Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

среда, 20 января 2021 г.

"Кристин, дочь Лавранса"


   В 1928 году норвежская писательница Сигрид Унсет получила Нобелевскую премию за роман "Кристин, дочь Лавранса".

   Сейчас бы эта новость прошла незамеченной, и уже через минуту затерялась в ленте точно таких же, никому не интересных новостей. В лучшем случае, вызвала бы удивление на секунду: Нобелевская премия? её что, до сих пор присуждают?

   Но в 1928 году Нобелевская премия действительно была событием, а имя - именем. Скажу больше: свою бесспорно заслуженную награду Сигрид Унсет отдала на благотворительность. Ещё труднее представить себе такое сегодня? Вот и не нужно нам, нынешним, себе такое представлять.

   Впервые я прочитала эту книгу лет в четырнадцать. Красные, приметные корешки двухтомника в книжном шкафу давно привлекали взгляд, но добралась я до них как-то очень вовремя, не раньше и не позже. Я даже помню, какая у меня там была закладка - бывшая влажная салфетка, аромат которой долго ещё хранили страницы. Аромат чтения точно в срок, после которого я не могла уже остаться прежней.

  "При разделе наследства после смерти Ивара Младшего Йеслинга из Сюндбю, в 1306 году, его имение в Силе перешло к дочери Рагндрид и её мужу. Лаврансу, сыну Бьёргюльфа."

   Это было похоже на заклинание, на алхимическую абракадабру. Но освоилась я быстро, и сразу запомнила про ударение на первый слог: Кристин, Бьёргюльф, Ульвхильд, Осхильд, Гюнхильд... Неспешный сюжет, с подробным описанием башмаков и каблуков, и отдельных от платья рукавов, и как ели и пили, и что пели, сразу вошёл в кровь и стал мощной прививкой. Потому что совсем недолгое время спустя на наши головы мощным потоком хлынули все части "Анжелики" и подобное, и никто не крикнул трижды, как в средневековом городе, грозно предупреждая: "Выливаю!"

   Но уже была прочитана и сокровенно обдумана удивительная норвежская сага. Она быстро помогла разобраться, кто здесь книга, а кто не очень. Навсегда.

   Для девочки в четырнадцать и пятнадцать лет "Кристин, дочь Лавранса" так же необходима жизненно, как "Джен Эйр", "Унесённые ветром" и "Поющие в терновнике". Но присоединиться не поздно на любом этапе. Чтобы перечитывать потом всю жизнь.

   Действие романа происходит в период с 1310 по 1349 год. В его начале Кристин - маленькая девочка, дочь небедных родителей. Обожаемая своим молодым красивым отцом; с матерью прохладнее, но это уж как водится. Ребёнок с золотыми локонами, которого однажды чуть не заманила в свои чертоги бледная лесная дева - чарующая сцена, которая открывает дверь в старый и странный мир преданий и всем нам понятных переживаний. Целых 39 лет повествования. Женская жизнь. Никогда не полная до конца и, наверное, поэтому - доля.

   В положенный срок Кристин была обручена с благородным Симоном Дарре, человеком действительно прекрасным. Это такая редкость во все времена - действительно хороший человек. И родители Кристин всей душой желают этой свадьбы, которая, увы, не может состояться ни в коем случае, потому что вот она, роковая встреча на большой дороге. С Эрлендом, сыном Никулауса, у которого серебряные рыцарские шпоры, изящная осанка и очень тяжёлый для средневекового молодца анамнез: внебрачные отношения с замужней женщиной, двое незаконных детей, проблемы с властью. Из тех, кто говорит "А мне так хочется!" и берёт.

  Стало быть вспыхнуло центральное чувство повествования. И больше никого не нужно,только этого. Даже если придётся идти наперекор всему. А наперекора очень много, века-то стоят Средние, и всё не так, борения, терзания. И Симон Дарре, несостоявшийся жених и прекрасный человек, говорит Кристин: иди, ты свободна, потому что я люблю тебя. Наконец, долгожданная свадьба выстрадана, и первенец рождается у пары уже через полгода, что тоже не добавляет бонусов в глазах средневекового общества. Но цель,к которой так стремились, достигнута, все преграды сметены. Теперь только жить да радоваться.

   Но перед нами ведь не сказка. И даже не любовный роман. Перед нами одна из лучших книг в мире про женскую судьбу. А в жизни такие яркие плохие парни, как Эрленд, предпочитают эмоциональные качели. Любовь-ненависть. И на каждом полюсе он искренен. Сейчас про такое говорят: токсичные отношения. Но зато Кристин теперь - хозяйка.

   Дом, дети. Семеро - и все сыновья. Горести и радости, ссоры и примирения. Сбивать масло, варить пиво, вечность не спать у кроватки больного ребёнка. Гэутэ в два не ходит и не говорит, но потом выправится; у Бьёргюльфа неладно с глазами, он ослепнет... Восьмой сын напоследок: Эрленд,сын Эрленда. Муж смотрит бешеными глазами: так, да? назвать ребёнка именем живого отца?! А ты для меня уже умер, спокойно отвечает Кристин. Вот и отомстила. Столько лет прошло, и никто не может знать своей судьбы.

   Бесконечно маленькие, внезапно взрослые дети. Такая длинная и такая короткая жизнь, в которой женщине - мудреть, мужчине - завоёвывать мир. Неугомонный Эрленд, сын Никулауса, вступит в заговор против короля, будет осуждён, прощён. Но подобные Эрленду редко умирают своей смертью, так оно потом и вышло. Сыновья выросли. И вот Кристин одна.

   Заканчивается роман пришествием в Норвегию большой чумы, которая ставит свою безжалостную и беспристрастную точку. Но перед смертью Кристин успевает спасти чужого ребёнка - как будто возвращается к самой себе. К тому, что есть женщина: любовь, мудрость, потаённые думы, бесконечное счастье и такое же бесконечное одиночество. Сосуд, который невозможно ни вычерпать до дна, ни наполнить до краёв. А не тридцать девять лет чужой жизни за толщей веков.

 


 

3 комментария:

  1. Здравствуйте, Ирина! Знакомая книжка. По-моему даже стоит в моём шкафу... Читала давно. Спасибо, что напомнили! Надо почаще в свой книжный шкаф заглядывать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте,Людмила Фёдоровна! А я сейчас как раз перечитываю в очередной раз.

      Удалить
  2. Прекрасная рецензия!Книга прочитана мною в очень юном возрасте и абсолютно точно: "Она быстро помогла разобраться, кто здесь книга, а кто не очень. Навсегда."

    ОтветитьУдалить