На зимних каникулах почти каждое утро, в семь тёмных, непробудных часов, Игорян приходил одолевать вопросами.
- Мама! Почему в книге напечатано не "пёс", а "пес"?!
- Видишь ли, Игорян, - бормотала я, не выходя из подсознания, - слова с буквой Ё печатаются в книгах для самых маленьких, которые только учатся читать. А читатели со стажем поймут без точек, что "пес" - это "пёс".
Про стаж это я так сказала, для мотивации. Как и многие (почти все) современные дети, мой сын отнюдь не заядлый читатель. Когда мама Игорянова одноклассника рассказывала, как настигает своего мальчика под одеялом с фонариком за чтением очередной книги, и как домашняя библиотека вся давно перечитана, собравшийся рядом кружок родителей внимал почтительно и удивлённо. Примерно так слушали когда-то рассказы бывалых путешественников - о людях с пёсьими головами да про морского чёрта с рыбьим хвостом. Диковинка! Чего только на свете не бывает!
Игорян отнюдь не с фонариком. Слушать он готов всегда, но это другое. Когда-то нужно начинать и самому. И я давно поняла, что личный пример читающих родителей, и разговоры, и дом, наполненный книгами, и остановка чтения на самом интересном месте, увы, ничего не гарантируют. А хочется ведь, чтобы ребёнок был - пусть не с фонариком, я с фонариком сама никогда не была - но чтобы, кроме календаря осьмого года, в иные книги глядел по собственному желанию, и не время от времени.
Почему хочется? Потому что дети сейчас пошли очень умные, но им не хватает пищи для размышлений. Всё мелькает, толпится, кружится, наскакивает одно на другое, проматывается - скорей, скорей! Пролетает сквозь мозг и душу в непереваренном виде.
В языковой школе, которую посещает Игорян, мальчик-первоклассник, увидев на стене фотографию, спросил у мамы: "А почему здесь не показано, сколько лайков?"
А в книгу ведь не ткнёшь пальцем. Как минимум, книга даёт ощущение начала и конца. И чувство, что твоего одобрения здесь не ждут, писатель пришёл к тебе не за лайком, и каждая точка в конце главы - это пауза, после которой нужно снова что-то решать, самому. А если захочешь поделиться с друзьями, то одним нажатием кнопки не отделаешься.
Поэтому за простую бумажную книгу можно не переживать, никуда она не денется. Но можно переживать за людей, книги не читающих. Ведь книга в нашем современном мире - чуть ли не единственный источник достоверной информации: автор сказал то, что хотел сказать, и он был честен.
Но только если это хороший автор. Меня не устраивает вариант: пусть читает что угодно, лишь бы читал. Читать надо лучшее или просто хорошее. А утверждение, что детей обмануть нельзя, что плохой текст они просто проигнорируют, не подтверждается жизнью. Детей обмануть можно довольно легко, плохое они читать будут, и весьма охотно. Плохое ведь часто бывает гораздо ярче хорошего...
Так я показывала личным примером, и дом трещал от книг по швам, и останавливаться я старалась на самом что ни на есть интересном месте... Но Игорян упорно продолжал слушать, а не читать.
Пока я случайно не купила в букинисте книгу Кира Булычёва "Королева пиратов на планете Сказок". Не самое известное произведение автора, но для первого раза в нём было всё необходимое: космические пираты Крыс и Весельчак У, много картинок и крупный шрифт, который давал ощущение, что прочитано много - полкниги за полчаса. Ощущение силы. И сожаление, что история так быстро закончилась.
Вечерами мы читали вслух "Путешествие Алисы", смотрели "Тайну третьей планеты", в коробке с игрушками от старых киндер-сюрпризов нашли фигурки ушана и Глота. И когда Игорян сказал, что хотел бы почитать ещё что-нибудь про Алису, я не знала, за какой бубен мне хвататься, какой танец исполнить.
На Новый год я подарила Игоряну пять книг Кира Булычёва, и все каникулы расплачивалась за это прерванными крепкими снами в семь утра.
Хорошо, что Игорь Всеволодович Можейко написал много книг, надолго хватит. А там, глядишь, и привычка сформируется, а то и - берите выше - потребность! Приятно думать у лежанки...
