзии начинается со стихов, которые находятся далеко за рамками школьной программы). А когда в шестом классе задан Фет со словами "Для ясных дней, для новых откровений
      переболит скорбящая душа", полюбить поэзию может разве что сумасшедший. А ведь стоит только обратить внимание детинушки лет 12-13 на то,что, например, в строчке Пушкина "Как сильно колокольчик дальний" повторяющийся несколько раз мягкий Л звенит и переливается как настоящий колокольчик под дугой, как распахиваются большие удивлённые глаза. Стихи, оказывается, можно не только "разбирать" и зубрить наизусть, их можно с наслаждением читать.

      Удалить
    2. Да!
      Меня когда-то Медный всадник пробил))
      И в нëм звуки рисуют картины...

      ...Над омраченным Петроградом
      Дышал ноябрь осенним хладом.
      Плеская шумною волной
      В края своей ограды стройной,
      Нева металась, как больной
      В своей постеле беспокойной.
      Уж было поздно и темно;
      Сердито бился дождь в окно,
      И ветер дул, печально воя...

      Удалить
    3. Меня всегда поражало, как Пушкин, используя минимум слов, пишет максимальную картину. Так больше никто не умеет. "По цельным окнам тени ходят..." И сразу вся эпоха перед глазами. "Морозной пылью серебрится его бобровый воротник..." Это же крупнейшие мурашки по всему телу! Гораздо интереснее такие вещи разбирать с детьми, чем учить письма: девочки - Татьяны, мальчики - Онегина. Любовь нужно пробудить, тогда и письма запомнятся сами собой. После многократного перечитывания в разном возрасте.

      Удалить
    4. Да, Пушкин всегда заново
      удивляет!
      Дочка на домашнем обучении и мы не привязаны так сильно к обычному преподаванию литературы)
      Вы, Ира, меня вдохновили на уроки в 3 четверти!)))
      5 класс у нас как-то со скрипом продвигается. В прошлом году уроки литературы у нас повеселее шли...

      Удалить
    5. Да, программа по литературе в начальной школе сейчас гораздо живее той, по которой мы учились). А в пятом резко начинается классика-классика, и дети массово впадают в тоску, когда им задают составить сравнительную таблицу Жилина и Костылина. Но стоит только привести притчу о двух лягушках в кувшине с молоком, одна из которых смиренно пошла на дно, а вторая барахталась до последнего, "Кавказский пленник" перестаёт быть нудятиной и сухомятиной. Вдруг оказывается, что он про жизнь, которая происходит с нами прямо сейчас. Я как-то спросила мальчика-восьмиклассника: "Ты понимаешь, что Петруша Гринёв из "Капитанской дочки" - практически твой ровесник?Тебе шестнадцатый год, а ему семнадцатый." Шок, изумление были ответом. Может, и мысль какая-нибудь в голове зародилась...

      Удалить