Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

суббота, 27 октября 2018 г.

Обалдевать знаниями

   Берёзовые веточки лежали на земле так удачно, что я сразу почувствовала себя осликом Иа-Иа.
" - Что делает Кристофер Робин по утрам? Он учится. Он обалдевает - по-моему, он употребил именно это слово, но, может быть, я и заблуждаюсь - он обалдевает знаниями. В меру моих скромных сил я также - если я правильно усвоил это слово - обал... делаю то же, что и он. Вот это, например...
 - Буква А, - сказал Кролик, - но не очень удачная. Ну, ладно, я должен идти и сообщить остальным."
   Вот и наступили первые в жизни моего сына каникулы. Игорян обалдевал без малого два месяца, не пропустил ни разу. И я, воспитанная суровой школой, тоже обалдевала новыми знаниями. Совершенно и принципиально новыми.
   Как это - нет оценок в первом классе? Это по закону их нет, а на самом деле... Но оценок действительно не было - ни звёздочек, ни смайликов, ни солнышек. Один раз всему классу, без исключения, поставили "пятёрки" за нарисованное насекомое.
 - Поздравляю тебя, Игорян! - сказала я. - Ты рад?
 - Нейтралитет, - ответил Игорян. - У меня вообще к любым оценкам нейтралитет!
Да, в этом пункте мы явно не совпадаем; я-то в семь лет была другой.
   Как это - нет домашних заданий? Это по закону их нет в первом классе, а на самом деле... Но домашних заданий действительно не было. Лишь изредка - дописать строчку в прописи, отметить галочками в тетради по окружающему миру домашних животных, раскрасить картинку.
   Не было презентаций, докладов и проектов. Три-четыре урока с утра - и всё? Умные и авторитетные статьи из интернета советовали исключить в первом классе все дополнительные занятия, ведь и без них нагрузка велика. Я летом так и думала: велика, ой, как велика. На деле оказалось - весь день впереди, а от нас требуется только поставить галочки, нарисовать божью коровку, собрать шишек и рюкзак на завтра. Гулять... Осень, как по заказу, стояла сухая и тёплая. Золотая. Гуляли, гуляли... Потом всё-таки записались на роботостроение один раз в неделю. Игорян ждал как праздника очередной пятницы.
   Снова гуляли... Записались в шахматную школу два раза в неделю. И ещё осталось время для гуляния.
   И всё-таки к концу четверти Игорян устал. Устал целых два месяца подряд прописывать по две строчки больших и малых букв, сравнивать треугольники и отрезки, читать в "Азбуке", рисовать портрет мамы. В нашей простой школе по месту жительства он устал. А как выживают дети в окрестных лицеях и гимназиях, с шестью уроками, рейтингами, проверкой техники чтения и полной обоймой домашних заданий, не представляю даже я, воспитанная суровой школой, ни к кому не знавшей снисхождения.
   Ведь школа - это всегда работа на результат, это быстрее, выше, сильнее. И как же вы с такой техникой чтения в начале первого класса будете в четвёртом экзамены сдавать? Ну? А промежуточные комплексные работы? Их тоже нельзя сбрасывать со счетов; одну пишем, а две всегда держим в уме - сухие, как порох.
   Честное слово, я ни разу в жизни не встречала человека, не сдавшего экзамены за начальную школу, не умеющего читать и писать прописными буквами. Как ни разу не встречала человека, не умеющего самостоятельно одеваться, есть и пользоваться туалетом. Они всему научатся, правда. И я бы ещё хотела, чтобы в начальной школе не было английского, как в моём детстве.
   Домашнее задание на каникулы: читать сказки Пушкина (неужели кто-то их до сих пор не читал?), слушать сказки Пушкина, смотреть мультфильмы по сказкам Пушкина... Ну, это мы справимся, это с удовольствием.
А пока я пишу то, к чему оказалась совершенно не готова.
   Моему сыну нравится ходить в школу. И мне нравится, что он туда ходит, какие эмоции он там получает. Мне нравится, заходя в школу, не чувствовать себя тупой, виноватой, отстающей и не испытывать вечного страха. И от всего этого я честно обалдеваю.
   В последний день четверти был традиционный праздник посвящения в первоклассники. Полагаю, это что-то связанное с генетической памятью нашего народа: раньше в это время первоклассников принимали в октябрята. И мы уже смотрели с Игоряном фильм "Чудак из пятого "Б", и очень понравился Бора Збандуто, и я понятным языком пыталась объяснить, кто такие вожатые, привычно печалясь, что изначально идея была богатая, но совершенно выродилась ко времени моего собственного октябрятства. И у меня даже получилось объяснить. Игорян сказал, что вот хорошо бы и у них был такой вожатый Боря.
  А про звёздочку он, кажется, так ничего и не понял. И когда я показала ему свою чудом сохранившуюся, Игорян решил, что золотая кудрявая голова в центре - моя, что именные были звёздочки эти.
   Теперь просто посвящают новичков, за два месяца осознавших свой ученический статус. Вместо звёздочки дают воздушный шар, исполняющий желание, если отпустить его в небо. Всеми тремя классами посвящённые старательно пели "Если с другом вышел в путь", и во всех родителях, включивших в этот момент камеры телефонов, эхом отозвалось "На медведя я, друзья, на медведя я, друзья, выйду без испуга".
   И всё. И ура, каникулы! На одну четверть осталось учиться меньше. Или жизненный наш опыт стал на одну четверть больше? На одну берёзовую букву А.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Ирина! да уж, обалдевать знаниями даже без оценок и домашних заданий трудно. По новым стандартам. Да и по старым... Вспомнила песню молодой Пугачевой: " нагружать все больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс вроде института...!" и про синхрофазотрон...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Алексеевна! Я тоже часто вспоминаю эту песню, и была готова к большим нагрузкам, слушая рассказы о новейшей начальной школе (и заранее переживала за зрение). Но у нас всё пока очень пристойно - Игорян успевает и погулять, и на кружки, и выспаться. И даже кажется, что могло бы и побольше быть домашних заданий (а то как же, вдруг чему-то не научатся?), но учительница Игоряна отдельным пунктом сказала: никаких дополнительных прописей детям не давать, чтобы не появилось отвращение к учёбе и к школе. И это ещё одна из причин моего обалдевания. Я привыкла к тому, что школу не очень волнует, как дети устают и ценой каких усилий выполняют все задания. А здоровье ведь не железное, и год учебный длинный. Чтобы подойти к его концу в жизнеспособном состоянии, нужно грамотно распределить нагрузку.

      Удалить