Моей дочери не положено спать в час ночи по социальному статусу. А не слышать утром будильник, наоборот, рекомендуется. И потом, когда бодрая и настойчивая телефонная мелодия всё-таки вытянет сопротивляющееся изо всех сил сознание на берег нового дня, вспомнить с облегчением, что первой парой сегодня физ-ра, какое счастье. И спать ещё как минимум час. Моей дочери по социальному статусу положено вести себя неспортивно.
Мне, по моему социальному статусу, настоятельно рекомендуется ложиться до полуночи, просыпаться легко и радостно, с головой позитивной и деятельной. А пить на ночь кофе крайне не приветствуется. И я не пила, я не любила его никогда. Но сейчас почему-то ужасно хочется - не того благородного и чёрного, из отборных обжаренных зёрен, трижды взошедшего пеной в блестящей турке, лезущего под соседскую дверь всем своим чарующим ароматом.
Нет, такого я не хочу. Мне надо плебейского и презренного "три в одном"; мне надо тех пакетиков, которые лежат россыпью возле кассы в любом захудалом супермаркете. Вот такого надо мне немедленно, кофейного, если можно так выразиться, напитка. Высыпать в не очень горячий, комфортно разбавленный кипяток, разболтать ложкой. И пусть весь мир подождёт.
- Ты длинный состав этого продукта читала на упаковке? - спросила моя дочь.
Не читала и читать не хочу эти малые буквы. Хочу пить три в одном два раза в день.
Неудивительно, что в час ночи мы сидели ни в одном глазу в комнате Эвелины - она в соответствии со своим социальным статусом, я - напившись дрянного и желанного три в одном. В час ночи нам было весело, мы разбирали коробку с детским литературным творчеством.
Когда-то прямиком из этой комнаты моя дочь ушла в первый класс. Кажется, что это было вчера, но, кроме цветных витражей на дверном стекле, здесь многое изменилось с тех пор: на полу теперь лежат, просыхая, натянутые на подрамники большие холсты; на кровати - гитара, которую Игоряну строжайше запрещено дёргать за струны, но он всё равно дёргает при всяком удобном случае. На столе - богемная и хаотичная куча всего, английский язык, книга по искусству Древней Руси и перевёрнутое обложкой вверх начатое "Превращение" Франца Кафки. Да, многое с тех пор изменилось и превратилось...
Но ничего не может сделаться однажды написанному. Детское литературное творчество не горит. Второй класс, третий и четвёртый были мгновенной и непрерывной болдинской осенью.
- Вот бы сейчас мне так писать! - говорит Эвелина. А я лежу на кровати рядом с гитарой и велю читать всё подряд. Четверостишие на большом листе густо зачёркнуто, но разобрать можно. Вот бы и мне сейчас так; сотню-другую своих текстов я бы легко отдала за одно такое зачёркнутое четверостишие.
Я малину вчера
Целый вечер рвала,
А наутро смотрю -
Убавляется!!!
Дальше мысль не пошла, потому и зачёркнуто. Но здесь больше никаких слов и не требуется, здесь вполне самодостаточная драма. Попробуйте целый вечер рвать вчера, сами узнаете. Когда обнаружите утром, как убавилось с тремя восклицательными знаками.
В возрасте начальной школы сменить тему очень легко: не пошла одна, будет другая. Под зачёркнутым четверостишием на одном дыхании, почти без исправлений записан длинный и тоже весьма драматичный стих.
Говорит вся семья,
Говорят все друзья:
"Фотограф с тебя никакой!"
А я в чём виноват?
Ведь держал аппарат
Я по правилам:
Правой рукой!
Мы на празднике были,
Мы там ели и пили,
Вот это была скукота.
И поэтому я,
Не раздумывая,
Фотографировал только кота!
Вот котик пошёл,
Вот лапой повёл,
А вот рыбу стащил со стола...
Тут мама вздохнула
И что-то шепнула,
И к двери тихонько пошла.
Её я догнал
И за руку взял,
Спросил: "Я фотограф какой?"
А мама стояла
И долго молчала,
Качала своей головой.
