Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

понедельник, 22 октября 2018 г.

Ни пером описать...

   Время такое, что может застать и снег. Человек в это время мёрзнет, как правило, с головы. Так моя подруга Лена внезапно обнаружила, что на улице холодно, а дом далеко и нескоро. Она зашла в ближайший магазин и купила там шапку - не первую попавшуюся, а единственно возможную. Такую, что никаким пером описать невозможно. Шапку исключительную, из серой массы выделительную, от непогоды охранительную. Как говорит моя дочь, шапка зашла; и расстаться теперь с ней невозможно. Осень - ничто, имидж - всё.
   Вместе с Леной и шапкой ходили мы в "Чашку кофе" пить большие порции чёрного и зелёного чая латте; заедать маленькими, размером с один рубль, печеньками, на которых едва умещается цельный благородный миндаль. И возникал из чайно-молочной пены стройный, как Афродита, наш разговор. А в трубе рядом с нашим столиком шелестело горячее, как латте, отопление. И можно было греть руки по очереди то об него, то об чашку.
   Ходили мы с шапкой и с Леной в картинную галерею - смотреть список ближайших выставок. На стене в светлом вестибюле висели картины не то из детского, не то из современного искусства. Про одну из них мы одновременно подумали: Пушкин. А это оказался Айвазовский.
Но художник старался. И, может быть, в тот момент, как и я, думал про осень.
   Пушкин... Я так давно не писала про Вас, Пушкин. Если бы я была Вами, Пушкин, я могла бы сочинить сейчас только одно:
                           Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
                           Последние листы с нагих своих ветвей;
                           Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
                           Журча еще бежит за мельницу ручей...
   Но зачем миру, кроме истинного Пушкина, нужны ещё какие-то самозванцы? И все самые лучшие слова уже сказаны им:
                          Дни поздней осени бранят обыкновенно,
                          Но мне она мила, читатель дорогой,
                          Красою тихою, блистающей смиренно.
                          Так нелюбимое дитя в семье родной
                          К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
                          Из годовых времен я рад лишь ей одной...
   Я тоже люблю багрец и золото. Я люблю Пушкина, шагов которого никогда здесь не было. В огненном и промозглом городе - несуразном, громадном, построенном как будто наспех, полном шума и звуков, и редкой тишины, мёрзнущих с головы людей, центрального отопления, пены чая и дней.
   Но он мне чудится здесь так же ясно и просто, как октябрь уж наступил. Как роща отряхает. И хлад дохнул настолько, что даже шапку не получается как следует описать пером...

8 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина! Я очень полюбила Ваши размышления-рассказы! А этот улыбнул) Шапка - Ваша новая подружка. И в кофейню с Вами, и в галерею, и погулять, и полюбоваться осенней красотой! Не волнуйтесь, что пером её не описали. Просто вы еще мало знакомы! Спасибо за чудесный рассказ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Татьяна Николаевна!, за совместную осеннюю прогулку! А шапка действительно стопроцентная. Из тех случайно купленных вещей, которые срастаются с нами и становятся не только частью имиджа, но и частью личности. Думаю, что у меня ещё будет случай про неё написать.

      Удалить
  2. Ирина, здравствуйте! Да у нас такая же погода, как у вас... И как описать всё это? А Вы так мило, с иронией... Над погодой, над собой? А мне так легче стало... Потому, что третий день голова мёрзнет и мечтает о новой шапке...
    "Но зачем миру, кроме истинного Пушкина, нужны ещё какие-то самозванцы? " Как это точно! Ну по-другому уже не описать!
    Благодарю за позитив!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Фёдоровна, спасибо! Я всё переживала, что после нашего жестокого мая мы не успеем толком согреться и очень скоро снова придётся надевать шапки. Но в этом году просто чудесная осень, просто подарок от самой природы всем жителям Сибири за их безграничное терпение. Тёплая, сухая, разноцветная - настоящая пушкинская. Но и про новые шапки не забываем. Пусть не переживают наши головы, их мечты обязательно будут исполнены.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина! Я сейчас тоже как Александр Сергеевич, даже как два Александра Сергеевича, скажу: "Октябрь уж наступил, и я у Ваших ног!")) При имени Пушкина сразу материализуюсь) Люблю октябрь и за то, какой он есть, со всеми его сложностями и изменчивостями, и за то, что просто невозможно уже воспринимать название этого месяца в отрыве от чудесных строк Пушкина.
    И как же здорово, что Пушкин есть везде, и он ко всему причастен (пусть даже при жизни куда-то и не ступала его нога!): к Новосибирску, шапкам, рощам, Айвазовскому... (Кстати, если до сей поры не видели, советую найти и полюбоваться на портрет итальянского поэта Никколо Уго Фосколо. Что скажете?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Агния! Без Пушкина невозможно пережить осень русскому человеку. Он не просто поэт и человек, он наша природа. Куда ни посмотришь осенью - везде Пушкин.
      Портрет Никколо Уго Фосколо даст сто очков вперёд самому Айвозовскому! Действительно, похож. И на Ришара тоже. Я подумала, что Ришар в прежние годы мог бы сыграть Пушкина - его лёгкость и весёлость, и его печаль (кто знает о печали больше, чем признанный комик?). А ещё у Ришара-Пушкина был бы великолепный французский!

      Удалить
    2. Ирина, в точку!)) Признаюсь, что несколько лет назад часто бывала на одном сайте, где люди выкладывают схожести, в том числе портреты/фотографии разных людей, не являющихся родственниками, по их внешнему сходству. (Кстати, там не всегда только портреты, но еще попадались различные предметы. Иногда прелюбопытные примеры наблюдательности приходилось видеть!) Так вот там я как раз и запостила пару Пушкин - Фосколо, а один комментатор тоже обратил внимание, что прямо-таки просится пара Фосколо - Ришар. И я ему разрешила взять "моего" Фоскало, о котором он до того момента понятия не имел, и сделать свой пост.
      Думаю, что у Ришара могло получиться. Ведь он хороший актер, глубокий, и в комедиях умел был многогранным. Единственно, что помешало бы, по-моему, так это то, что произведения Пушкина по-настоящему знают только русскоговорящие, к сожалению. Хватило бы дарования Ришара, чтобы до конца проникнуть в этот образ без знания творчества своего героя, не знаю.
      P.S. Ой, Ирина, меня тоже очень шапка заинтриговала!))

      Удалить
    3. Агния, у меня всякий раз, когда я перечитываю Пушкина, возникает мысль об абсолютной его непереводимости на другие языки. Тот же отрывок "Осень"... Как перевести "очей очарованье"? А "багрец и золото"? Какое счастье, что мы можем читать в подлиннике "Евгения Онегина"! Мне кажется, что Ришар, как представитель старой актёрской школы, если бы ему предложили роль Пушкина, подошёл бы к ней так ответственно, что выучил бы русский язык, чтобы максимально полно и достоверно войти в образ. Но то время прошло, а у нового кинематографа иные цели и задачи, не пушкинские.

      Удалить