Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

пятница, 11 декабря 2020 г.

Этажи и падежи


   Главная проблема даже не в том, что уроки русского становятся всё сложнее, что изучение падежей предсказуемо оказалось темой весьма непростой. Проблема в том, что мне всё труднее внятно и аргументированно объяснить ребёнку, почему и зачем ему всё это нужно. А ведь он уже задумывается.

  Мы в своё время не задумывались. Ставили крестик над главным словом, тянули вопрос к зависимому. Как зачем? Вырасту, выучусь, стану умненькой, благоразумненькой, куплю папе Карло тысячу новых курток... Сейчас всё не так просто. Будешь хорошо тянуть вопрос - успешно сдашь ЕГЭ.

   Ну, хорошо. Я сдам ЕГЭ на сто баллов. Дальше что? А дальше бездна, на дне которой клубится туман. А если совсем по-простому (тем более что до ЕГЭ Игоряну ещё как до Луны) - почему хорошо быть грамотным? Ради чего? В чём польза? Какие преимущества мне это даст?

   Мне гораздо легче объяснить ребёнку, зачем нужно учить английский. Да там и без объяснений всё понятно. А вот с родным русским...

   Потому что это некультурно - сказала я. Быть безграмотным - некультурно. Как чавкать во время еды, класть ноги на стол, бегать в музее и не выключать телефон в театре. Это некрасиво, как ныть, хамить и ходить с грязными ногтями. И я тут ничего не придумываю, я действительно так считаю. Почему неопрятная одежда - это фу, а неопрятное письмо - норма жизни?

   Поэтому падежи - учим! Тем более что в курсе русского языка это одна из важнейших транспортных развязок. Если не будешь знать правил, покатишься под откос. Но даже если ты, весь в поту от стресса, будешь контролировать светофоры и кое-как выученные дорожные знаки, неумело парковаться и со страхом думать, как же потом отсюда выехать - это ещё не знание. Знание - это когда ведёшь машину красиво и уверенно, делаешь всё точно и бессознательно.

   У меня есть для детей плохая новость (а для многих это действительно новость, даже глубоко после начальной школы): чтобы получить результат, нужно потрудиться. В буквальном смысле, напрячься. Когда стало сложно - напрячься. И тогда есть шанс выйти на следующий уровень.

   Но сейчас ведь всё стало легко: переходи в один клик; больше картинок, меньше текста; весь Древний Рим за полчаса; английский за десять уроков...

   Правда, я  до сих пор так и не встретила ни одного человека, который выучил бы английский за десять уроков. Зато знаю много таких, кто и за десять лет не приблизился к живому разговорному ни на шаг.

   Когда я попросила Игоряна помочь сделать игру, он радостно подпрыгнул: "О, игра!" Но когда сделали и сели играть, поскрипеть мозгами пришлось и мне. Зато уже через пару дней падежный туман начал рассеиваться. Не сразу. Но мы же помним, что любой результат требует усилий.

  Из картона и цветной бумаги мы склеили дом. Придумали для солидности адрес: Кривоколбасный переулок, 5. Фундаментом стал падеж именительный (он же начальная форма слова), а этажами - падежи косвенные: родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Увенчали сооружение чердаком с голубями, привидением и весёлыми штанами на верёвке.

   Каждый этаж населили персонажами. Игорян их нарисовал, а я придумала про каждый падеж стишок-памятку. Приклеили окошки с падежными предлогами: если на каждое посмотришь сто раз, невольно запомнишь, что предлог У, например, всегда означает падеж родительный (был в гостях (у кого?) у кролика).

   Но к сути игры эти картинки отношения не имеют. Они нужны, чтобы подключить эмоции, а также в качестве шпаргалок.

   А суть такая. Сначала выбираем тему. Любую, какая придёт в голову. Скажем, шерстяные носки. Далее каждый участник игры должен выбрать существительное, которое подходит к выбранной теме. Например, ноги. Тот, кто выбрал существительное одушевлённое, ставит свою фишку на слово "кто?", а тот, кто неодушевлённое, соответственно, на "что?"

   Теперь задача: нужно добраться до чердака, и при этом на каждом этаже записывать по одному предложению, употребляя выбранное слово в соответствующем падеже. Но это должны быть не шесть разрозненных предложений. Это должен быть маленький связный рассказ.

   Между прочим, это совсем не так просто, как может показаться. Мало того, что дети в принципе не любят движение ручкой по бумаге как процесс, они ещё и не умеют писать, излагать придуманное. Но фантазировать при этом могут прекрасно. Особенно когда тема любая. Немножко знаний о том, как устроен текст: с чего всё началось, как развивались события, чем всё закончилось - вот три кита, на которых стоит любое сочинение. Но дело даже не в сочинении. Это три кита стройного, красивого мышления и мыслевыражения. Не нужно спрашивать, зачем оно нужно и какие преимущества даёт.

   Вот так примерно выглядит один тур нашей игры. Начинаем с фундамента. Тема: шерстяные носки. Исходное слово: ноги.
1.Однажды зимой замёрзли чьи-то босые ноги.

 Переходим на второй этаж. Выбранное слово можно употребить с предлогом или без. Главное, чтобы оно прозвучало в предложении только один раз  - в родительном падеже.

2. Не было у ног ни ботинок, ни валенок, ни тёплых тапок.

Можно подниматься на третий этаж.

3.Тут подошёл к ногам один знакомый кот и заговорил мурлыкающим голосом.

Если всё получилось, идём дальше.

4. "Знайте: прежде чем надеть на ноги ботинки или валенки, нужно ещё кое-что."

   Винительный падеж самый сложный, его вечно путают с родительным. (У его собаки был короткий хвост - родительный. Он позвал свою собаку - винительный.) Помогут предлоги и старое доброе школьное: Нет (кого?) медведя - родительный; вижу (кого?) медведя - винительный.

А ноги тем временем уже в творительном падеже.


5.И пошёл кот вместе с босыми ногами к одной знакомой старушке.

Последний рывок.

6. Кот рассказал ей о ногах, об их беде, и старушка связала шерстяные носки - левый полосатый и правый тоже полосатый, в честь кота.

А вот что придумал Игорян на свою любимую тему "Скелеты".

Некромант отправился в великий поход. Около некроманта собралась гигантская толпа скелетов. К некроманту подошёл маг. Про некроманта стали ходить легенды. Над некромантом повисла слава. О некроманте говорили архимаги скелетов.

Мы завели по тетрадке - чтобы отслеживать прогресс, и чтобы постепенно получилась книга рассказов. Теперь, выполняя задание по русскому, Игорян приговаривает:

 - Кому? Чему? Соседям по пирогу... Это Роза Аркадьевна. Падеж дательный!



7 комментариев:

  1. Ирина! Класс!!! Какая Вы молодец! Вот вырастет сын, и будет вспоминать не падежи, а маму и как строили вместе этажи! Это дорогого стоит!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Фёдоровна, спасибо большое! Просто ум за разум заходит, что делать с образованием. Осенние каникулы три недели,про зимние уже известно, что продлят минимум до 17 января. И полная неизвестность, что дальше. Приходится мобилизовать все силы, чтобы хоть как-то спасти ситуацию. И я очень хочу, чтобы у сына в памяти остался не весь этот ковидный ужас, а то, как строили дом и сочиняли истории.

      Удалить
  2. Ответы
    1. Агния, спасибо за столь высокую оценку нашего домика! А если вдруг ещё кому-то пригодится идея, будет совсем хорошо. Падежи - такая тема, за которую потом много чего цепляется, а дети и учителя из-за всех нынешних пертурбаций физически не успевают толком изучить и закрепить. Поэтому будем на очередных бесконечных каникулах сочинять истории. Шевелить мозгами, писать от руки.

      Удалить
  3. Ирина, действительно, гениально! Можно смело делать игру и запускать в производство!)) С нынешними детьми очень актуально. Мы на таблице умножения. С таким скрипом всё идет! Я придумала три игры. Тоже играем попеременно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо,Таня! В наше время такие рукотворные игры приобретают дополнительное значение: не только помогают учить детей, но и пробуждают у родителей творческую (да и просто жизненную) энергию. Мы с таблицей умножения справились достаточно легко, но вот русский! Единственный предмет, домашние задания по которому приходится контролировать до сих пор. Чувствую, что на очереди практическое руководство по написанию сочинений. Вот где скрип и скрежет зубовный.

      Удалить