Тут папа пришёл,
Сказал: "Хорошо,
Но знаешь, сынок дорогой,
Ты б кота не снимал,
Как тот лапой махал,
А гостей и праздник с едой!"
- Откуда во мне взялся этот надрыв? - недоумевала Эвелина сквозь смех и слёзы. - У меня ведь было счастливое детство!
- Надрыв не зависит от внешних факторов, - ответила я сквозь слёзы и смех. - Надрыв - это изначально встроенная в душу деталь. Готовность принять на себя скорбь целого мира.
А скорбь была нешуточная. Особенно в тонкой тетрадке, подписанной: "Слова для песен, написанные самодельно".
Мечта сдутого воздушного шара
Зелёный сдутый шарик
Лежит себе, лежит,
Его никто не дарит,
И тем он дорожит.
Мечтает этот шарик:
"Пускай ещё я мал,
Ведь скоро подрасту я!"
Но он большим не стал.
И вскоре этот шарик,
Конечно, загрустил:
"Хоть каплю, каплю воздуха
В меня бы кто впустил!"
Потом он рассердился:
"Надуйте же меня!
Ведь сразу станет бодрая,
Весёлая семья."
Но вскоре этот шарик
Опять в отчаянье впал.
Ведь стать большим хотел он,
А тут большим не стал.
Возникающий время от времени то в стихах, то в прозе некий маленький братик (то безымянный, то почему-то Петька) невольно обращал на себя внимание.
- Настоящее творчество должно быть пророческим, - объяснила Эвелина.
Иду у доске.И надо мной
Нависла тень.
Играл сначала с братом,
А позже было лень.
Потом гулять со псом ходил,
На поводке его водил,
Потом домой вернулся, ел,
Всё выучить я не успел,
Потом погнали меня спать...
Не знаю, что же предпринять!
Встаю к доске,
Открыл уж рот,
А мысль всё же не идёт.
Я так стою минут уж пять,
Уж не надеюсь я на "пять".
В соседнем классе хор запел...
- Садись теперь уж, "два!"
Я сел.
За что мне "два"?
Такой вопрос.
Ведь я же просто не успел...
Хотя так сделать всё хотел!
Это может быть второй или третий класс, не больше. В то время школа ещё вдохновляла на творчество.
Жизнь школьного портфеля
Жил да был большой портфель
На полке в магазине.
И мечтал большой портфель
О маленьком хозяине,
Который будет ему в пасть
Свои учебники все класть.
Мечтал, мечтал портфель - и вот
К нему мальчишечка идёт.
- Какое мерзенькое, жеманное слово - "мальчишечка", - прервала Эвелина чтение. - Но тут зачёркнуто, было ещё хуже - "девчоночка".
Да, стихотворец готов на всё ради безупречного ритма.
...К нему мальчишечка идёт
Лет где-то так семи (а может быть, восьми).
За ручку он его берёт
И к кассе с мамою идёт.
Сбылась мечта портфеля:
Теперь он в школу ходит,
С ребятами играет,
Катается с горы
И девочек гоняет,
По правилам игры.
"Пятёрки" носит, "двойки",
(Но это не всегда)
И замечаний много.
Не знаю, как тут быть?
Мальчишки все такие,
Нельзя их изменить.
Портфель счастливый ходит,
Мечтая каждый раз,
Как перейдёт с хозяином
Он в следующий класс.
К четвёртому классу становится заметно, как автор взрослеет, и его творчество тоже.
Сибирская весна
Где-то на юге цветёт каштан
И расцветают цветы...
А у нас серебристый снежный туман.
Весна, отзовись! Где ты?!
Где-то уже зеленеет листва,
Земля изнывает от зноя...
У нас растаяли лужи едва.
Весна, ну что тебе стоит?!
Где-то на сильной жаре
Мороженое растает,
А у нас зима во дворе.
С неба снежинки слетают...
Где-то на солнце море сверкает,
Бегают кошки, мышки.
А к нам весна не идёт, не идёт
Ни за какие коврижки!
Когда, наконец, газоны у нас
Покроются пыльной травою,
Там ярко-оранжевая листва
Солнце закроет собою.
