Кому бы я ни показывала эту картинку, все в один голос твердят слово "экспрессия". И в самом деле, экспрессия старика зашкаливает. Попробуй только не смилостивись, государыня рыбка!
Мы ведь знаем, что старик и море - это всегда очень сильно.
Так просят не для себя, а для своей старухи. Не для любимой, родной, милой и единственной старухи, а для своей. Это слово посильнее прочих эпитетов, и не зря Пушкин выбрал именно его. Хоть проклятая и белены объелась - а всё равно своя.
Сколько я себя помню, в учебных разговорах на тему "Сказки о рыбаке и рыбке" всегда было принято старика жалеть, а старуху ругать. Стыдить за жадность и вероломство. Правильным считался тот смысл ответа, что нужно быть скромнее: дали тебе новое корыто взамен расколотого, и будь довольна, иди дальше стирай. А старуха обнаглела и получила по заслугам, поделом ей. Но это на уроке литературы. А в жизни как их найти, правильные ответы?
На иллюстрациях к пушкинской сказке старика принято изображать дряхлым и согбенным, с длинной и печальной бородой. Но у Пушкина сказано: он рыбачил тридцать лет и три года. То есть старику не больше пятидесяти. Детям-то всё равно - пятьдесят, восемьдесят, тридцать... Разницы они не видят, поэтому на картинке должен быть изображён старик во всей красе, седой и слабый. Но мы-то, взрослые, в определённый момент начинаем понимать, что такое на самом деле эти пятьдесят, безо всяких картинок.
А старухе рыбака, которую традиционно изображают злобной чёрной каргой, на манер Бабы Яги, лет, должно быть, и того меньше. Пусть сорок восемь. Старуха... Да она ещё вовсю жить хочет, может и имеет право.
Хочет ходить в собольей душегрейке, и чтобы жемчуга огрузили шею. Хочет жить не в заплесневелой землянке, а в светлом тереме. Тридцать лет и три года она промаялась с нищим, который даже не смог обеспечить её надёжным корытом, и вот теперь, когда ей в кои-то веки выпал шанс...
Обезумела женщина, бывает. Кризис среднего возраста, опять же, поспособствовал. На столбовой дворянке вполне можно было и остановиться. И рыбка ведь старуху по-женски поняла, и до определённого момента была снисходительна к её капризам. Но когда старуха перестала видеть края, рыбка, опять же очень по-женски, и даже стервозно, поставила её на место. Вот так, знай.
О самом интересном - как они будут жить со стариком после всей этой истории - Пушкин мудро умалчивает. Он разжёвывать не привык. Он написал свои сказки будучи зрелым человеком, а не весёлым юношей, как мне казалось в детстве.
Но я рада, что именно пушкинскими сказками открывается учебник литературы для второго класса. Давно прошли те времена, когда я доверяла учебникам, уважала и считала, что к их созданию причастны люди избранные и компетентные. Теперь для меня учебник не авторитет, уж простите, современные его авторы (особенно художники). Но то, что незыблемо, как дуб у Лукоморья, стоят в них сказки Пушкина - это, безусловно, победа.
Уже то хорошо, что, прочитав историю про рыбака и рыбку, дети нарисуют экспрессивную картинку, на которой старик просит. Не для себя, а для своей старухи. Для своей старухи. Загадочное слово, которое ещё предстоит постичь.
Мы ведь знаем, что старик и море - это всегда очень сильно.
Так просят не для себя, а для своей старухи. Не для любимой, родной, милой и единственной старухи, а для своей. Это слово посильнее прочих эпитетов, и не зря Пушкин выбрал именно его. Хоть проклятая и белены объелась - а всё равно своя.
Сколько я себя помню, в учебных разговорах на тему "Сказки о рыбаке и рыбке" всегда было принято старика жалеть, а старуху ругать. Стыдить за жадность и вероломство. Правильным считался тот смысл ответа, что нужно быть скромнее: дали тебе новое корыто взамен расколотого, и будь довольна, иди дальше стирай. А старуха обнаглела и получила по заслугам, поделом ей. Но это на уроке литературы. А в жизни как их найти, правильные ответы?
На иллюстрациях к пушкинской сказке старика принято изображать дряхлым и согбенным, с длинной и печальной бородой. Но у Пушкина сказано: он рыбачил тридцать лет и три года. То есть старику не больше пятидесяти. Детям-то всё равно - пятьдесят, восемьдесят, тридцать... Разницы они не видят, поэтому на картинке должен быть изображён старик во всей красе, седой и слабый. Но мы-то, взрослые, в определённый момент начинаем понимать, что такое на самом деле эти пятьдесят, безо всяких картинок.
А старухе рыбака, которую традиционно изображают злобной чёрной каргой, на манер Бабы Яги, лет, должно быть, и того меньше. Пусть сорок восемь. Старуха... Да она ещё вовсю жить хочет, может и имеет право.
Хочет ходить в собольей душегрейке, и чтобы жемчуга огрузили шею. Хочет жить не в заплесневелой землянке, а в светлом тереме. Тридцать лет и три года она промаялась с нищим, который даже не смог обеспечить её надёжным корытом, и вот теперь, когда ей в кои-то веки выпал шанс...
Обезумела женщина, бывает. Кризис среднего возраста, опять же, поспособствовал. На столбовой дворянке вполне можно было и остановиться. И рыбка ведь старуху по-женски поняла, и до определённого момента была снисходительна к её капризам. Но когда старуха перестала видеть края, рыбка, опять же очень по-женски, и даже стервозно, поставила её на место. Вот так, знай.
О самом интересном - как они будут жить со стариком после всей этой истории - Пушкин мудро умалчивает. Он разжёвывать не привык. Он написал свои сказки будучи зрелым человеком, а не весёлым юношей, как мне казалось в детстве.
Но я рада, что именно пушкинскими сказками открывается учебник литературы для второго класса. Давно прошли те времена, когда я доверяла учебникам, уважала и считала, что к их созданию причастны люди избранные и компетентные. Теперь для меня учебник не авторитет, уж простите, современные его авторы (особенно художники). Но то, что незыблемо, как дуб у Лукоморья, стоят в них сказки Пушкина - это, безусловно, победа.
Уже то хорошо, что, прочитав историю про рыбака и рыбку, дети нарисуют экспрессивную картинку, на которой старик просит. Не для себя, а для своей старухи. Для своей старухи. Загадочное слово, которое ещё предстоит постичь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий