Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

понедельник, 24 июля 2023 г.

Через Край


   С раннего детства я знала твёрдо: деревня бабы Таси, куда нас опять привезли с братом на лето, стоит на самой границе с Алтайским краем. Вот здесь, на крыльце, где я давлюсь перед сном обязательной огромной порцией парного молока, царит ещё Новосибирская область, а вон там, за синим вечерним бором, расположился неведомый Алтайский край. Как-то приятно волновало это пограничное ощущение, звучало гордо. Хоть лично на мою жизнь не влияло оно никак. Где-то за бором был край, но нельзя было надеть на ноги коровьи копыта и спиной вперёд, запутывая все следы, перейти границу. Вместо этого приходилось каждый божий вечер в родной Новосибирской области, под бдительным присмотром бабы Таси, вливать в себя полную кружку парного. И так продолжалось примерно сто лет.

   Между прочим, знаете, какая на парном лежала пена? Сейчас такую пену взбивают и никак не могут взбить лучшими приспособлениями в лучших кофейнях. А великая баба Тася мастерски создавала целое ведро в каких-нибудь полчаса - молча и споро. Если корова забывалась и начинала в процессе размахивать хвостом, следовала краткая суровая команда: "Стой!" И большая круглая Малютка тут же замирала по стойке "смирно". Пухла и ширилась в ведре бесценная пена, которая казалась тогда бесценком.

Но давайте ближе к краю...

   Наверное, потому так волновала меня близость этого пограничья, что Алтайский был именно край. А за тем краем будто и нет ничего. Будто земля - не шар, как гласит учебник географии, и однажды всё-таки может закончиться. В некоторых отдельно взятых местах. А я так близко и ничего не знаю...

   Не могу сказать, что с тех пор это чувство во мне прошло. Хоть теперь и очевидно, что следом за Алтайским краем лежит Республика Алтай. И нельзя их путать. Именно в горную Республику Алтай повелось среди людей ездить отдыхать. Или что-то для себя и про себя узнавать. Почти все мои знакомые люди хоть раз да были на Алтае, а одна моя подруга даже совершила сплав по реке Катунь. И у неё остались яркие впечатления: как в непромокаемом пакете для документов, выданном инструктором, очень быстро промок паспорт.

   Но это было давно. С тех пор сменилось на Алтае поколение, а то и два лошадей, на которых возят по горным тропам желающих туристов. А кое-кто из людей окончательно сменил паспорт. Уже вся страна побывала в горной Республике Алтай, а я всё говорила и говорила: надо бы съездить; ведь так близко, а я ничего не знаю. Приходило новое лето, и я опять начинала говорить и грезить.

   Но жизнь устроена так, что в ней лучше не говорить и уж точно не грезить, а прямо сейчас брать и делать. Ведь каждый день - как молочная пена в кружке: кажется бесценком, а на самом деле бесценный. И поэтому мы поехали в горную Республику Алтай. На юг, прямо к границе с Алтайским краем. Мимо деревни, где давно уже нет бабы Таси. Туда, где на дороге стоит указатель: налево - деревня Лушниково, направо - деревня Казанцево. И тут надо приостановиться.

   Много лет баба Тася пользовалась газовой плитой с балонами. Но когда с годами стало слабеть зрение, мой папа купил бабе Тасе плиту электрическую, которая вызвала поначалу бурный протест. Но потом баба Тася с плитой подружилась, а чтобы лучше запомнить, в какую сторону её включать и выключать, придумала так: если крутить на Казанцево - включается, если на Лушниково - выключается. Это уровень креатива, творчества и настоящего юмора, которого мне не достичь никогда.

   Но если я уже в пути, и своя Новосибирская область вот-вот сменится Алтайским краем, а там, за горизонтом, грядёт и вовсе Горный Алтай, какой может быть выкл., какое Лушниково? Теперь только Казанцево, только вкл. До максимума, до кипения. 


Продолжение следует.


Комментариев нет:

Отправить комментарий