Корней Иванович Чуковский вёл дневник на протяжении без малого семидесяти лет. За это время мир переменился несколько раз, до полной неузнаваемости. Уходили люди, приходили люди, и снова уходили. А Корней Иванович всё вёл и вёл. Начал ещё в Одессе, в ту пору, когда был не Корнеем Ивановичем, а юным долговязым Колей. У него полно идей, а зарабатывать приходится уроками. Шестого марта 1901 года Коля получил получил три рубля за сочинение, которое написал для одной гимназистки восьмого класса. "Доня доставил мне этот заказ... Исполнив его в три часа, я получил 3 рубля. Ничего себе." Значит, и тогда, 122 года тому назад, тоже были ленивцы и ленивицы, которые не знали, кому платят свои рубли. Он был тогда девятнадцатилетним Колей, но мало кому так бывает девятнадцать лет, это надо признать. Почти никому не бывает настолько девятнадцать.
"Я совсем отучился иметь духовные страдания. Моя душа плоска, как тарелка, и пуста, как голова Клары Львовны. Я удивительно, бесконечно невпечатлителен. Нет такой вещи, которую я не мог бы позабыть через час... Память души - во мне почти отсутствует. Вкус у меня громадный, тонкий, - но я даже посредственным художником никогда не буду, до такой степени я невпечатлителен..."
Долго, подробно, детально описана ночь, проведённая с больным зубом. Чтобы всякий читающий через сто лет не очень сетовал на то, что наш мир испортился. В некоторых пунктах мир стал значительно лучше. И не так-то он прост. Почему о больном зубе легко написать тома, а искренне о главном - невозможно?
В те годы на Земле жили одни только взрослые люди. Поэтому сын Коля родился у Корнея Ивановича сразу довольно взрослым.
"Коленька в моей комнате пишет у меня чистописание "степь, пенье, век" и говорит: "Самое плохое во мне - это месть. Я, например, сегодня чуть не убил ломом Бобу. А за что?! Только за то, что он метёлочку не так поставил. Когда я вчера ударил Лиду,ты думаешь - мне не было жалко? Очень было жалко, я очень раскаиваюсь".
"Он будет жить дольше меня и увидит то, чего я не увижу..." А всё будет не так. Жестоко и чудовищно не так. Великий подарок судьбы человеку - не знать своей судьбы. Иначе как бы он жил? Как бы выдержал?
Невозможно читать, как оно всё будет, как было на самом деле. И невозможно не читать. Про огромную трудную жизнь огромного трудного человека. Глаза которого видели всё, а сердце пережило ещё больше. Год за годом, до самой последней ночи...
Никогда не могла вести дневник, не хватало мне для этого искренности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий