Большинство современных бестселлеров о том, как лучше всего и успешнее всего писать собственные книги, содержат один и тот же дельный совет: избавьтесь от своего внутреннего цензора, гоните прочь перфекционизм, пишите искренне и не думайте о том, что непременно должен получиться шедевр.
Совет неплох и очень вдохновляет на создание нешедевров. Может быть, поэтому произведения современной литературы (а среди них есть много действительно интересных и талантливых), никогда не станут классикой. Их смоет волна более новых талантливых современных, потом придёт следующая волна, потом другая...
Может, это и правильно? Ведь классика у человечества уже есть. И какая классика! Перечитываешь и диву даёшься: как же здесь всё просто и ясно; и неужели в наши дни не найдётся писателя, который сумеет придумать рифму "Цокотуха-позолоченное брюхо"?
И найдётся такой писатель, и придумает. Но всё равно это будет серебро и медь, и другие ценные металлы, а всё золото уже отчеканили. Лунный свет отразился в бутылочном горлышке, да так навсегда и остался отражением. Пресловутая художественность, которая даёт понять, почувствовать что-то такое, словами не объяснимое, но чрезвычайно важное - и для всего человечества, и для меня конкретно. Для конкретной части человечества - меня.
В нас что-то перестало отражаться. Поэтому новая классика человечеству и не грозит. Время, которое можно было бы потратить на уничтожение внутреннего цензора, я трачу на немой восторг перед шедеврами: ну как же они так сделаны? Почему я знаю точно, что современные детские рассказы - остроумные, динамичные, затрагивающие важные социальные проблемы - не шедевры; а Драгунский, в сюжетах которого ничего особенного не происходит - шедевр навсегда?
Когда Игорян достиг возраста, воспринимающего что-то посложнее "хыхек-фыфок" и выплеснутой из окна манной каши, я прочитала ему свой любимый рассказ из Денискиного цикла - "Белые амадины". Это один из самых бесподобных рассказов Драгунского, но понятен он не сразу, особенно детям, как любое произведение, основные события которого происходят не снаружи, а внутри главного героя. Но кто же мешает перечитать потом - столько раз, сколько требуется? Вся классика на том и стоит, так же прочно, как на полках всех домашних библиотек.
Собираясь на ВДНХ смотреть выставку певчих птиц, Денис хочет взять за компанию неразлучного друга Мишку. Но Мишка отказался: у него "двойка" по арифметике и вдобавок новая книжка про шпионов. А главная причина, скорее всего, в том, что Мишке певчие птицы до лампочки. Так становится понятно (не сразу, смутно, но предчувствие возникает), что даже с самыми неразлучными нам по пути не всегда. Так и должно быть, и это совсем не повод отказываться от своих певчих птиц.
И Денис поехал на ВДНХ один, легко и быстро добрался на метро (о, сказочные, фантастические времена, которые я помню, присягаю и клянусь: так было).
Выставка певчих птиц проходила в павильоне "Свиноводство". Тут Игорян засмеялся, а мой внутренний ребёнок вспомнил, как родители, если мы приезжали на ВДНХ, вели меня прямиком в павильон "Космос" - скучнейший, совершенно не нужный мне "Космос"; но если родители привели, зачем-то нужно смотреть на скафандр, который я уже видела в прошлом и позапрошлом году, и с тех пор он абсолютно не изменился. Я бы охотнее сходила в "Свиноводство", если бы знала, что оно здесь где-то есть.
Но родители, видимо, считали, что хватит с меня свиноводства в реальной жизни. Каждое лето они отвозили меня в деревню, и там первым делом я бежала к маленькому сумрачному сарайчику, в котором лежала на боку, мощно подпирая бревенчатую стену, непомерная какая-то свинья - точь-в-точь такая, как в киножурнале о наших грандиозных достижениях. Изредка свинья утробно и хмуро хрюкала, вызывая в моей душе дополнительный восторг.
Кроме свиньи, в сарайчике содержались два почти сказочных поросёнка. Можно было нарвать травы "красный корень", которая росла повсюду, протянуть пучок поверх загородки. Поросята доверчиво подходили, хватали траву и с громким чавком жадно пережёвывали её, как будто не ели никогда в жизни. И в этот момент можно было погладить их толстую белёсую шкуру, покрытую редкой щетиной. Это было очень весёлое и каждый раз новое приключение.
Но вот читать про животных и повадки их я не любила - ни тогда, ни после. Была равнодушна и к Бианки, и к Пришвину; так навсегда и остался непрочитанным заданный на лето Сетон-Томпсон. И даже у любимого Даррелла я предпочитаю читать не про животных, а про семью; мне чужд восторг, с которым юный Джеральд и Теодор Стефанидес рассматривают в микроскоп блошиные челюсти. Но птиц из павильона "Свиноводство" глазами третьеклассника Дениса я рассматриваю с большим удовольствием.
"Например, тут был снегирь. Важный, сытый, круглый, ни дать ни взять мыльный пузырь, если выдуваешь его на заходе солнца, когда оно красное... И ещё из непевчих, но поразительных птиц здесь в большущих клетках сидели две попки. То есть два попки. Или нет! Двое попок! Вот. Один был белый, вольшой, назывался какаду. У него нос был как консервный ножик-открывалка, а из темечка рос целый пучок зелёного лука. А второй был кубинский амазон. Кубинский! Зелёный! А на груди красный галстук, как у пионера. Он всё время на меня смотрел, а я ему улыбался, чтобы он знал, что я ему друг."
А самое главное было в дальнем и маленьком углу "Свиноводства".
"Здесь стояли целые толпы народа.И люди отсюда никуда не отходили и не шумели совсем, а стояли плотными рядами. И я, конечно, стал потихоньку ввинчиваться в эти толпы и постепенно провинтился поближе к самому главному. Это были птички амадины. Маленькие-маленькие, белые снежки с блестящими клюквенными клювиками и величиной с полпальца. Откуда они взялись? Они, наверное, нападали с неба. Они, наверное, были осадки, а потом ожили, вышли из сугробов и давай летать-гулять по нашим дворам и переулкам перед окнами, и наконец впорхнули в этот павильон "Свиноводство", и теперь устали и сидят, каждый в своём домике, отдыхают. А люди стоят перед ними целыми толпами, молча и неподвижно, и любят их изо всех сил. Да, да. Все любят. Единогласно. И тут одна тётка с золотым зубом сказала ни с того ни с сего
- Ну, какие маленькие... Худые... Куда их...
И все на неё оглянулись сурово, а один дедушка скривил рот и ядовито проговорил:
- Конечно, курица - она толшше...
И все опять сурово посмотрели на тёткин золотой зуб, и она покраснела и ушла. И все мы, кто стоял тут, поняли, что тётка не в счёт, потому что она не из нашей компании. И мы так молча стояли ещё долго-долго, и я всё не мог наглядеться на этих птиц. Они, видимо, были с какого-то седьмого неба, из волшебной жизни, про которую писал Андерсен. Такие они были маленькие, слабые и нежные, но, видимо, в том-то и их сила была, у маленьких и слабых, что мы стояли как вкопанные перед ними все - и дети и даже взрослые."
Чувство своей компании - может быть, оно самое главное в жизни. И внезапная мысль о том, что все эти незнакомые люди сейчас - и есть твоя компания, а закадычный Мишка, оставшийся дома читать про шпионов - не твоя... У всех ведь было в жизни такое чувство? Конечно, у всех.
"И наверное, мы никогда отсюда не ушли, но в это время по радио чей-то голос сказал:
- Внимание. Сейчас в павильоне номер два будет проведён конкурс певчих кенарей, начало через десять минут! Просим перейти во второй павильон!
И дедушка, который отбрил тётку, сказал, словно встряхнувшись:
- Надо идти... Семёновских певцов послушаем. И ушаковских тоже. - Он тронул меня за плечо. - Пошли, мальчик...
И сам двинулся вперёд, и я увидел, что у него валенок сзади прохудился и оттуда торчал пучок соломы."
Великая сила художественной детали! Этот прохудившийся валенок, эта внезапная, острая жалость к незнакомому старичку, а через несколько строк - огромное уважение, потому что он здесь, оказывается, самый главный специалист по певчим птицам, и все с ним советуются, и жалости никакой быть не может - ему просто не до валенок, когда есть дела поважнее.
