Каких только фильмов не видела я раньше в своей жизни! Не видела в том числе картину 1975 года "В ожидании чуда". Редкий случай: я посмотрела её от начала и до конца; не так, как обычно смотрю неизвестное кино - перематывая песни главных героев, мысленно подгоняя сцены и диалоги.
Фильм совсем наивный. Про то, как четырнадцатилетний Саша доказал теорему Ферма. То есть ему казалось, что доказал. Старый учитель математики настаивал: работу надо показать в Академии наук. В Москву, в Москву! А родители: не о том ты, Саша думаешь; у тебя по географии выходит двойка и по ряду других предметов. Но, понимаете, когда человек математик, думать он может только о математике. А когда он музыкант - только о музыке, и так далее.
В школе я думала о математике очень мало и примерно так: опять этот тоскливый набор цифр, которые мне никак не даются, ненавижу. В сериале про Михайло Ломоносова поражала сцена, в которой блестящий Леонард Эйлер обсуждает со своим коллегой в парике какую-то задачу и говорит про неё: изящная.
Вот уж слово, совсем не подходящее к двум глупым трубам в бассейне, к поездам, которые никак не могут встретиться в искомой точке, к тройке за итоговую контрольную от гороно, к учительнице, которую не понимаю, хоть лоб разбей...
А тут вдруг кино, которого никогда не видела. И в нём старый учитель сам купил билет до Москвы, и отправил мальчика с теоремой в портфеле зимой и ночью, без родительского согласия. Михайло Ломоносов нашего времени.
Отправил из маленького посёлка в Сибири (естественно, откуда же ещё!). Потом, правда, оказалось, что Сибирь, по мнению создателей фильма, расположена в Челябинской области. Но это деталь несущественная. Главное, что посёлок далеко, очень далеко от Москвы.
Древние, замшелые времена. То ли дело теперь: бери и отправляй свои шедевры электронной почтой - дойдёт гарантированно и за одну секунду.
Но Сашин старый учитель сначала ведь тоже отправлял почтой, неоднократно. И, не получив никакого ответа, понял: надо ехать.
- Был бы в работе толк, сразу бы ответили, - говорит Сашин папа, как полено топором рубит.
А старый учитель не согласен: работа могла затеряться, попасть не в те руки, её могли бросить в корзину не читая - мало ли в стране школьников, доказавших теорему Ферма; сейчас все кому не лень доказывают.
С тех замшелых времён ничего, ну ничегошеньки не изменилось для таких мальчиков. Их электронное письмо точно так же бросят в корзину не читая. Только сейчас трудно посадить мальчика ночью на поезд без риска сесть самому.
А в старом фильме Саша и до Москвы доехал, и встретил на своём пути неравнодушных людей, и зашёл беспрепятственно в здание МГУ, и передал работу кому следует, и получил ответ, что работа хороша. И молодой, но уже гениальный профессор математики в два счёта отыскал в ней ошибку.
Диалог с мелом у доски - совершенная для меня тарабарщина и клинопись. Но он упоителен.
- Но эта формула верна у вас только для простых n.
- Для составных n можно взять gn.
- Да, но в таком случае у вас нарушается взаимная простота f и g, n-то ведь у вас основное.
- Но её можно легко исправить, если взять y от n в кубе и прибавить z от n. И тогда всё получается.
- А разве z от n определено у вас для всех n?
Этот вопрос мальчика и сразил наповал: z-то у него действительно определено не для всех n, и взаимная простота, как ни крути, нарушается. И теорему Ферма он не взял. И, конечно, всё пропало. Больше он никогда-никогда не будет заниматься математикой, и жизнь была напрасна, и вообще... Прочь отсюда, на поезд, в Сибирь, в Челябинскую область! Все равно куда.
Ничего, пройдёт и это. У всех прошло. И все возвратились к своей математике. И пусть не теорему Ферма, но что-то всё равно доказали.
Я благодарна этому фильму, который кажется из нашего времени таким сказочно неправдоподобным. Благодарна за то, что не бросила его в корзину не читая, и мои руки оказались теми. За то, что математика - это не набор унылых цифр, а чья-то душа и чьё-то тело, поезд в ночи, надежда и разочарование, и вновь надежда. Это жизнь.
Это жизнь, в которой мы возвращаемся каждый день домой по своей улице.
- Смотри, вон та машина стоит на ходибильной местности, - говорит Игорян.
И правда: машина стояла прямо на тротуаре.
- Закономерность нарушена, - сказал Игорян.
И снова правда: и закономерность нарушена, и гармония. Обычная машина не должна стоять на ходибильной местности, даже если она стоит необычных денег. И люди, которым не писаны обычные законы, всего лишь оказываются вне зоны гармонии. Это не приговор, с этим живут, и даже до глубокой старости, и даже счастливо. А то, что где-то нарушена взаимная простота... Что ж, пусть над этой теоремой ломают голову отъявленные математики.
Фильм совсем наивный. Про то, как четырнадцатилетний Саша доказал теорему Ферма. То есть ему казалось, что доказал. Старый учитель математики настаивал: работу надо показать в Академии наук. В Москву, в Москву! А родители: не о том ты, Саша думаешь; у тебя по географии выходит двойка и по ряду других предметов. Но, понимаете, когда человек математик, думать он может только о математике. А когда он музыкант - только о музыке, и так далее.
В школе я думала о математике очень мало и примерно так: опять этот тоскливый набор цифр, которые мне никак не даются, ненавижу. В сериале про Михайло Ломоносова поражала сцена, в которой блестящий Леонард Эйлер обсуждает со своим коллегой в парике какую-то задачу и говорит про неё: изящная.
Вот уж слово, совсем не подходящее к двум глупым трубам в бассейне, к поездам, которые никак не могут встретиться в искомой точке, к тройке за итоговую контрольную от гороно, к учительнице, которую не понимаю, хоть лоб разбей...
А тут вдруг кино, которого никогда не видела. И в нём старый учитель сам купил билет до Москвы, и отправил мальчика с теоремой в портфеле зимой и ночью, без родительского согласия. Михайло Ломоносов нашего времени.
Отправил из маленького посёлка в Сибири (естественно, откуда же ещё!). Потом, правда, оказалось, что Сибирь, по мнению создателей фильма, расположена в Челябинской области. Но это деталь несущественная. Главное, что посёлок далеко, очень далеко от Москвы.
Древние, замшелые времена. То ли дело теперь: бери и отправляй свои шедевры электронной почтой - дойдёт гарантированно и за одну секунду.
Но Сашин старый учитель сначала ведь тоже отправлял почтой, неоднократно. И, не получив никакого ответа, понял: надо ехать.
- Был бы в работе толк, сразу бы ответили, - говорит Сашин папа, как полено топором рубит.
А старый учитель не согласен: работа могла затеряться, попасть не в те руки, её могли бросить в корзину не читая - мало ли в стране школьников, доказавших теорему Ферма; сейчас все кому не лень доказывают.
С тех замшелых времён ничего, ну ничегошеньки не изменилось для таких мальчиков. Их электронное письмо точно так же бросят в корзину не читая. Только сейчас трудно посадить мальчика ночью на поезд без риска сесть самому.
А в старом фильме Саша и до Москвы доехал, и встретил на своём пути неравнодушных людей, и зашёл беспрепятственно в здание МГУ, и передал работу кому следует, и получил ответ, что работа хороша. И молодой, но уже гениальный профессор математики в два счёта отыскал в ней ошибку.
Диалог с мелом у доски - совершенная для меня тарабарщина и клинопись. Но он упоителен.
- Но эта формула верна у вас только для простых n.
- Для составных n можно взять gn.
- Да, но в таком случае у вас нарушается взаимная простота f и g, n-то ведь у вас основное.
- Но её можно легко исправить, если взять y от n в кубе и прибавить z от n. И тогда всё получается.
- А разве z от n определено у вас для всех n?
Этот вопрос мальчика и сразил наповал: z-то у него действительно определено не для всех n, и взаимная простота, как ни крути, нарушается. И теорему Ферма он не взял. И, конечно, всё пропало. Больше он никогда-никогда не будет заниматься математикой, и жизнь была напрасна, и вообще... Прочь отсюда, на поезд, в Сибирь, в Челябинскую область! Все равно куда.
Ничего, пройдёт и это. У всех прошло. И все возвратились к своей математике. И пусть не теорему Ферма, но что-то всё равно доказали.
Я благодарна этому фильму, который кажется из нашего времени таким сказочно неправдоподобным. Благодарна за то, что не бросила его в корзину не читая, и мои руки оказались теми. За то, что математика - это не набор унылых цифр, а чья-то душа и чьё-то тело, поезд в ночи, надежда и разочарование, и вновь надежда. Это жизнь.
Это жизнь, в которой мы возвращаемся каждый день домой по своей улице.
- Смотри, вон та машина стоит на ходибильной местности, - говорит Игорян.
И правда: машина стояла прямо на тротуаре.
- Закономерность нарушена, - сказал Игорян.
И снова правда: и закономерность нарушена, и гармония. Обычная машина не должна стоять на ходибильной местности, даже если она стоит необычных денег. И люди, которым не писаны обычные законы, всего лишь оказываются вне зоны гармонии. Это не приговор, с этим живут, и даже до глубокой старости, и даже счастливо. А то, что где-то нарушена взаимная простота... Что ж, пусть над этой теоремой ломают голову отъявленные математики.
Здравствуйте, Ирина! Я тоже самый что ни на есть типичный гуманитарий. В школе математику не понимала, потому не любила и временами даже жутко боялась. Это чувство, как говаривал М.М. Жванецкий, я пронесла через всю свою жизнь. О том, чтобы в математике видеть хоть мало-мальскую красоту, даже речи не шло. Но... Однажды совершенно случайно (впрочем, как знать) на канале "Культура" наткнулась на документальный фильм, который только что начался, и неожиданно для себя не только не переключила, а досмотрела с огромным интересом до конца. Потом даже взахлеб пересказывала некоторые его моменты родственникам и друзьям. Одним словом, этот фильм во многом изменил мои представления и заставил поверить в то, что можно любить и боготворить математику, что есть в ней и красота и тайна. Кстати, называется фильм "Великая тайна математики" (2016). Не побоюсь да и посоветую Вам поглядеть, если не видели.
ОтветитьУдалитьP.S. А "В ожидании чуда" тоже в детстве прошел мимо меня. И до сего дня не слышала о таком.
Здравствуйте, Агния! Спасибо, обязательно посмотрю. Я тоже боялась в школе математики, даже не столько науки, сколько учителей и всего, что происходило на уроках: самостоятельные работы-пятиминутки, во время которых я тупела и цепенела, доказательства скучных теорем, вездесущее и непонятное число пи. Так я школу и окончила, с чувством глубокого облегчения и твёрдым убеждением, что больше никогда в жизни не буду иметь дела с математикой. Так и было, пока я не услышала про Александра Звонкина, математика, автора книги "Малыши и математика", создателе математического кружка для дошкольников. Тут-то я и поняла с грустью и отчаяньем, что предмет, который я считала в школе математикой, вовсе математикой не являлся. Что я тоже когда-то занималась математикой с удовольствием,играя во дворе в прятки и составляя узоры из мозаики. И что самое первое написанное мной стихотворение тоже было математической задачей. Не очень изящно решённой, конечно, но все ведь начинают с доказательства малых теорем.
Удалить