Дирижёр
Взмахнул он рукою -
И дрогнули струны.
Повёл он другою -
Тромбон зазвучал.
Труба надрывалась,
А он головою
В такт музыке
Очень серьёзно качал.
Вот в свете софитов
Тарелка сверкнула,
И контрабас показал всем свой бас.
Вдруг его палочка резко мелькнула.
Оркестр затих.
И зал встал в тот же час.
Аплодисменты! Везде кричат "браво!"
С улыбкой, с поклоном цветы он берёт.
Он счастлив. И с радостью он за кулисы уходит.
Музыка вечна. Она в сердце живёт!
Стихотворение о правописании мягкого знака после шипящих на конце слова начиналось так: "Ночь пришла. Шумел камыш. В воздухе засела тишь." Я бы ещё сотню-другую текстов пожертвовала ради двух таких строчек.
- Опера про зелёные очки! - объявила Эвелина.
О, это я помню, это апофеоз. Особенно последняя ария, обозначенная отдельными словами: "Трагический момент". Но никто не умер, главный герой лишь воскликнул тенором или басом: "Не нужны мне духи французские! А нужны очки мне простые, русские!" И всё закончилось хорошо.
Детское творчество не горит, и оно прекрасно.
Настолько, что мне даже захотелось спросить у Космоса: "Скажи, я фотограф какой?" Космос будет долго молчать и головою качать, а потом ответит: "Фотограф с тебя никакой. Не то ты фотографируешь, и не так."
Но вдруг ему понравятся все мои коты, таскающие со стола рыбу? И он велит мне и дальше не спать в час ночи. В соответствии с вечным моим социальным статусом.
Мне, по моему социальному статусу, настоятельно рекомендуется ложиться до полуночи, просыпаться легко и радостно, с головой позитивной и деятельной. А пить на ночь кофе крайне не приветствуется. И я не пила, я не любила его никогда. Но сейчас почему-то ужасно хочется - не того благородного и чёрного, из отборных обжаренных зёрен, трижды взошедшего пеной в блестящей турке, лезущего под соседскую дверь всем своим чарующим ароматом.
Нет, такого я не хочу. Мне надо плебейского и презренного "три в одном"; мне надо тех пакетиков, которые лежат россыпью возле кассы в любом захудалом супермаркете. Вот такого надо мне немедленно, кофейного, если можно так выразиться, напитка. Высыпать в не очень горячий, комфортно разбавленный кипяток, разболтать ложкой. И пусть весь мир подождёт.
- Ты длинный состав этого продукта читала на упаковке? - спросила моя дочь.
Не читала и читать не хочу эти малые буквы. Хочу пить три в одном два раза в день.
Неудивительно, что в час ночи мы сидели ни в одном глазу в комнате Эвелины - она в соответствии со своим социальным статусом, я - напившись дрянного и желанного три в одном. В час ночи нам было весело, мы разбирали коробку с детским литературным творчеством.
Когда-то прямиком из этой комнаты моя дочь ушла в первый класс. Кажется, что это было вчера, но, кроме цветных витражей на дверном стекле, здесь многое изменилось с тех пор: на полу теперь лежат, просыхая, натянутые на подрамники большие холсты; на кровати - гитара, которую Игоряну строжайше запрещено дёргать за струны, но он всё равно дёргает при всяком удобном случае. На столе - богемная и хаотичная куча всего, английский язык, книга по искусству Древней Руси и перевёрнутое обложкой вверх начатое "Превращение" Франца Кафки. Да, многое с тех пор изменилось и превратилось...
Но ничего не может сделаться однажды написанному. Детское литературное творчество не горит. Второй класс, третий и четвёртый были мгновенной и непрерывной болдинской осенью.
- Вот бы сейчас мне так писать! - говорит Эвелина. А я лежу на кровати рядом с гитарой и велю читать всё подряд. Четверостишие на большом листе густо зачёркнуто, но разобрать можно. Вот бы и мне сейчас так; сотню-другую своих текстов я бы легко отдала за одно такое зачёркнутое четверостишие.
Я малину вчера
Целый вечер рвала,
А наутро смотрю -
Убавляется!!!
