Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

четверг, 9 февраля 2023 г.

Энергия талантов


   Прийти на одно, а попасть на два. Я люблю такое. Подруга Света позвала на "Зойкину квартиру" - дипломный спектакль студентов театрального института, в котором непосредственно дочь её Аннушка играет Аллу Вадимовну. Московскую красавицу, которая отвергла богатого и пузатого Бориса Семёновича Гуся-Ремонтного, директора треста тугоплавких металлов. Во всех ролях до единой - студенты.

   Происходило всё в старом здании дома культуры. Не времён Булгакова, но всё равно с атмосферой. С табличками латунного цвета над входом в зрительный зал, у которых, судя по внешнему виду, должны быть уже взрослые внуки. С огромным старым гербом прямо над сценой. Всё это погружало в другое, не наше время. А лично меня погружало дополнительно в тот день раннего июля, когда я смотрела на огромный московский ливень из глубокого окна пятидесятой квартиры, что на Большой Садовой. Верила и не верила, что в этом зеркале когда-то ходил кот, а все фамилии участников общего собрания из того списка на кухне - настоящие. И всё, что они постановили, впоследствии произошло. И кто-то из этих жильцов будет увековечен потом ироничным мастером, и сыгран на сцене мальчиком или девочкой из бесконечно далёкого от Большой Садовой холодного снежного города.

   Лично меня погружало в тот век, когда жив был школьный наш театр, и мы, обессилевшие от смеха и творчества, выползали из актового зала в поздний майский вечер. Ещё не осознавая в полной мере, что катится к финишу одиннадцатый класс, и что-то неминуемо будет после. Но пока нас больше волновала сцена с булочницей, и как отпечатать на спине её рабочего халата следы ботинок. Мы просто умирали от всего этого. Перед тем, как родиться заново какими-то неведомыми другими.

   И точно так же не хватало нам мальчиков. Но "Зойкина квартира" вышла из положения гениально. Девочка сыграла у них председателя домкома Анисима Зотиковича Аллилуйя. И костюм её - галифе, кожаная куртка и кепка - прямо отсылал к диалогу из другого произведения того же автора. "Во-первых, вы мужчина или женщина?" "Какая разница, товарищ?" Всё ведь, всё написано, только читай.

   Вторая девочка сыграла торговца морфием китайца Газолина, он же Ган-дза-лин. А по родному китайскому имени так сразу не всегда и скажешь,чьё оно - мужское или женское. Поэтому получилось тонко. А уж Гусь, Абольянинов, Херувим - то были мальчики. Гуттаперчевый администратор Аметистов сначала был однорук, но когда пришло время потрошить шкатулку со сбережениями Зои Денисовны Пельц, вторая рука выросла сама собой. И было ещё много в спектакле таких же весёлых находок.

   Получилось свежо, но без яростного "режиссёрского видения". Талантливая работа, без халтуры, излишеств и выпендрёжа. Без малейшего налёта местечковости и художественной самодеятельности. Да ведь они почти уже не студенты, они актёры. Последний курс.

   Но было ещё в тот вечер и второе. В фойе дома культуры проходила выставка детских рисунков. Победителей и финалистов конкурса про зверей. Преобладали совы и рыси, у всех выражение лица и характер. И за каждой работой стоял неравнодушный, увлечённый преподаватель.



   Энергия многих, очень разных талантов решила встретиться в тот день в одном месте. Просто так, для людей. Потому что любой свет только и может быть просто так. Независимо ни от чего. Благодарный всем, кто пришёл.


2 комментария: