Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

воскресенье, 2 декабря 2018 г.

Книга раньше меня

   Эту книгу я помню как себя. Помню раньше себя. Задолго до своего появления на свет помню я эти бесстрастные кошачьи глаза, горящие зелёным пламенем сквозь мрак вечного вечера вечной зимы вечного года. То были древнейшие времена, спрятанные в шкатулке, заглядывать в которую разрешается только по большим личным праздникам. Тайные времена. Если пожадничаешь, если будешь открывать их, тревожить без повода, они исчезнут, растают, превратятся в легенду - шёпотную и таинственную.

   Монументальная была книга. Совсем не похожая на сборник русских народных сказок, среди которых я выискивала те, что пострашнее: про чертей, про бабу Ягу, про солдата и Смерть... Но такая же притягательная, тёмная, вся как будто вырезанная из камня. Тяжёлая даже на той странице, где старинный мужчина в рубахе и картузе разбрасывает налево и направо весёлую карамель. И сразу хотелось тоже конфет, и я запомнила эту картинку на всю жизнь.
   И поразителен был Великий Полоз. Суровый, похожий одновременно на Зевса из мультфильма, на Морозко из кино и на Ермака Тимофеевича с деревянной картинки в моей комнате. Ермак на ней был большой и грозный, до неба, а три сибирских хана в ряд - маленькие и смиренные.
   Полоза я немного боялась, но не перелистывала поскорее, даже если была дома одна, а всматривалась, разбирала неторопливые строчки, ритм которых завораживал:
"И вот видят ребята - человека того уж нет. Которое место до пояса - всё это голова стала, а от пояса шея. Голова точь-в-точь такая, как была, только большая, глаза ровно по гусиному яйцу стали, а шея змеиная. И вот из-под земли стало выкатываться тулово преогромного змея. Голова поднялась выше леса"...
   Это не сказки были - сказы. Это очень серьёзно, и совсем не обязательно счастливый конец. А чаще всего наоборот - если не прямая печаль, то обязательно задумчивость какая-то, и как бы вот здесь можно было исправить... Но исправить не получится. Никому и никогда не дано исправить людей.
    Читала я из этой книги немного, в основном про Данилу-мастера, про каменный цветок и Медной горы Хозяйку, чем-то похожую на Снежную королеву. И страшно было попасть в её чертог, и хотелось туда попасть. И была по всей земле зима; красиво и благородно седели оконные стёкла, и подступало к самому сердцу смутное предчувствие: придёт и моё время маяться, искать, всматриваться, тосковать над каменным цветком, который никак не выходит.
Не выходит, да...


   Читала я, конечно, и про голубую змейку. А в самую первую очередь - про Серебряное копытце. Самое душевное копытце, самое понятное, похожее на светящееся окошко затерянной в снегах избушки.
   Жалко, что на утро пропали все самоцветы. Хорошо, что Кокованя успел немного нагрести в шапку - на жизнь. Жалко, что пропал волшебный козлик, а вместе с ним сгинула без следа тощая и вещая Мурёнка....
   Жалко-хорошо-жалко... Так ложился во мне слоями, большими снегами, весомыми словами и неторопливыми днями писатель Бажов.
   И когда прошло детство, я унесла в изгнание его книгу с малахитовыми, мастерскими иллюстрациями неизвестного мне художника А. Белюкина.


   И так же смотрят мне, не переставая, пристальные кошачьи глаза, и Полоз суров, и нет-нет да и захочется карамели в цветных бумажках.

12 комментариев:

  1. Бажов. Малахитовая шкатулка. художник А.Белюкин)
    И у меня такая в детстве была. Вы вот описали чувство по отношению к ней – совпадают)

    да, название блога зачОтное - ЛитарТорт!)
    так много кругом библиоблогов,но этот разу видно,что особняком)

    ОтветитьУдалить
  2. Кстати,оговорочка по Фрейду - ЛитарТорт - почти ИТАР-ТАСС))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Общие книги из детства - как магические артефакты. Их владельцам всегда есть о чём поговорить. А название дочка придумала четыре года назад, как-то легко и непринуждённо, и очень удачно. Так с тех пор вместе и живём. ИТАР-ТАСС развеселил, и правда похоже. Торт уполномочен заявить!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина!
    Опять Вы заворожили красивым рассказом и вернули в детство! У меня не было такой книги. Да и сказы Бажова я не все читала. Но уж любила очень "Серебряное копытце"! Как вы точно описали эти острые уголки, тяжелые страницы и заветные карамельки! Спасибо большое Вам за точность, душевность и красоту!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна! И правда тяжёлые страницы, как будто каменные - и текст, и рисунки. Но тот камень драгоценный. "Серебряное копытце" обязательно перечитываем в декабре и смотрим про него мультфильм. Заветные карамельки...как хорошо сказано.

      Удалить
  4. Ирина, стопроцентное совпадение детских ощущений от книги. Но! У меня ее не было, выдали в библиотеке даже не на 10 дней, как положено, а на 5, потому что очередь... Господи, как же я мечтала, чтобы и у меня была такая книга! Своя!
    Говорила, и говорю, что все мы родом из детства. И очень многие наши "взрослые" поступки-оттуда. Оттуда моя любовь к Свердловску. Скорее всего, и замужество оттуда;)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, я думаю, что все наши поступки оттуда, из детства. Из тех времён, когда существовали библиотечные очереди, сформировавшие у нас особенное, не понятное детям отношение к книге. У меня связаны с Уралом очень яркие детские воспоминания. Каждое лето мы с родителями ездили на поезде в Москву, и ранним утром второго дня пути за окном появлялся Урал, с горами и тайгой, с живописными речками и таинственным столбом на границе Европы и Азии, как на границе миров. Я всегда боялась пропустить этот столб. А ещё у меня была про Урал книга Льва Токмакова "Мишин самоцвет", зачитанная до потери обложки.Когда я увидела на Лабиринте точно такое же переиздание, сразу купила, и теперь уже сыну зачитываю по второму кругу. И Бажова начинаем понемногу читать. Голубая змейка, Копытце и особенно история Данилы-мастера идут просто на ура.

      Удалить
    2. Ирина, опять есть что сказать и по этому поводу;)))
      Когда я была студенткой, то ездила в строительном отряде проводником в Голубой стреле. Как раз на Москву. И на обратном ути из Москвы как раз не могдла дождаться, когда на второй день подъезжали к Уралу! Это было вечером. Потрясающие пейзажи в закатном солнце... Горы, хвойные леса, запах- мамадорогая!!! Станция Красноуфимск мне казалась раем...
      И да, чуть не забыла. Сына у меня зовут Данила)))))

      Удалить
    3. С таким именем обязательно нужно становиться мастером!
      Мне ещё запомнилось, что на уральских горах всегда висели альпинисты, их было очень хорошо видно из окна поезда: освещённая солнцем скала, а на ней альпинисты висят. Потом я познала тайгу Кемеровской области, тоже очень красивую и величественную, с горами и водопадами. Но энергетика у неё другая; Урал я воспринимаю как сказочную границу, как дверь между моим родным сибирским пространством и таинственным европейским.

      Удалить
    4. ну он как бы мастер;)) В своем деле;)) Хотя в общепринятом смысле тоже, руки золотые. При желании может сделать что угодно, лишь бы было интересно;)))

      Удалить
    5. Это очень здорово! Мастеров нужно беречь и уважать. В наше время они на вес золота.

      Удалить