И все, кто с тобой одна компания, понимают это, и не видят твоих дырявых валенок, а поют внутри себя, вместе с твоими птицами.
А потом было самое, самое главное. Когда Денис вернулся домой, родители спросили у него: ну как?
"Папа сказал:
- Рассказывай. Понравилось?
Я сказал:
- Очень!
Мама испугалась:
- Что это за голос? Что с тобой? Почему ты сипишь?
Я сказал:
- Потому что я пел! Я сорвал голос и вот осип.
Папа воскликнул:
- Где это ты пел, Козловский?
Я сказал:
- Я пел на конкурсе!
- Давай подробности! - сказала мама.
Я сказал:
- Я пел с канарейкой!
Папа прямо закатился.
- Воображаю, - сказал он, - какой был успех! На бис-то вызывали?
- Не смейся, - просипел я, - я пел про себя. Изнутри.
- А! Тогда другое дело, - успокоился папа, - тогда слава богу!
Мама положила мне руку на лоб:
- А как ты себя чувствуешь?
- Прекрасно, - сказал я ещё более сипло и ни с того ни с сего добавил. - А Лимончик получил золотую медаль...
- Он заговаривается, - чуть не плача сказала мама.
- Просто он переполнен впечатлениями, - объяснил папа, - дай ему горячего молока с боржомом. Мне действует на нервы этот сип..."
И в этот момент опять возникает неясное, смутное, но неотвратимое предчувствие: они ничего не поняли; папа и мама - тоже не твоя компания. Так взрослеют, так подступает неизбежное осознание: все мы одиноки. А если и встретится на твоём пути старичок, который возьмёт за плечо и скажет: "Пошли, мальчик", то это лишь мгновение, упавшая с неба маленькая волшебная птичка. А долгие размышления ночью, которыми не поделишься ни с каким закадычным Мишкой, целиком остаются тебе.
"...А ночью я долго не мог заснуть, я всё вспоминал этот необыкновенный день: наполненный чудесами павильон "Свиноводство", и дедушку, и тётку, и Семёнова, и Лимончика, и самое главное - перед моими глазами всё время летали маленькие и лёгкие снежинки, белые амадины, они прямо вклеились мне в сердце, эти клюквенные клювики, и я лежал, глядел в темноту и знал, что теперь уж никогда их не забуду.
Не смогу."
В чём же сила этого дырявого валенка? Этих простых текстов, в которых моментальная вспышка жалости преображается в благоговение, а после - в долгие размышления о том, как они вклеились в сердце навсегда. В чём же их сила? Я так и не смогу этого понять, даже если прогоню от себя всех внутренних цензоров.
Не смогу.
Совет неплох и очень вдохновляет на создание нешедевров. Может быть, поэтому произведения современной литературы (а среди них есть много действительно интересных и талантливых), никогда не станут классикой. Их смоет волна более новых талантливых современных, потом придёт следующая волна, потом другая...
Может, это и правильно? Ведь классика у человечества уже есть. И какая классика! Перечитываешь и диву даёшься: как же здесь всё просто и ясно; и неужели в наши дни не найдётся писателя, который сумеет придумать рифму "Цокотуха-позолоченное брюхо"?
И найдётся такой писатель, и придумает. Но всё равно это будет серебро и медь, и другие ценные металлы, а всё золото уже отчеканили. Лунный свет отразился в бутылочном горлышке, да так навсегда и остался отражением. Пресловутая художественность, которая даёт понять, почувствовать что-то такое, словами не объяснимое, но чрезвычайно важное - и для всего человечества, и для меня конкретно. Для конкретной части человечества - меня.
В нас что-то перестало отражаться. Поэтому новая классика человечеству и не грозит. Время, которое можно было бы потратить на уничтожение внутреннего цензора, я трачу на немой восторг перед шедеврами: ну как же они так сделаны? Почему я знаю точно, что современные детские рассказы - остроумные, динамичные, затрагивающие важные социальные проблемы - не шедевры; а Драгунский, в сюжетах которого ничего особенного не происходит - шедевр навсегда?
