Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

четверг, 4 июля 2019 г.

Дело птицелова

   Может быть, даже все знают песню "Птицелов" в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных. Или многие. Или многие в том времени, которое очень удачно выбрало свой прекрасный и светлый дуэт.
   Хоть "Птицелов" явно не стоит в первом ряду популярности вместе с "Александрой" и "Под музыку Вивальди", и "Большим лошадиным секретом", и "Со мною вот что происходит", и "Никого не будет в доме", и... Короче говоря, эта песня для тех, кто первым сливочным глотком не напился и хочет ещё. Одна из лучших - и как она сделана, и как исполнена, и слова. Татьяна и Сергей Никитины всегда отличались высочайшей культурой при выборе литературной основы для своих песен. И автор стихотворения "Птицелов" Эдуард Багрицкий тоже ведь никогда не стоял в первом ряду популярности и знаковости, как-то его всё время закрывали своими спинами лучезарные коллеги, и он как будто оказывался всегда на скамейке запасных.  Хотя половины взгляда вполне достаточно, чтобы понять: Багрицкий - поэт первоклассный.
                                      И пред ним, зелёный снизу,
                                      Голубой и синий сверху,
                                      Мир встаёт огромной птицей,
                                      Свищет, щёлкает, звенит...
   Мне всегда казалось, что он писал стихи на одном дыхании, а дыхания, воздуха не хватало - Багрицкого всю жизнь мучила астма. Поэтому он так жадно заглатывает каждый глоток жизни - успеть, поймать слово, приманить его, запечатлеть картинку, которая явилась душной бессонной ночью.
   Все его стихи очень яркие и страстные. О чём я долго не подозревала.

   В нашей школьной программе поэт Багрицкий был представлен стихотворением "Смерть пионерки", и этим метким выстрелом составители учебника убили сразу двух зайцев: собственно пионерку и заодно поэта Багрицкого. Ведь очень мало кто из детей, почти никто, в состоянии оценить стихотворение по достоинству и признать, что строчка "Мир, открытый настежь бешенству ветров" хороша сама по себе. И здесь ни при чём смерть, которой в десять лет нет и быть не может. Здесь ни при чём принципиальная пионерка из первых, на которую надо бы равняться, как призывает учительница литературы, но так не хочется.
   Позже, намного позже, окончательно сбросив с души и тела оковы школьной литературы, я увидела и расслышала, и захотела поделиться дыханием.
                                Пустынное солнце садится в рассол,
                                И выпихнут месяц волнами...
   Стихотворение "Птицелов" полвека так и просилось в песню, и дождалось. Хорошо, когда люди вот так совпадают - музыкой, словами, воздухом. И популярность тут не при чём.
                                И, заслышав этот голос,
                                Голос дерева и птицы,
                                На берёзе придорожной
                                Зяблик загремит в ответ...
   Чтобы приманить птицу, нужно говорить с ней её голосом. Но сначала попробуй изучить. Первым в мире психологом явно был птицелов. Вот уже и клетка открыта, да и клетки никакой нет, а они сидят в бузине и на берёзе и отойти боятся. Потому что мир такой огромный, зелёный и голубой, а заветный, понимающий, тебе посвящённый манок только здесь. И кажется в этот миг, что нет в мире никаких других соловьёв.


4 комментария:

  1. ооо, я помню эту песню! Прямо как сейчас: по Тюрингии дубовой, по Саксонии сосновой, по Вестфалии бузинной, по Баваа-а-а- (поем тирольским пением)- рии хмельной)))
    Надо багрицкого почитать. А то ведь точно- в памяти одна Смерть пионерки;)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да! Да! По Тюрингии дубовой, по Саксонии сосновой, по Вестфалии бузинной, по Баварии хмельной! (С постукиванием о гитару!). А дудочка там в конце какая, какая дудочка... Я открыла для себя Багрицкого, когда посмотрела фильм "Когда я стану великаном". Там учительница английского Джульетта Ашатовна и хулиган-поэт Копейкин цитируют на пару: "А там, над водой, над речными узлами весна развернула зелёное знамя. Но я человек, и не зверь, и не птица. Мне тоже хотится под ручку протиться". Очень понравилось и стало интересно, кто автор. Так Багрицкий и стал одним из любимых.

      Удалить
  2. а мне повезло: ни Багрицкий, ни пионерка убиты не были, и я сразу познакомилась с ним благодаря Никитиным.

    за мысль: "Татьяна и Сергей Никитины всегда отличались высочайшей культурой при выборе литературной основы для своих песен", - отдельное спасибо, лучше и не скажешь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот прекрасный дуэт всегда был для меня образцом интеллигентности и культуры. Никитиным присуще удивительное чувство меры во всём, современному человеку они необходимы как лекарство. Жаль только, что наше время не очень охотно реагирует на тихие голоса.

      Удалить