Хорошие книги выпускало когда-то Западно-Сибирское издательство, и тираж был неплох: всем желающим западно-сибирцам хватит по экземпляру. Теперь издательства никакого нет, а книги остались.
Этого Распе цвета варёной сгущёнки мне подарили в первом классе, и я, конечно, не стала его откладывать в долгий ящик. Только пропустила предисловие, которое говорило строго, что "в этом произведении отражены характерные черты немецких баронов и помещиков: невежество, самоуверенность, спесь и хвастливость" - чтобы мы художественным словом наслаждались, но и о главном не забывали. Да кто же из детей читает предисловия? Вот и я перешла непосредственно к живому пересказу Корнея Ивановича Чуковского:
"Маленький старичок с длинным носом сидит у камина и рассказывает о своих приключениях.
Его слушатели смеются ему прямо в глаза:
- Ай да Мюнхаузен! Вот так барон!
Но он даже не смотрит на них."
Рисунки в той книги были просто чудесные. Через много лет я наконец добралась до первой страницы и узнала, что художников было двое - М. Скобелев и А. Елисеев. Но работали они в едином порыве.
В детстве я любила перечитывать истории правдивого барона. Сам он не скажу чтобы очень мне нравился (всё-таки без спеси там не обошлось), а приключения были необыкновенные: трёхногие жители Сырного острова, городок, занесённые снегом по самые колокольные кресты, наивная старинная Луна... Особенно захватывающей была история про чудесных бароновых слуг: как носились они сломя голову между Турцией и Китаем и дули одной ноздрёй в паруса. Или про то, как Мюнхаузен ночной порой прокрался в неприятельский лагерь и бросил в море (подальше от берега) целых триста пушек. А все повозки и телеги свалил в одну кучу и сжёг. И ничего ему за это не было. А кто бы отказался в хозяйстве от оленя с вишнёвым деревом на голове?
Я принимала всей душой любые сказки. А потом повзрослела и ужаснулась, взглянув новыми глазами на то, как находчивый барон выворачивает наизнанку волка, хлещет плёткой лисицу до тех пор, пока та не выскочит их собственной шкуры. А восьминогий заяц-мутант? А полконя и надетый на оглоблю медведь?
Кошмар, кошмар, а я и не замечала... Корней Иванович, ведь это малые дети читают! А Корней Иванович того и хотел. Красочно и живо.
Игоряну задание: читать каждый день. А он отнюдь не рвётся. Книгу для чтения мы выбираем долго и нудно: эту не буду, эту тоже не хочу. А вот Мюнхаузен. Не хочешь ли Мюнхаузена? Я в твои годы...
Мюнхаузен у Игоряна пошёл на ура.
- Только я знаю, что это не так уж и правдиво, - сказал Игорян. - Как могла пастись в одиночестве задняя половина коня? Чем она ела траву? Рот-то остался у первой половины.И мозг! Мюнхаузен выдумывает.
А мы и не читали! Ни я никогда, ни Лёва. У нас только пластинка есть, слушал сын с удовольствием. Спасибо, Ирина, люблю про книги, а особенно с картинками, да ещё когда их рисуют художники, которых знаю, ценю.
ОтветитьУдалитьКатя, я думаю, что истории про Мюнхаузена для мальчиков очень хороши: войнушки, приключения, путешествия... Но особенно интересно обсуждать прочитанное, когда картина мира мальчика радикально отличается от твоей собственной; когда сама я мыслю образами, а сын мыслит фактами, хочет всё измерить, взвесить и понять, как это работает. И начинаются разговоры про заднюю часть лошади, про вытаскивание себя за волосы,про то, что сундуки с сокровищами нельзя складывать на палубе так, как показано на картинке, иначе корабль пойдёт на дно; груз нужно располагать в трюме равномерно... И я объясняю, что, понимаешь, есть некоторые художественные условности; как бы художник нам показал, что Мюнхаузен забрал все сокровища турецкого султана, если бы они лежали в трюме? Сама-то я в детстве любовалась, как изящно стоит барон с подзорной трубой на груде этих тюков и сундуков, и не думала о законах физики.
УдалитьЗдравствуйте, Ирина! И я не читала. А сейчас заинтересовалась. Не детским сознанием почитать. Интересно, получится ли правдиво и самостоятельно?
ОтветитьУдалитьА картинки замечательные! Спасибо!
Здравствуйте, Татьяна Николаевна! О, для взрослого читателя эти истории - отменный хоррор: "В одну минуту задняя часть моей лошади исчезла в его прожорливой пасти. Передняя часть от ужаса и боли продолжала скакать вперёд. Волк въедался в мою лошадь всё глубже и глубже. Когда я пришёл в себя, я схватил кнут и, не теряя ни минуты, стал хлестать ненасытного зверя. Он завыл и рванулся вперёд". А дети читают себе спокойно и читают. Как сказку про Мальчика-с-пальчик, в которой родители, измученные нищетой, придумали выход: завести всех своих детей в тёмный лес и бросить их там. Вот ведь изуверы бессердечные! С первого раза не получилось, но они не отчаялись, не опустили руки, повторяли попытки до победного результата. А в детстве интересно было: приключения в лесу, людоед... И уверенность, что всё закончится хорошо.
Удалить