В начале девяностых, когда было модно всё разоблачать и по-новому истолковывать, я прочитала в какой-то газете или в каком-то журнале статью, которая оставила во мне мутное чувство, похожее на стыд. Стыд за её автора.
Мне, школьнице, было непонятно, как взрослый человек и наверняка профессиональный журналист, мог придумать такие глупости, такой невыносимый бред.
Речь в той статье шла о сказках Пушкина. Размышление о том, как же их теперь читать в школе, с учётом резко изменившихся реалий нашего времени. Как вообще такое можно преподавать?
Перед утренней зарёю
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса...
"Вы только представьте, - возмущался и беспокоился автор статьи, - каково будет читать эти строки ученику-татарину? Приятно это ему будет, как вы думаете?"
Об ученике-черкесе автор писать не стал - вероятно, чтобы мы даже не думали себе представлять.
Совсем что ли? Так неуважительно подумала я тогда про взрослого человека. Ученик-татарин, в отличие от вас, подумала я, как-нибудь догадается, что Пушкин руками семи богатырей не лично его, ученика-татарина, первому прадедушке хотел отсечь с широких плеч. Что художественный текст отличается от анкетных и паспортных данных. И ученик-черкес догадается, не беспокойтесь.
И это ещё автор статьи ни словом не упомянул о поэме "Медный всадник". А ведь что там вытворяет ай да Пушкин, ай да Сергея Львовича и Надежды Осиповны сын! Финский рыболов у него мало того что печальный, так ещё и пасынок. Всех природа родила, даже убогого чухонца, а финна усыновила. Нехорошо, люди обидеться могут.
И в самом деле обидно. Только не на Пушкина, а за него. За то, что так мало у нас его читают, и ещё меньше перечитывают. И пишут такие глупые статьи, в которых что ни намёк, то ложь.
Пушкина сколько ни перечитывай - всё будет мало сердцу и голове. Обязательно откроется что-нибудь новое, неожиданное. И в первую очередь не перестают радовать и удивлять сказки, каждую из которых я прочитала не меньше сотни раз и с детства знаю наизусть. Очень хорошо, что их задали Игоряну на каникулы; будет повод перечитать в сто первый раз, не глядя в книгу. Самую новую, которую я полюбила так, что из её ненадёжного переплёта уже выпадают листы. В которой художник Евгений Антоненков изобразил одного из богатырей с уютным чёрным котом на руках.
- Зачем кот? - спросил Игорян.
Ну, зачем бывает кот... Наверное, для милоты. Всем нравится смотреть на котиков.
- Кот здесь потому, что он чёрный! - объяснил Игорян. - Тот самый кот учёный, который рассказал Пушкину эту сказку.
В самом деле, я как-то не подумала.
В детстве мне казалось, что Пушкин написал свои сказки будучи совсем молодым человеком, лёгким и весёлым. Теперь-то я вижу, что это творчество позднее, зрелое. Вот нам две совершенно загадочные смерти, расположенные на разных полюсах сказки и на разных полюсах человеческой души: первая царица умирает оттого, что она "восхищенья не снесла" ("Как это?" - спросил Игорян), а вторую "тоска взяла" ("Это как?" - спросил Игорян). А между ними Пушкин располагает ещё одну загадочную смерть, обернувшуюся воскрешением. Конечно, кроме сказок Арины Родионовны на эту тему, он знал и древнюю европейскую легенду, записанную впоследствии братьями Гримм. И у меня чувство, что "Сказка о мёртвой царевне" - это немножко пародия, совсем чуть-чуть, но ирония. И королевич (сын короля, то есть принц) с неславянским именем посреди явного русского мира (терем, светлица, образа) видится мне именно таким, как изобразил его (вернее, понял и почувствовал) художник Евгений Антоненков.
Хотя образ белокурого витязя-богатыря нам, безусловно, привычней. Особенно после всех прекрасных старых мультфильмов. Нам привычно печалиться над бездыханной царевной.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили - и толпой
Понесли в пустую гору...
Что уж вы так, Александр Сергеевич? Трупом назвали прекрасную. Поизящней бы как-то... Тело? Нет, не то. Спящую сестрицу положили? Вечным сном объятую понесли всей толпой?
