Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

пятница, 15 октября 2021 г.

Вопросы к хворосту


   Название отделилось от печенья, стоило только произнести его вслух: "Хруст хвороста", и захрустело прямо в воздухе. А если прочитать его про себя, откликнется внутри, перемещаясь эхом всё дальше и глубже, куда-то в область самого сердца, теряя по пути этот позднейший "хруст", оставляя подлинный, древний "хворост".

   Так звали род выпечки, который продавался в магазине "Кулинария" в самом центре одного старинного городка, где прошли счастливейшие летние дни моего детства. Вернее даже будет назвать его магазинчиком: полутёмное жареное помещение на первом этаже толстостенного древнего дома. Пройти мимо ни в коем случае было нельзя, потому что смешанный запах кулинарных товаров вырывался наружу сквозь массивную купеческую дверь и стоял шагов на десять кругом густой заманчивой стеной.

   Этот магазинчик оказал влияние на мой внутренний мир и моё мировоззрение. Проходили годы, а "Кулинария" оставалась всё та же. Продавались тут пирожки и булки, а также большие, как ресторанные тарелки для второго блюда, ватрушки с восхитительной творожной начинкой. Наконец, продавался в "Кулинарии" коричневый, похожий на корявые сучки, лёгкий причудливый хворост. Он привлекал особое внимание. Другие люди выходили из сумрачного магазинчика, нагруженные целыми охапками, целыми вязанками и целыми возами хвороста. Но мои родители уклонялись под разными предлогами, откупались ватрушками.

   Сейчас я понимаю, что виной всему было масло.Тот большой объём кипящего масла, в котором жарили без перерыва очень-очень-очень большой объём хвороста. Гораздо больший, чем масло могло выдержать. Масло трудилось на пределе своих возможностей, и мои родители об этом знали, и уклонялись как могли. Но там ещё была тётя Валя, отзывчивая на крики души, и хворост нам она покупала. Божественный, несравненный, пахучий резиновый хворост из древнего, вечного, как тогда казалось, магазина "Кулинария". Сказочный, как Иванушка-дурачок, который нырнул в свирепый котёл, а потом вышел и стал царевичем.

   Конечно, у всех в специальных домашних тетрадях был записан этот простой и верный рецепт - как печенье "Орешки" и торт "Черепаха". Возьми да сделай, в чём проблема? Хоть вязанку, хоть воз.

   Можно, да всё не то. Вкусное не то. Воздуха что ли не хватало мне того? Полумрака? Стен с толстой памятью? Натруженного масла? Чего мне не хватало? Чего человеку вечно не хватает?

   А "Хруст хвороста" я купила, съела с чаем. Лёгкое, и в самом деле хрустит. И нет у меня к нему никаких вопросов.

4 комментария:

  1. Ирина! А я вспоминаю тот хворост, который пекла раньше моя мама. Он хрустел,но не был таким жирным, как сейчас готовят. Может быть, это зависит от качества масла или жира...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Фёдоровна, я думаю, что секрет в хорошо разогретом масле. Если оно кипит, тесто меньше впитывает жира. И домашнее печенье на салфетку обычно выкладывают, чтобы, опять же, лишний жир убрать.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина. Даже захотелось похрустеть. А я хворост ещё и закручиваю. Семилетний внук любит со мной его выпекать, в этот разрез "выворачивать" один край.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Любовь! Да, хворост завораживает не только хрустом, но и причудливостью. А тесто любое объединяет членов семьи и друзей, из него ведь можно творить!

      Удалить