Дальше мысль не пошла, потому и зачёркнуто. Но здесь больше никаких слов и не требуется, здесь вполне самодостаточная драма. Попробуйте целый вечер рвать вчера, сами узнаете. Когда обнаружите утром, как убавилось с тремя восклицательными знаками.
В возрасте начальной школы сменить тему очень легко: не пошла одна, будет другая. Под зачёркнутым четверостишием на одном дыхании, почти без исправлений записан длинный и тоже весьма драматичный стих.
Говорит вся семья,
Говорят все друзья:
"Фотограф с тебя никакой!"
А я в чём виноват?
Ведь держал аппарат
Я по правилам:
Правой рукой!
Мы на празднике были,
Мы там ели и пили,
Вот это была скукота.
И поэтому я,
Не раздумывая,
Фотографировал только кота!
Вот котик пошёл,
Вот лапой повёл,
А вот рыбу стащил со стола...
Тут мама вздохнула
И что-то шепнула,
И к двери тихонько пошла.
Её я догнал
И за руку взял,
Спросил: "Я фотограф какой?"
А мама стояла
И долго молчала,
Качала своей головой.
Тут папа пришёл,
Сказал: "Хорошо,
Но знаешь, сынок дорогой,
Ты б кота не снимал,
Как тот лапой махал,
А гостей и праздник с едой!"
- Откуда во мне взялся этот надрыв? - недоумевала Эвелина сквозь смех и слёзы. - У меня ведь было счастливое детство!
- Надрыв не зависит от внешних факторов, - ответила я сквозь слёзы и смех. - Надрыв - это изначально встроенная в душу деталь. Готовность принять на себя скорбь целого мира.
А скорбь была нешуточная. Особенно в тонкой тетрадке, подписанной: "Слова для песен, написанные самодельно".
Мечта сдутого воздушного шара
Зелёный сдутый шарик
Лежит себе, лежит,
Его никто не дарит,
И тем он дорожит.
Мечтает этот шарик:
"Пускай ещё я мал,
Ведь скоро подрасту я!"
Но он большим не стал.
И вскоре этот шарик,
Конечно, загрустил:
"Хоть каплю, каплю воздуха
В меня бы кто впустил!"
Потом он рассердился:
"Надуйте же меня!
Ведь сразу станет бодрая,
Весёлая семья."
Но вскоре этот шарик
Опять в отчаянье впал.
Ведь стать большим хотел он,
А тут большим не стал.
Возникающий время от времени то в стихах, то в прозе некий маленький братик (то безымянный, то почему-то Петька) невольно обращал на себя внимание.
- Настоящее творчество должно быть пророческим, - объяснила Эвелина.
Иду у доске.И надо мной
Нависла тень.
Играл сначала с братом,
А позже было лень.
Потом гулять со псом ходил,
На поводке его водил,
Потом домой вернулся, ел,
Всё выучить я не успел,
Потом погнали меня спать...
Не знаю, что же предпринять!
Встаю к доске,
Открыл уж рот,
А мысль всё же не идёт.
Я так стою минут уж пять,
Уж не надеюсь я на "пять".
В соседнем классе хор запел...
- Садись теперь уж, "два!"
Я сел.
За что мне "два"?
Такой вопрос.
Ведь я же просто не успел...
Хотя так сделать всё хотел!
Это может быть второй или третий класс, не больше. В то время школа ещё вдохновляла на творчество.
Жизнь школьного портфеля
Жил да был большой портфель
На полке в магазине.
И мечтал большой портфель
О маленьком хозяине,
Который будет ему в пасть
Свои учебники все класть.
Мечтал, мечтал портфель - и вот
К нему мальчишечка идёт.
- Какое мерзенькое, жеманное слово - "мальчишечка", - прервала Эвелина чтение. - Но тут зачёркнуто, было ещё хуже - "девчоночка".
Да, стихотворец готов на всё ради безупречного ритма.
...К нему мальчишечка идёт
Лет где-то так семи (а может быть, восьми).
За ручку он его берёт
И к кассе с мамою идёт.