- Сегодня на ИЗО была знаешь какая тема? - спросил Игорян после уроков в первый учебный день.
- Как я провёл зимние каникулы?
- Как ты догадалась?!
- С трудом. И что ты нарисовал?
- Я нарисовал книгу "Древние тайны". Особенно реалистично у меня получился мамонт - такой, знаешь, плавный переход из шкуры в хобот...
Народная мудрость гласит: прежде чем о чём-то мечтать, подумайте как следует: а вдруг ваши мечты исполнятся?
Да ладно, я не боюсь. А фонарик в случае чего и спрятать недолго.
- Мама! Почему в книге напечатано не "пёс", а "пес"?!
- Видишь ли, Игорян, - бормотала я, не выходя из подсознания, - слова с буквой Ё печатаются в книгах для самых маленьких, которые только учатся читать. А читатели со стажем поймут без точек, что "пес" - это "пёс".
Про стаж это я так сказала, для мотивации. Как и многие (почти все) современные дети, мой сын отнюдь не заядлый читатель. Когда мама Игорянова одноклассника рассказывала, как настигает своего мальчика под одеялом с фонариком за чтением очередной книги, и как домашняя библиотека вся давно перечитана, собравшийся рядом кружок родителей внимал почтительно и удивлённо. Примерно так слушали когда-то рассказы бывалых путешественников - о людях с пёсьими головами да про морского чёрта с рыбьим хвостом. Диковинка! Чего только на свете не бывает!
Игорян отнюдь не с фонариком. Слушать он готов всегда, но это другое. Когда-то нужно начинать и самому. И я давно поняла, что личный пример читающих родителей, и разговоры, и дом, наполненный книгами, и остановка чтения на самом интересном месте, увы, ничего не гарантируют. А хочется ведь, чтобы ребёнок был - пусть не с фонариком, я с фонариком сама никогда не была - но чтобы, кроме календаря осьмого года, в иные книги глядел по собственному желанию, и не время от времени.
Почему хочется? Потому что дети сейчас пошли очень умные, но им не хватает пищи для размышлений. Всё мелькает, толпится, кружится, наскакивает одно на другое, проматывается - скорей, скорей! Пролетает сквозь мозг и душу в непереваренном виде.
В языковой школе, которую посещает Игорян, мальчик-первоклассник, увидев на стене фотографию, спросил у мамы: "А почему здесь не показано, сколько лайков?"
А в книгу ведь не ткнёшь пальцем. Как минимум, книга даёт ощущение начала и конца. И чувство, что твоего одобрения здесь не ждут, писатель пришёл к тебе не за лайком, и каждая точка в конце главы - это пауза, после которой нужно снова что-то решать, самому. А если захочешь поделиться с друзьями, то одним нажатием кнопки не отделаешься.
Поэтому за простую бумажную книгу можно не переживать, никуда она не денется. Но можно переживать за людей, книги не читающих. Ведь книга в нашем современном мире - чуть ли не единственный источник достоверной информации: автор сказал то, что хотел сказать, и он был честен.
Но только если это хороший автор. Меня не устраивает вариант: пусть читает что угодно, лишь бы читал. Читать надо лучшее или просто хорошее. А утверждение, что детей обмануть нельзя, что плохой текст они просто проигнорируют, не подтверждается жизнью. Детей обмануть можно довольно легко, плохое они читать будут, и весьма охотно. Плохое ведь часто бывает гораздо ярче хорошего...
Так я показывала личным примером, и дом трещал от книг по швам, и останавливаться я старалась на самом что ни на есть интересном месте... Но Игорян упорно продолжал слушать, а не читать.
Пока я случайно не купила в букинисте книгу Кира Булычёва "Королева пиратов на планете Сказок". Не самое известное произведение автора, но для первого раза в нём было всё необходимое: космические пираты Крыс и Весельчак У, много картинок и крупный шрифт, который давал ощущение, что прочитано много - полкниги за полчаса. Ощущение силы. И сожаление, что история так быстро закончилась.
