Единственный номер журнала "Весёлые картинки", который у меня сохранился, был куплен в далёком 2003 году для маленькой дочки. Он мало чем отличается от того журнала, который когда-то мне выписывали родители: тот же формат, то же название, составленное из замерших в причудливых позах существ и предметов (о, как я помню этот жёлтый толстый сыр, этого аномально длинноногого Буратино, этого акробата, приставившего свои ноги к середине бескостной спины...). Только в журнале моего детства обложка была не глянцевая, а простая, и не могло в нём быть никакой рекламы чужеродной продукции - никаких Жевастиков в космосе. Только картинки, только весёлые!
Тот единственный номер, купленный случайно в киоске далёким осенним днём, я храню как память о дочкиных дошкольном детстве. Тогда ещё не было такого интернета.
А в наши дни какой-то добрый человек не поленился, отсканировал и выложил в свободный доступ целых пятьсот шесть прекрасных юмористических выпусков http://www.barius.ru/biblioteka/avtor/61. И мы с Игоряном читаем каждый вечер перед сном сразу по четыре штуки - великое удовольствие дошкольника и младшего школьника прежних лет; его нетерпение, его ликование возле почтового ящика, его борьбу с братьями и сёстрами за право читать первому, его неторопливое, детальное наслаждение, вплоть до адреса редакции, напечатанного микроскопическими буквами на последней обложке...
У нас ритм жизни совсем другой, у нас год за три дня.
Вот самый-самый первый, начальный выпуск. Сентябрь 1956 года. Мои родители-дошкольники вполне могли перелистывать эти исторические страницы - мечтать о лаконичном коричневом кожаном портфеле, о белом нарядном фартуке, о длинных широких брюках (которые на самом деле коротковаты и мешковаты), о фуражке и ремне... Это школьная форма была такая тогда?
Вступительное слово-стихотворение в начальном выпуске - от самого Маршака, которому тогда ещё можно было написать письмо, разобрав мелкие буквы адреса редакции; и, может быть, даже получить ответ. Хотя бы теоретически.
Ребята, о новинке
Вы слышали иль нет?
"Весёлые картинки"
Для вас выходят в свет.
"Весёлые картинки"
Готовятся для вас.
Писатель на машинке
Печатает рассказ...
Если с самого первого слова - и сразу Маршак, то отступать некуда ни писателю, ни художнику.
Комиксы, стихи, ребусы, короткие сказки и рассказы, скороговорки и загадки... Здесь почти все имена - живая легенда отечественной детской литературы и книжной иллюстрации. Материал - только отборный, ненавязчиво развивающий ум читателя, чувство юмора и вкус.
Игорян ни за что не перелистнёт страницу, пока на ней не будет найдено всё, что перепутал художник. Вот весёлые человечки под предводительством художника Карандаша делают зарядку - гнутся, тянутся, приседают в едином порыве.
- Самоделкин-то робот! - говорит Игорян. - Ему совсем другая зарядка нужна. Это слово с двойным смыслом!
В самом деле. А я сразу и не заметила. Забавно.
После зарядки - водные процедуры. Не забудьте как следует вымыть уши и шею - напоминает Карандаш.
- Самоделкин может заржаветь от этих процедур, - беспокоится Игорян.
Поговорили о том, что Самоделкин, скорее всего, сделан из нержавеющей стали, как наши вилки и кастрюли. Тогда ладно, но логичнее было бы не мыть водой, а смазывать машинным маслом...
Вот Буратино пошёл на охоту. Белку пытался поймать - неудачно, зайца - неудачно. Остался Буратино с носом.
- Игра слов! - с восторгом говорит Игорян.
И там много такого - весёлого, остроумного. Игоряну нравится, как жуёт корова чьи-то забытые на берегу брюки; как на дереве написано "Дупло №1", "Дупло №2" и "Дупло №3", а внизу лифт; как мишка тоже участвует в соревнованиях.
А то вдруг попадётся знакомый рассказ Носова "Замазка". "Однажды стекольщик замазывал на зиму рамы, а Вовка и Костя стояли рядом и смотрели." Что-то здесь не то, не так. Очень режет слух Вовка.
Я прямо посреди чтения сходила к книге и уточнила: правильно режет. Никакого Вовки там нет, а есть Шурик и Костя. Зачем понадобилось признанному писателю править уже готовый, опубликованный текст? Какая разница - Вовка или Шурик?
