Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

воскресенье, 8 ноября 2020 г.

"Карусели над городом"


   Купила сыну, чтобы читал. Но потом незаметно прочитала и сама. Интересно стало: а как в книге? Юрий Томин написал по ней и сценарий к фильму с неуклюжим, громоздким названием "Летние впечатления о планете Z". Сняли его в 1986 году.

   Я хорошо помню, как на тёмном космическом фоне крутилась сама собой, складываясь по-всякому, коленчатая головоломка "змейка", очень в то время популярная. А вот фильм популярным отнюдь не стал. Несмотря на то, что детских фантастических фильмов выпускали тогда ужасающе мало, а хороших и того меньше. Те, что неплохо смотрятся и сейчас, и вовсе можно пересчитать по пальцам одной руки. "Приключения Электроника" да "Гостья из будущего". Ещё музыка из фильмов "Отроки во Вселенной" и "Москва-Кассиопея". Больше ничего в голову не приходит.

   Было много замечательных фильмов-сказок, это да. Архаичное, мифологическое время, чёткое деление на зло и добро, которое в итоге неминуемо одержит верх. Незыблемый мир прошлого, которое изменить уже нельзя. Фантастика же вся устремлена в будущее, непредсказуемое, и всё же предсказанное. Далеко не всегда безоблачное. Фантастика порождает тревожные и непростые мысли у взрослеющих читателей сказок. В том числе о том, что всё могло бы быть иначе. Дайте подрастающим разной фантастики, и побольше!

   И вот явились "Летние впечатления о планете Z". Но 1986 год сам как будто сошёл со страниц фантастической повести о судьбе нашего мира, и все эти мелькающие в первых кадрах светофоры, идущие задом наперёд часы как будто намекают: пошёл обратный отсчёт. Меня даже не смутили страшноватые картинки в книге, потому что они здесь гармоничны и органичны, так и должно быть. Фильм тоже тускл красками, и не только из-за качества плёнки. А потому что это правда. Но мы ещё не успели привыкнуть к этому новому миру и прижиться в нём, поэтому фильм и не вошёл в нашу кровь и нашу плоть.

    Всего семь лет прошло после "Электроника", где над нами солнце светит, не жизнь, а благодать; и мы будем искать похищенного мальчика с собакой бодрой толпой, будем звонить в колокола и разбудим весь город, ведь ты человек, ты сильный и смелый, на чудо не надейся, судьбой командуй сам. Да что там, всего два года назад Алиса улетела в прекрасное далёко, предварительно пообещав своим временным московским одноклассникам, что они все до единого станут инженерами, спортсменами и поэтами. И вдруг - такая метаморфоза, такая пропасть. Будто не два года прошло, а две тысячи световых лет.

   "Карусели над городом", как и "Летние впечатления", населены одиночками и одинокими (в фильме сглажено, в книге более явственно). Вот Алексей Павлович Мухин - мечтал о серебристых облаках; может быть, как его тёзка из другого фильма, спал на лекциях и разговаривал в тех снах с Пушкиным и Галилеем. Любопытно, что и того и другого Мухина сыграл Сергей Шакуров. Совпадение или нет?

   И вот он мечтал, а работает учителем физики в средней школе города Кулёминска, и вся его отрада - лаборатория в подвале, где он днюет и ночует со своим единственным помощником и единомышленником Борей Куликовым. В фильме это симпатичный рыжий и вполне компанейский шестиклассник, а вот в книге не так: сверстники Бориса не интересуют, потому что они все слабее интеллектом, компания ему не нужна. Но, в отличие от своего учителя, он не мечтатель, ум его рационален и холоден.

   Жители Кулёминска похожи на фрагменты рассыпанной мозаики. Вот младший брат Бориса Серёга - неприкаянный мальчик с игрушечным автоматом. Вот парикмахер, он же сыщик на общественных началах, который суёт свой нос везде, где просят и не просят... Фильму некоторый кураж придаёт музыкальная группа "Астронавты" - молодые люди в серебристых костюмах. Но музыка их режет слух и нервы. А самый главный "астронавт" Эндрю Морковкин задумал поставить безумноватую пьесу собственного сочинения под названием "Сорок этажей одиночества". Так и есть - по вертикали всё то же, что и по горизонтали.

   Этот мир как-то очень подходит к визиту мальчика-инопланетянина, наречённого Феликсом Счастливцевым. Вот ему как раз сюда, в эту одинокую лабораторию под замком. У него нет, как у Электроника, мечты стать человеком (смотрите, он плачет!). Он не будет, как Алиса Селезнёва, безрассудно бросаться в прошлое за миелофоном. Нет, он на работе, и прямо об этом говорит. Он наблюдатель, с чётко поставленной задачей: узнать о людях нечто такое, что жители родной планеты Феликса утратили в результате технического прогресса. Они не хотят ни во что вмешиваться, и уж тем более вредить. Но если наблюдатель будет рассекречен, его так же спокойно уничтожат. Алексей Павлович и Боря не выдадут, не бросят. Помогут Феликсу найти то, что он ищет. Но что-то уже пришло и на планету Z, и холодок этот явственно ощутим.

   Когда приходит время расстаться, Феликс спокоен: он постарался выполнить свою задачу, нашёл некоторые человеческие качества. Да и Борис быстро справится с эмоциями, грустить слишком долго нерационально. Особенно когда есть куча других дел, и Алексею Павловичу пора на экзамен.

   Пророчества - вот что нас одновременно пугает и притягивает в фантастических произведениях. Как оно там всё будет? И можем ли мы что-то сделать для того, чтобы было так? Или, наоборот, иначе?

   Что бы сказал Феликс своим, если бы посетил нашу планету Z сейчас? Или бы его послали за впечатлениями куда подальше, в другую область Вселенной?

"Карусели над городом" на Лабиринте

Комментариев нет:

Отправить комментарий