Вечерами мы читали вслух "Путешествие Алисы", смотрели "Тайну третьей планеты", в коробке с игрушками от старых киндер-сюрпризов нашли фигурки ушана и Глота. И когда Игорян сказал, что хотел бы почитать ещё что-нибудь про Алису, я не знала, за какой бубен мне хвататься, какой танец исполнить.
На Новый год я подарила Игоряну пять книг Кира Булычёва, и все каникулы расплачивалась за это прерванными крепкими снами в семь утра.
Хорошо, что Игорь Всеволодович Можейко написал много книг, надолго хватит. А там, глядишь, и привычка сформируется, а то и - берите выше - потребность! Приятно думать у лежанки...
- Сегодня на ИЗО была знаешь какая тема? - спросил Игорян после уроков в первый учебный день.
- Как я провёл зимние каникулы?
- Как ты догадалась?!
- С трудом. И что ты нарисовал?
- Я нарисовал книгу "Древние тайны". Особенно реалистично у меня получился мамонт - такой, знаешь, плавный переход из шкуры в хобот...
Народная мудрость гласит: прежде чем о чём-то мечтать, подумайте как следует: а вдруг ваши мечты исполнятся?
Да ладно, я не боюсь. А фонарик в случае чего и спрятать недолго.
Ирина, я за вас рада! За найденного своего автора! Не сомневалась, что так и будет. А я как раз Алису только вслух читала, ужасно интересно было, но сын сам не взялся, а на истории со сказочным заповедником начался Новый год, навалило книг (вместо снега), и заповедник пока вовсе отложили. Он мне кстати тоже меньше нравится.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Катя! Я осенью было обрадовалась: сын зачитал "Малыша Николя"! Но, как оказалось, радость была преждевременной - Николя быстро надоел и был отброшен. С Булычёвым более удачная попытка. Я сама плохо в нём разбираюсь, поэтому книги выбирала наугад, по названиям - чтобы неандертальцы вот эти все были, крестоносцы, исторического побольше. На фоне общего доверия к автору делать выбор было нетрудно. "Заповедник сказок" на очереди после "Ста лет тому вперёд", интересно, как пойдёт. А снега у нас навалило вместе с книгами, и продолжает валить. Мне кажется, что в эту зиму весь снег страны решил выпасть в Новосибирске и его окрестностях.
УдалитьЭх, а у нас опять без зимы. Ноль градусов и пара снежинок в воздухе. Я правда одну фотографию успела сделать снежную, но сама не пойму, как это у меня получилось. И только из окна. Пока на улицу вышли, всё уже растаяло.
УдалитьПозавчера из нашего двора был вывезен приблизительно трёхметровый огромный сугроб. Сейчас небольшая передышка в три морозных дня, а в пятницу снова ноль и снегопады. И новый сугроб встанет как лист перед травой.Давно уже я такого не видела.
УдалитьИрина, ваш рассказ да разобрать бы на цитаты! Моя дочь из читающих. С одной стороны, я понимаю, что во многом это моя личная заслуга- делала все, что могла. А с другой, точно так же понимаю, что повезло. Ибо и правда-никакой гарантии...
ОтветитьУдалитьТаня, у меня дочь тоже из читающих (в книжном магазине регулярно показывает паспорт - чтобы продали Платонова с Довлатовым), и мне казалось, что иначе и быть не может. А потом выяснилось, что может, ещё и как. Кто-то становится читателем легко и естественно, а кто-то через большой собственный и родительский труд. Но тут главное - не сдаваться, и мы правда делаем всё, что можем. Мы молодцы!
Удалитьу меня брат не читает совсем. При читающих родителях и сестре;) Два ладно бы просто не читал, а то ведь позиция "некогда мне ерундой заниматься". Я это никак не комментирую. Просто факт. Жизнь богаче нашего воображения
УдалитьВчера в книжном магазине мимо проходила стайка подростков, и до меня долетела реплика: "А мне "Война и мир" понравилась!" Ничего себе заявочка, подумала я. Кто-то рождается с уже встроенной программой, и всегда так было. И читатель от природы - это редкость. В моём детстве заядлых читателей тоже было немного,хоть сейчас и любят говорить, что тогда читали все поголовно. О, нет, далеко не все.
Удалить