А разница в том, что тягучее сочетание "Шурик и Костя" рифмуется с названием рассказа гораздо лучше, чем "Вовка и Костя", и Носов это знал, и слух у него был безупречный.
Потому "Замазку" читали, читают и будут читать, как сотни других классических рассказов, в которых ничего особенного вроде бы не происходит, но мы интуитивно чувствуем их внутреннюю гармонию, которая заставляет возвращаться к знакомому тексту снова и снова. Снова и снова перелистывать старые страницы с легендарными именами людей, для которых в их большой работе не было неважных мелочей.
"Весёлые картинки" времён дочкиного детства не сдавались и держали марку: Тим Собакин, Андрей Усачёв, Леонид Каминский, Евгений Пермяк... И, конечно, найди на рисунке шесть кошек, и новые приключения весёлых человечков. Они даже рекламу вездесущих жевательных конфет сделали полезной для ума.
Я уверена, что и теперь, в трудные для ума и юмора дни, любимый журнал не сдаётся. Потому что как можно иначе, если однажды шестьдесят два года назад сам Маршак поклялся: вот вам новый журнал, дети; для вас старались писатель и художник. Значит, журнал будет. А писатель и художник будут стараться.
Тот единственный номер, купленный случайно в киоске далёким осенним днём, я храню как память о дочкиных дошкольном детстве. Тогда ещё не было такого интернета.
А в наши дни какой-то добрый человек не поленился, отсканировал и выложил в свободный доступ целых пятьсот шесть прекрасных юмористических выпусков http://www.barius.ru/biblioteka/avtor/61. И мы с Игоряном читаем каждый вечер перед сном сразу по четыре штуки - великое удовольствие дошкольника и младшего школьника прежних лет; его нетерпение, его ликование возле почтового ящика, его борьбу с братьями и сёстрами за право читать первому, его неторопливое, детальное наслаждение, вплоть до адреса редакции, напечатанного микроскопическими буквами на последней обложке...
У нас ритм жизни совсем другой, у нас год за три дня.
Вот самый-самый первый, начальный выпуск. Сентябрь 1956 года. Мои родители-дошкольники вполне могли перелистывать эти исторические страницы - мечтать о лаконичном коричневом кожаном портфеле, о белом нарядном фартуке, о длинных широких брюках (которые на самом деле коротковаты и мешковаты), о фуражке и ремне... Это школьная форма была такая тогда?
Вступительное слово-стихотворение в начальном выпуске - от самого Маршака, которому тогда ещё можно было написать письмо, разобрав мелкие буквы адреса редакции; и, может быть, даже получить ответ. Хотя бы теоретически.
Ребята, о новинке
Вы слышали иль нет?
"Весёлые картинки"
Для вас выходят в свет.
"Весёлые картинки"
Готовятся для вас.
Писатель на машинке
Печатает рассказ...
Если с самого первого слова - и сразу Маршак, то отступать некуда ни писателю, ни художнику.
Комиксы, стихи, ребусы, короткие сказки и рассказы, скороговорки и загадки... Здесь почти все имена - живая легенда отечественной детской литературы и книжной иллюстрации. Материал - только отборный, ненавязчиво развивающий ум читателя, чувство юмора и вкус.
Игорян ни за что не перелистнёт страницу, пока на ней не будет найдено всё, что перепутал художник. Вот весёлые человечки под предводительством художника Карандаша делают зарядку - гнутся, тянутся, приседают в едином порыве.
- Самоделкин-то робот! - говорит Игорян. - Ему совсем другая зарядка нужна. Это слово с двойным смыслом!
В самом деле. А я сразу и не заметила. Забавно.
После зарядки - водные процедуры. Не забудьте как следует вымыть уши и шею - напоминает Карандаш.
- Самоделкин может заржаветь от этих процедур, - беспокоится Игорян.
Поговорили о том, что Самоделкин, скорее всего, сделан из нержавеющей стали, как наши вилки и кастрюли. Тогда ладно, но логичнее было бы не мыть водой, а смазывать машинным маслом...
Вот Буратино пошёл на охоту. Белку пытался поймать - неудачно, зайца - неудачно. Остался Буратино с носом.