Труп - настаивает Пушкин. Ведь для богатырей эта смерть настоящая, а не волшебная, и горе их тоже без надежды на воскрешение. Но мы-то знаем, что никакой смерти нет, особенно если про тебя спрашивают у солнца, месяца и ветра. И никто не умеет обращаться со словом так раскованно и непринуждённо, как Пушкин.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами...
Вместо того, чтобы аккуратно приподнять хрустальную крышку и так же аккуратно оживить свою суженую с помощью поцелуя, королевич Елисей грянулся всем своим благородным телом, своим знатным лбом. Мне кажется, что Пушкин здесь улыбается.
И встаёт она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба.
Конечно, улыбается. И он прекрасен. Пушкин непереводим, потому что нельзя перевести воздух, которым мы дышим.
"Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?"
Признавайся...
- Как зеркало может обойти весь мир? - спросил Игорян. - Оно же предмет!
А это фигура речи такая. И вот это:
Чёрт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла...
Конечно, это писал не зелёный юнец, но зрелый муж, знающий жизнь во всей красе и не по наслышке.
Больше всего Игорян ломал голову над тем, как же, как, каким образом могла попасть в яблоко отрава? В такое нетронутое наливное яблоко. Шприцев ведь тогда не было, чтобы впрыснуть? Не было. Может, змея укусила? А где тогда следы зубов? Вымачивала царица яблоко в ядовитой жидкости? А что за жидкость? Откуда? Как? Как злая мачеха вообще нашла терем богатырей? Или ей волшебное зеркало подсказало дорогу? Первый в истории человечества навигатор.
Да это всё сказочный мир, понимаешь? Там всё никак и нипочему. И сколько его ни перечитывай, добро всегда побеждает зло. Только жалко верного пса Соколку, который уснул навсегда. Но зато сколько прекрасных собачьих снов успел он посмотреть за это время...
Мне, школьнице, было непонятно, как взрослый человек и наверняка профессиональный журналист, мог придумать такие глупости, такой невыносимый бред.
Речь в той статье шла о сказках Пушкина. Размышление о том, как же их теперь читать в школе, с учётом резко изменившихся реалий нашего времени. Как вообще такое можно преподавать?
Перед утренней зарёю
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса...
"Вы только представьте, - возмущался и беспокоился автор статьи, - каково будет читать эти строки ученику-татарину? Приятно это ему будет, как вы думаете?"
Об ученике-черкесе автор писать не стал - вероятно, чтобы мы даже не думали себе представлять.
Совсем что ли? Так неуважительно подумала я тогда про взрослого человека. Ученик-татарин, в отличие от вас, подумала я, как-нибудь догадается, что Пушкин руками семи богатырей не лично его, ученика-татарина, первому прадедушке хотел отсечь с широких плеч. Что художественный текст отличается от анкетных и паспортных данных. И ученик-черкес догадается, не беспокойтесь.
И это ещё автор статьи ни словом не упомянул о поэме "Медный всадник". А ведь что там вытворяет ай да Пушкин, ай да Сергея Львовича и Надежды Осиповны сын! Финский рыболов у него мало того что печальный, так ещё и пасынок. Всех природа родила, даже убогого чухонца, а финна усыновила. Нехорошо, люди обидеться могут.
И в самом деле обидно. Только не на Пушкина, а за него. За то, что так мало у нас его читают, и ещё меньше перечитывают. И пишут такие глупые статьи, в которых что ни намёк, то ложь.
Пушкина сколько ни перечитывай - всё будет мало сердцу и голове. Обязательно откроется что-нибудь новое, неожиданное. И в первую очередь не перестают радовать и удивлять сказки, каждую из которых я прочитала не меньше сотни раз и с детства знаю наизусть. Очень хорошо, что их задали Игоряну на каникулы; будет повод перечитать в сто первый раз, не глядя в книгу. Самую новую, которую я полюбила так, что из её ненадёжного переплёта уже выпадают листы. В которой художник Евгений Антоненков изобразил одного из богатырей с уютным чёрным котом на руках.
- Зачем кот? - спросил Игорян.
Ну, зачем бывает кот... Наверное, для милоты. Всем нравится смотреть на котиков.
- Кот здесь потому, что он чёрный! - объяснил Игорян. - Тот самый кот учёный, который рассказал Пушкину эту сказку.
