С каким бы остервенением ни строили новые, очень многоквартирные дома, думать хочется о старых. Старый дом не затеряется на фоне многоэтажек, и всегда в нём тайна: неужели за теми окнами ходят под высокими потолками обычные люди? Несут по широким лестницам с деревянными перилами продуктовые пакеты с набором из ближайшего супермаркета? Думают житейские мысли, записаны лечить зуб?
Конечно же, там люди. Лично у меня в таком доме живут Оля и Коля. Однажды мы слепили с ними два полных противня пельменей, а Коля потом говорил, что пельменей вышло мало. Но он про пельмени всегда так говорит. А больше и доказательств никаких не требуется. Люди там живут. В длинном доме с эркером, который должен бы выходить на простор, панораму или стрелку острова, а выходит на "Фёдоровские" бани, обкромсанные тополя и золочёный дом, на первом этаже которого расположен ресторан "Дикое мясо".
Подворотня в том доме высокая, как триумфальная арка. И нам, нынешним - случайным прохожим или жителям - уже не расслышать голоса тех, прежних. Девочек в чулках на резинке и смехотворно коротких платьицах, которые твёрдо обещали на улицу ни ногой; там большое движение,и запросто может переехать "Победа", а то и "Волга" с оленем на капоте. Не расслышать нам пересуды соседок; добросовестную метлу дворника; стук ободранного мяча, по которому лупят без устали мальчишки в ковбойках; звон разбитого стекла, и дворник точно знает, кто именно - фамилию, квартиру, дома ли родители...
В том доме по обеим сторонам подворотни, лицом на улицу, видела я два редких венецианских шестиугольных окна.
Почему венецианские?
Наверняка есть тому и научное объяснение. А мне всегда чудился в этих странных сотах - не круглый иллюминатор, но и не прямоугольник с квадратом - далёкий зов города, навеки застывшего между морем и сушей.
Да, но здесь, в Сибири?Всякий раз, проходя мимо, я задерживала на них взгляд. Венецианские окна покрывались многолетним, равнодушным слоем пыли. Никто не написал на них с той стороны "Таня+Володя=", или, на худой конец, "Серый - дурак!" Хотелось взлететь к ним на крыльях, с тряпкой, но там же наверняка глухие, двойные, скособоченные временем рамы. Не верю, что жители ни разу не пытались, хотя бы из тех, бывших в чулках и ковбойках.
Конечно, они пытались. А может, даже и боролись.
Я часто хожу мимо того дома. И однажды, привычно бросая взгляд на венецианские окна, я увидела, что их больше нет. В шестиугольные проёмы были плотно втиснуты пластиковые квадраты - свежие и чистые.
Как это выглядело? Ужаснее не придумаешь. И до сих пор выглядит. Именно ради таких случаев и возникло выражение "Просто глаз режет".
Да понятно, что форма нестандартная, дорого, никто не хочет попусту тратить время, и так сойдёт. Но вот раньше-то почему могли? Почему задумали именно шестиугольные, и сделали? Неудобное, непривычное, затратное - сделали.
А потому что красиво. Жить-то в этом доме самым обычным людям.
Здравствуйте, Ирина! Такие дома у нас в городе тоже есть. Наверно, реставрировать их нужно было иначе, но... Как всегда, проще так. Но ведь в этих домах живут люди. В одном таком живут мои знакомые - у них очень холодно зимой: батареи и трубы старые, в окна дует... А окна пластиковые поставить?
ОтветитьУдалитьКстати, загляните в "КЛУБ ДРУЗЕЙ КНИГ" - там итоги "Зимнего калейдоскопа".
Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!Я тоже слышала много историй про то, что с бытовой точки зрения жизнь в таких домах не всегда прекрасна: трубы старые, тараканы (а иногда и крысы), окна менять запрещено, чтобы не портить фасад архитектурного памятника. Но тогда бы государство и заботилось должным образом о своём культурном наследии,а не как обычно: люди и красота по остаточному принципу. В Новосибирске и так красивые здания наперечёт, непременно нужно испортить последнее. Просто сердце кровью обливается.
УдалитьБегу смотреть "Зимний калейдоскоп"!