Невозможно игнорировать на своём пути населённый пункт по имени Золоторуновск. Ясно, что привести эта дорога может только в сказку. "Арго-о-о! О каких потерях плачет птица встречная?" Встречная птица не плакала, а стояла в небе хищно и твёрдо, очень сильно похоже на коршуна.
Далеко в поле курчавилось стадо овец - любимые животные Игоряна. Приблизиться к овцам и рассмотреть подробности (не говоря уже о погладить) абсолютно невозможно. Завидев издалека незнакомую фигуру с неясными намерениями, они начинают мягко, но очень настойчиво и быстро линять в сторону всем коллективом. Утекают, как правило, молча, но иногда баран-вожак может что-нибудь и крикнуть, и тогда овцы начинают перебирать копытами ещё решительнее. Много раз пытались мы подкрасться и рассмотреть, и всегда безрезультатно.
Но в посёлке Золоторуновск нам повезло. Мы нашли целый музей, посвящённый племзаводу тонкорунных мериносов, который был основан здесь в 1910 году Сергеем Ивановичем Четвериковым. Этот уникальный человек стал родоначальником новой отрасли - сибирского овцеводства. Есть и специальная полулегенда-полубыль про то, как овцы появились в этих краях: чабан Овсянников лично пригнал с Кавказа в Красноярский край первую отару. И ушло у него на это дело целых три года. Да, это была совсем другая жизнь. И совсем другие люди. И,может быть, даже совсем другие овцы.
Золоторуновский музей нашли мы очень быстро, в самом центре посёлка. Деревянный дом, а во дворе - золотой баран. Внутри дома сидела и немножко дремала в тишине и полумраке милая пожилая женщина. Сейчас, сказала она, я включу свет в залах, и можете смотреть. По всем признакам, это было не очень посещаемое место, но я как раз такие и люблю.
Музей оказался превосходным. Как провал в другое время. Когда племенной овцеводческий совхоз участвовал в сельскохозяйственной выставке и получил грамоту. Когда самого грандиозного чемпиона-мериноса жаловали почётной лентой через плечо, и для многих людей это был смысл жизни - выращивание руна, не золотого, а простого. И вся эта жизнь была тщательно задокументирована в тяжёлых, добротных альбомах. И всё можно было листать, трогать руками пушистую начёсанную шерсть и мериносовую шкуру. И всё это было настоящим.Когда мы, обогащённые мериносовыми знаниями и впечатлениями, собрались идти, женщина-хранительница сказала между прочим, что на золотого барана во дворе можно сесть верхом и вообще хоть как, на то он и баран. Ура, мы не знали!
Спасибо, посёлок Золоторуновск, за простоту и душевность. За то, что случился на нашем пути. Но неужели целых три года тот чабан гнал отару? Три года своей личной жизни? За это время аргонавты успели бы сплавать в Колхиду и обратно несколько раз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий