Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

воскресенье, 21 августа 2022 г.

Записано на камне


   Вечерами, по осеннему уже холодными, наполненными густой августовской темнотой, в одной комнате с вялой и вместе с тем вёрткой какой-то, залётной мухой, хочется поскорее записать лето. Оно ещё не успело закончиться, но я больше не стараюсь его удержать. Пусть уходит, пусть отдохнёт от меня. Я слишком часто донимала его своими восторгами.

   А самым главным августовским восторгом были у меня "Сулеки" - галерея наскальной живописи 7-10 века. Сулекская писаница на скальных обнажениях Писаной горы, в долине реки Печище, недалеко от её впадения в реку Чёрный Июс. Я и просто так люблю любые камни, и всегда тащила их в дом. Но если они ещё и с рисунками, с теми самыми простыми, очень умелыми и умными рисунками прежних людей... Неужели их можно увидеть не только в книжках?

   Их можно увидеть! 

 - Там, возле самой дороги будут юрты, - сказали нам.

   И были юрты. За столбами с вывеской "Музей-заповедник "Сулеки" открылся совершенно пустой травянистый выгон, на котором стояли в ряд: гостевая юрта, экспозиционно-выставочная юрта, служебная юрта, а также юрта сувенирная. Так древнее время причудливо переплеталось с новым. На стене выставочной юрты, для пущего колорита, висели некрупные кости невиданных зверей, а также черепа: человеческий и рогатый.

   Но почему так пусто кругом? Может быть, сегодня не работает? 

Как тысячу лет назад, бросились к нам от юрт несколько умных молчаливых собак. Следом возникла кошка. А ещё через секунду вышел из юрты служебной молодой хакас. Он вручил нам потрёпанный буклет с длинной фотографией петроглифов на развороте - сличать с тем, что увидим на скалах. Показал, куда двигаться, предупредил:

 - С тропы не сходите, могут быть змеи.

   Да? Сразу захотелось не сходить с тропы. Я сразу поверила, что здесь змеи. И собаки смотрели очень серьёзно и честно. Они подтверждали: здесь змеи.

 - А билеты? - спохватилась я. - Где купить билеты?

 - Потом! - махнул рукой наш наставник. - Когда всё посмотрите, тогда и купите.

   Вокруг, сколько хватало глаз, не было, кроме жёлтого черепа, ни одного человека


   И вот пошли мы на гору. И сердце затрепетало, когда на красной гладкой поверхности скалы стали угадываться сначала нечётко, но если как следует приглядеться - стали проступать один за другим очень простые и живые, те самые рисунки эпохи последней бронзы, скифского времени, расцвета Кыргызского каганата... И баран был здесь, и олень, и всадники, и поединок кабанов. А ещё - но это пришлось поискать - маленькие длинноногие птички в ряд, дрофы. И коварная сцена угона верблюда.











   В щели между скалами, как на полочке, лежали в ряд столбики монет. Благодарность древним художникам за искусство? Примета, чтобы снова вернуться сюда? Мы тоже положили на полочку свои монеты. Очень хотелось вернуться. А ещё лучше - никуда не уходить. Хотя бы столько, сколько возможно.

  Здесь была уютная вечность. Сиди и смотри - хоть на скалу, хоть на просторную безлюдную долину. Хоть закрой глаза и просто думай: как же это так бывает на свете? То вдруг были они - с лошадьми, верблюдами и последней бронзой, а то вдруг стали мы - с монетами и предпоследними телефонами? И светило над миром солнце - сейчас, как и тогда. И нет уже давно на свете того вандала, который в 1932 году оставил здесь свой след прямо поверх прекрасных рисунков, и других не будет. А горы будут. Хоть какие, но будут. Хоть один баран, да останется запечатлённым на красных этих скалах.




Комментариев нет:

Отправить комментарий