Сбылась мечта портфеля:
Теперь он в школу ходит,
С ребятами играет,
Катается с горы
И девочек гоняет,
По правилам игры.
"Пятёрки" носит, "двойки",
(Но это не всегда)
И замечаний много.
Не знаю, как тут быть?
Мальчишки все такие,
Нельзя их изменить.
Портфель счастливый ходит,
Мечтая каждый раз,
Как перейдёт с хозяином
Он в следующий класс.
К четвёртому классу становится заметно, как автор взрослеет, и его творчество тоже.
Сибирская весна
Где-то на юге цветёт каштан
И расцветают цветы...
А у нас серебристый снежный туман.
Весна, отзовись! Где ты?!
Где-то уже зеленеет листва,
Земля изнывает от зноя...
У нас растаяли лужи едва.
Весна, ну что тебе стоит?!
Где-то на сильной жаре
Мороженое растает,
А у нас зима во дворе.
С неба снежинки слетают...
Где-то на солнце море сверкает,
Бегают кошки, мышки.
А к нам весна не идёт, не идёт
Ни за какие коврижки!
Когда, наконец, газоны у нас
Покроются пыльной травою,
Там ярко-оранжевая листва
Солнце закроет собою.
Дирижёр
Взмахнул он рукою -
И дрогнули струны.
Повёл он другою -
Тромбон зазвучал.
Труба надрывалась,
А он головою
В такт музыке
Очень серьёзно качал.
Вот в свете софитов
Тарелка сверкнула,
И контрабас показал всем свой бас.
Вдруг его палочка резко мелькнула.
Оркестр затих.
И зал встал в тот же час.
Аплодисменты! Везде кричат "браво!"
С улыбкой, с поклоном цветы он берёт.
Он счастлив. И с радостью он за кулисы уходит.
Музыка вечна. Она в сердце живёт!
Стихотворение о правописании мягкого знака после шипящих на конце слова начиналось так: "Ночь пришла. Шумел камыш. В воздухе засела тишь." Я бы ещё сотню-другую текстов пожертвовала ради двух таких строчек.
- Опера про зелёные очки! - объявила Эвелина.
О, это я помню, это апофеоз. Особенно последняя ария, обозначенная отдельными словами: "Трагический момент". Но никто не умер, главный герой лишь воскликнул тенором или басом: "Не нужны мне духи французские! А нужны очки мне простые, русские!" И всё закончилось хорошо.
Детское творчество не горит, и оно прекрасно.
Настолько, что мне даже захотелось спросить у Космоса: "Скажи, я фотограф какой?" Космос будет долго молчать и головою качать, а потом ответит: "Фотограф с тебя никакой. Не то ты фотографируешь, и не так."
Но вдруг ему понравятся все мои коты, таскающие со стола рыбу? И он велит мне и дальше не спать в час ночи. В соответствии с вечным моим социальным статусом.
Здравствуйте, Ирина! Спасибо Вам большущее за этот пост!
ОтветитьУдалитьКак же я хохотала!.. Некоторое время назад читала стихотворения Эвелины, которые Вы опубликовали на своей странице на сайте "Стихи.ру" (и даже, по-моему, уже успела признаться тогда в любви к ним)). И вот новая радость! Удивительные стихи: сочетание детской "строчечной корявости" с философическими размышлениями и абсолютной творческой свободой дали особый дивный эффект. Иногда складывается такое ощущение, что это блистательная стилизация "под ребенка" от взрослого талантливого поэта.
Даже не знаю, какое стихотворение выделить. Они все по-своему прекрасны!
Здравствуйте, Агния!Большое спасибо за отзыв! Мы тоже всякий раз хохочем до слёз, когда перечитываем эти шедевры; одни только названия чего стоят: "Обращение к конфете в синем фантике, которая пропала без вести"... Любой взрослый автор может только мечтать о такой непосредственности и творческой свободе. С годами уходит свежесть восприятия этого мира, в котором сдутый воздушный шар "опять в отчаянье впал". Очень редко кому удаётся сохранить в себе эту свежесть. Поэтому для меня высший литературный пилотаж - умение писать настоящие стихи для детей, по законам детской души.
ОтветитьУдалить