Когда Игорян достиг возраста, воспринимающего что-то посложнее "хыхек-фыфок" и выплеснутой из окна манной каши, я прочитала ему свой любимый рассказ из Денискиного цикла - "Белые амадины". Это один из самых бесподобных рассказов Драгунского, но понятен он не сразу, особенно детям, как любое произведение, основные события которого происходят не снаружи, а внутри главного героя. Но кто же мешает перечитать потом - столько раз, сколько требуется? Вся классика на том и стоит, так же прочно, как на полках всех домашних библиотек.
Собираясь на ВДНХ смотреть выставку певчих птиц, Денис хочет взять за компанию неразлучного друга Мишку. Но Мишка отказался: у него "двойка" по арифметике и вдобавок новая книжка про шпионов. А главная причина, скорее всего, в том, что Мишке певчие птицы до лампочки. Так становится понятно (не сразу, смутно, но предчувствие возникает), что даже с самыми неразлучными нам по пути не всегда. Так и должно быть, и это совсем не повод отказываться от своих певчих птиц.
И Денис поехал на ВДНХ один, легко и быстро добрался на метро (о, сказочные, фантастические времена, которые я помню, присягаю и клянусь: так было).
Выставка певчих птиц проходила в павильоне "Свиноводство". Тут Игорян засмеялся, а мой внутренний ребёнок вспомнил, как родители, если мы приезжали на ВДНХ, вели меня прямиком в павильон "Космос" - скучнейший, совершенно не нужный мне "Космос"; но если родители привели, зачем-то нужно смотреть на скафандр, который я уже видела в прошлом и позапрошлом году, и с тех пор он абсолютно не изменился. Я бы охотнее сходила в "Свиноводство", если бы знала, что оно здесь где-то есть.
Но родители, видимо, считали, что хватит с меня свиноводства в реальной жизни. Каждое лето они отвозили меня в деревню, и там первым делом я бежала к маленькому сумрачному сарайчику, в котором лежала на боку, мощно подпирая бревенчатую стену, непомерная какая-то свинья - точь-в-точь такая, как в киножурнале о наших грандиозных достижениях. Изредка свинья утробно и хмуро хрюкала, вызывая в моей душе дополнительный восторг.
Кроме свиньи, в сарайчике содержались два почти сказочных поросёнка. Можно было нарвать травы "красный корень", которая росла повсюду, протянуть пучок поверх загородки. Поросята доверчиво подходили, хватали траву и с громким чавком жадно пережёвывали её, как будто не ели никогда в жизни. И в этот момент можно было погладить их толстую белёсую шкуру, покрытую редкой щетиной. Это было очень весёлое и каждый раз новое приключение.
Но вот читать про животных и повадки их я не любила - ни тогда, ни после. Была равнодушна и к Бианки, и к Пришвину; так навсегда и остался непрочитанным заданный на лето Сетон-Томпсон. И даже у любимого Даррелла я предпочитаю читать не про животных, а про семью; мне чужд восторг, с которым юный Джеральд и Теодор Стефанидес рассматривают в микроскоп блошиные челюсти. Но птиц из павильона "Свиноводство" глазами третьеклассника Дениса я рассматриваю с большим удовольствием.
"Например, тут был снегирь. Важный, сытый, круглый, ни дать ни взять мыльный пузырь, если выдуваешь его на заходе солнца, когда оно красное... И ещё из непевчих, но поразительных птиц здесь в большущих клетках сидели две попки. То есть два попки. Или нет! Двое попок! Вот. Один был белый, вольшой, назывался какаду. У него нос был как консервный ножик-открывалка, а из темечка рос целый пучок зелёного лука. А второй был кубинский амазон. Кубинский! Зелёный! А на груди красный галстук, как у пионера. Он всё время на меня смотрел, а я ему улыбался, чтобы он знал, что я ему друг."
А самое главное было в дальнем и маленьком углу "Свиноводства".
"Здесь стояли целые толпы народа.И люди отсюда никуда не отходили и не шумели совсем, а стояли плотными рядами. И я, конечно, стал потихоньку ввинчиваться в эти толпы и постепенно провинтился поближе к самому главному. Это были птички амадины. Маленькие-маленькие, белые снежки с блестящими клюквенными клювиками и величиной с полпальца. Откуда они взялись? Они, наверное, нападали с неба. Они, наверное, были осадки, а потом ожили, вышли из сугробов и давай летать-гулять по нашим дворам и переулкам перед окнами, и наконец впорхнули в этот павильон "Свиноводство", и теперь устали и сидят, каждый в своём домике, отдыхают. А люди стоят перед ними целыми толпами, молча и неподвижно, и любят их изо всех сил. Да, да. Все любят. Единогласно. И тут одна тётка с золотым зубом сказала ни с того ни с сего
- Ну, какие маленькие... Худые... Куда их...