В самом деле, я как-то не подумала.
В детстве мне казалось, что Пушкин написал свои сказки будучи совсем молодым человеком, лёгким и весёлым. Теперь-то я вижу, что это творчество позднее, зрелое. Вот нам две совершенно загадочные смерти, расположенные на разных полюсах сказки и на разных полюсах человеческой души: первая царица умирает оттого, что она "восхищенья не снесла" ("Как это?" - спросил Игорян), а вторую "тоска взяла" ("Это как?" - спросил Игорян). А между ними Пушкин располагает ещё одну загадочную смерть, обернувшуюся воскрешением. Конечно, кроме сказок Арины Родионовны на эту тему, он знал и древнюю европейскую легенду, записанную впоследствии братьями Гримм. И у меня чувство, что "Сказка о мёртвой царевне" - это немножко пародия, совсем чуть-чуть, но ирония. И королевич (сын короля, то есть принц) с неславянским именем посреди явного русского мира (терем, светлица, образа) видится мне именно таким, как изобразил его (вернее, понял и почувствовал) художник Евгений Антоненков.
Хотя образ белокурого витязя-богатыря нам, безусловно, привычней. Особенно после всех прекрасных старых мультфильмов. Нам привычно печалиться над бездыханной царевной.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили - и толпой
Понесли в пустую гору...
Что уж вы так, Александр Сергеевич? Трупом назвали прекрасную. Поизящней бы как-то... Тело? Нет, не то. Спящую сестрицу положили? Вечным сном объятую понесли всей толпой?
Труп - настаивает Пушкин. Ведь для богатырей эта смерть настоящая, а не волшебная, и горе их тоже без надежды на воскрешение. Но мы-то знаем, что никакой смерти нет, особенно если про тебя спрашивают у солнца, месяца и ветра. И никто не умеет обращаться со словом так раскованно и непринуждённо, как Пушкин.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами...
Вместо того, чтобы аккуратно приподнять хрустальную крышку и так же аккуратно оживить свою суженую с помощью поцелуя, королевич Елисей грянулся всем своим благородным телом, своим знатным лбом. Мне кажется, что Пушкин здесь улыбается.
И встаёт она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба.
Конечно, улыбается. И он прекрасен. Пушкин непереводим, потому что нельзя перевести воздух, которым мы дышим.
"Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?"
Признавайся...
- Как зеркало может обойти весь мир? - спросил Игорян. - Оно же предмет!
А это фигура речи такая. И вот это:
Чёрт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла...
Конечно, это писал не зелёный юнец, но зрелый муж, знающий жизнь во всей красе и не по наслышке.
Больше всего Игорян ломал голову над тем, как же, как, каким образом могла попасть в яблоко отрава? В такое нетронутое наливное яблоко. Шприцев ведь тогда не было, чтобы впрыснуть? Не было. Может, змея укусила? А где тогда следы зубов? Вымачивала царица яблоко в ядовитой жидкости? А что за жидкость? Откуда? Как? Как злая мачеха вообще нашла терем богатырей? Или ей волшебное зеркало подсказало дорогу? Первый в истории человечества навигатор.
Да это всё сказочный мир, понимаешь? Там всё никак и нипочему. И сколько его ни перечитывай, добро всегда побеждает зло. Только жалко верного пса Соколку, который уснул навсегда. Но зато сколько прекрасных собачьих снов успел он посмотреть за это время...
Ирина, спасибо. Пора перечитать сказку;))) А песика так уж мне в детстве жалко было!
ОтветитьУдалитьОчень жалко пёсика. Елисей мог бы и об него удариться всей силой, зря пожадничал королевич. Но, с другой стороны, сказка - это же мудрость, а в любой мудрости всегда есть элемент горечи.
УдалитьИрина, спасибо! В любое время, глаза смотрят, то темно в глазах, то светло слишком, голова что-то всё крутит, вертит, понять пытается. И только как слепой опору находит и успокаивается, так и я, когда Пушкина слова встречаю. Долгожданный, необходимый отдых. И, конечно, у вас, всегда жду, всегда радуюсь.
ОтветитьУдалитьКатя, как хорошо сказано! Именно отдых среди суеты. Именно сейчас такой необходимый.
Удалить