Ровное, как ладонь, солнечное пространство, окружённое слегка размытыми знойным воздухом горами. Кажется,что горы близко, но на самом деле это оптический обман: горы очень далеко, а пространство беспредельно. Называется оно Курайская степь. Каждый человек виден здесь издалека, не спрячешься. Поэтому люди всегда жили здесь просто и ясно.
В моём детстве (а потом и в детстве моих детей) одной из самых любимых книг была "Поездка к солнцу" Бориса Костюковского. Про бурятского мальчика Андрейку - сына чабанов Арсена и Сэсык Нимаевых. Главным действующим лицом в этой книге была степь. Сквозь степь, как сквозь лупу, были видны люди.
И был там один худой человек - Бадма Балбаров, он стрелял лебедей. Притворялся, но был разоблачён. И бабушка Андрейки Долсон Доржиевна сказала: "Уходи из моей юрты, Бадма! Уходи из нашей степи, худой человек!" Это значит: уходи из моего дома и уходи из моего Дома. Это было поразительно. И я думаю, что даже чёрное сердце гражданина Балбарова дрогнуло. Он ведь как-никак тоже был степной житель, и понимал, что значил этот приказ-послание из уст старой бурятки: уходи совсем из нашей степи. Всё. Не будь. Не в физическом, а в том глубоком и простом смысле, который хранит долгая и добрая человеческая память. Уходи и не возвращайся.
Но как понять степь человеку, который каждый день видит вокруг себя только лес многоэтажных зданий? И не очень ясно, кто худой в их глубине человек, а кто хороший.
А не нужно ничего понимать. В степи всё большое - это маленькое, и наоборот. И очень, очень-очень хочется быть хорошим человеком. Насколько получится.
Что посмотреть в степи? Степь. Каменную бабу. Тот, кто проходил здесь раньше, сфотографировал и поставил в Интернете бабе оценку - 2. И баба в самом деле так себе: на большой глыбе лежит маленький кругляш. Топорная, прямо скажем, вышла баба, поддельная. Но мне хотелось быть хорошим человеком и не ставить никаких оценок камню. Какой бы ни была баба, с ней как-то веселее.
Был ещё в центре степи крутой холм, как будто специально поставленный для рассматривания пространства. Это даже была гора. Мы карабкались на гору упорно, а на самой вершине обнаружили, что и здесь не очень давно побывали коровы. Какие-то очень ловкие коровы-верхолазы. Коровы необыкновенной курайской породы - рыжие, с широкой, ровной белой полосой, опоясывающей туловище.
Хотелось долго, почти бесконечно стоять на горе и мысленно преклоняться перед этим пространством и умелыми коровами, которые запросто ходят по горам, и все до единой хорошие. Как люди.
Комментариев нет:
Отправить комментарий