- Игра слов! - с восторгом говорит Игорян.
И там много такого - весёлого, остроумного. Игоряну нравится, как жуёт корова чьи-то забытые на берегу брюки; как на дереве написано "Дупло №1", "Дупло №2" и "Дупло №3", а внизу лифт; как мишка тоже участвует в соревнованиях.
А то вдруг попадётся знакомый рассказ Носова "Замазка". "Однажды стекольщик замазывал на зиму рамы, а Вовка и Костя стояли рядом и смотрели." Что-то здесь не то, не так. Очень режет слух Вовка.
Я прямо посреди чтения сходила к книге и уточнила: правильно режет. Никакого Вовки там нет, а есть Шурик и Костя. Зачем понадобилось признанному писателю править уже готовый, опубликованный текст? Какая разница - Вовка или Шурик?
А разница в том, что тягучее сочетание "Шурик и Костя" рифмуется с названием рассказа гораздо лучше, чем "Вовка и Костя", и Носов это знал, и слух у него был безупречный.
Потому "Замазку" читали, читают и будут читать, как сотни других классических рассказов, в которых ничего особенного вроде бы не происходит, но мы интуитивно чувствуем их внутреннюю гармонию, которая заставляет возвращаться к знакомому тексту снова и снова. Снова и снова перелистывать старые страницы с легендарными именами людей, для которых в их большой работе не было неважных мелочей.
"Весёлые картинки" времён дочкиного детства не сдавались и держали марку: Тим Собакин, Андрей Усачёв, Леонид Каминский, Евгений Пермяк... И, конечно, найди на рисунке шесть кошек, и новые приключения весёлых человечков. Они даже рекламу вездесущих жевательных конфет сделали полезной для ума.
Я уверена, что и теперь, в трудные для ума и юмора дни, любимый журнал не сдаётся. Потому что как можно иначе, если однажды шестьдесят два года назад сам Маршак поклялся: вот вам новый журнал, дети; для вас старались писатель и художник. Значит, журнал будет. А писатель и художник будут стараться.
А я не могу читать сыну электронно, вот в вечном поиске и нахожусь. Но у него нет особого отношения к журналам, как и у меня в детстве. Мне не выписывали, а покупали, если была возможность - Мурзилки, Весёлые картинки, Колобки и один Трамвай, который понравился больше всего. Читала что-то, что-то пропускала, есть - хорошо, нет - ну и ладно. А сейчас листаю и восхищаюсь, у нас подшивки Мурзилки из детства мужа сохранились, все там знакомые, любимые, писатели, художники. Пробовали и с Лёвой читать, даже много. Есть - хорошо, нет - ну и ладно. Поэтому и на бумажную подписку никак не решусь, всё-таки деньги, которых нет. А вот заходить за овсянкой вместе с сыном и покупать заодно Мурзилки раз в месяц мне очень нравилось! Лёве тоже.. интересно. И так жалко, что с прошлого года он совсем из города пропал.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ирина, за пост! И за 2003 год. Почему-то тепло его вспоминать.
Катя, мне родители выписывали "Мурзилку" и "Весёлые картинки" в течение нескольких лет. Приличный был бы архив, если бы его не выбросили весь при переезде. Тогда мне было всё равно, теперь жалко, конечно. А переизданные на компьютере старые подборки (наверняка есть, сейчас такое популярно) я бы не стала - у них и цена заоблачная, и я осознаю, что это было бы чтение на один раз, и актуально оно лишь на ближайшие два-три года. Для меня имели бы ценность только подлинники из моего детства. А раз их нет, пусть будет хотя бы электронный вариант; очень приятно читать, рассматривать, но я очень сомневаюсь, что сын когда-нибудь попросит сюда вернуться - пролистали и пошли дальше. Сейчас журналы не имеют того влияния на подрастающие умы, как было в нашем детстве, и миссия у их авторов не столь грандиозна. Поэтому у меня не вызывают неприятия современные компьютерные рисунки и отформатированные тексты. И я очень рада, что могу сейчас безо всяких проблем купить себе любую книгу любого автора из тех, кого раньше можно было найти только на журнальных страницах.
ОтветитьУдалитьА 2003 год очень хороший был... В том числе и тем, что очень дешевы были книги. И вообще много такого вспоминается, о чём сейчас можно только мечтать.