И все на неё оглянулись сурово, а один дедушка скривил рот и ядовито проговорил:
- Конечно, курица - она толшше...
И все опять сурово посмотрели на тёткин золотой зуб, и она покраснела и ушла. И все мы, кто стоял тут, поняли, что тётка не в счёт, потому что она не из нашей компании. И мы так молча стояли ещё долго-долго, и я всё не мог наглядеться на этих птиц. Они, видимо, были с какого-то седьмого неба, из волшебной жизни, про которую писал Андерсен. Такие они были маленькие, слабые и нежные, но, видимо, в том-то и их сила была, у маленьких и слабых, что мы стояли как вкопанные перед ними все - и дети и даже взрослые."
Чувство своей компании - может быть, оно самое главное в жизни. И внезапная мысль о том, что все эти незнакомые люди сейчас - и есть твоя компания, а закадычный Мишка, оставшийся дома читать про шпионов - не твоя... У всех ведь было в жизни такое чувство? Конечно, у всех.
"И наверное, мы никогда отсюда не ушли, но в это время по радио чей-то голос сказал:
- Внимание. Сейчас в павильоне номер два будет проведён конкурс певчих кенарей, начало через десять минут! Просим перейти во второй павильон!
И дедушка, который отбрил тётку, сказал, словно встряхнувшись:
- Надо идти... Семёновских певцов послушаем. И ушаковских тоже. - Он тронул меня за плечо. - Пошли, мальчик...
И сам двинулся вперёд, и я увидел, что у него валенок сзади прохудился и оттуда торчал пучок соломы."
Великая сила художественной детали! Этот прохудившийся валенок, эта внезапная, острая жалость к незнакомому старичку, а через несколько строк - огромное уважение, потому что он здесь, оказывается, самый главный специалист по певчим птицам, и все с ним советуются, и жалости никакой быть не может - ему просто не до валенок, когда есть дела поважнее.
И все, кто с тобой одна компания, понимают это, и не видят твоих дырявых валенок, а поют внутри себя, вместе с твоими птицами.
А потом было самое, самое главное. Когда Денис вернулся домой, родители спросили у него: ну как?
"Папа сказал:
- Рассказывай. Понравилось?
Я сказал:
- Очень!
Мама испугалась:
- Что это за голос? Что с тобой? Почему ты сипишь?
Я сказал:
- Потому что я пел! Я сорвал голос и вот осип.
Папа воскликнул:
- Где это ты пел, Козловский?
Я сказал:
- Я пел на конкурсе!
- Давай подробности! - сказала мама.
Я сказал:
- Я пел с канарейкой!
Папа прямо закатился.
- Воображаю, - сказал он, - какой был успех! На бис-то вызывали?
- Не смейся, - просипел я, - я пел про себя. Изнутри.
- А! Тогда другое дело, - успокоился папа, - тогда слава богу!
Мама положила мне руку на лоб:
- А как ты себя чувствуешь?
- Прекрасно, - сказал я ещё более сипло и ни с того ни с сего добавил. - А Лимончик получил золотую медаль...
- Он заговаривается, - чуть не плача сказала мама.
- Просто он переполнен впечатлениями, - объяснил папа, - дай ему горячего молока с боржомом. Мне действует на нервы этот сип..."
И в этот момент опять возникает неясное, смутное, но неотвратимое предчувствие: они ничего не поняли; папа и мама - тоже не твоя компания. Так взрослеют, так подступает неизбежное осознание: все мы одиноки. А если и встретится на твоём пути старичок, который возьмёт за плечо и скажет: "Пошли, мальчик", то это лишь мгновение, упавшая с неба маленькая волшебная птичка. А долгие размышления ночью, которыми не поделишься ни с каким закадычным Мишкой, целиком остаются тебе.
"...А ночью я долго не мог заснуть, я всё вспоминал этот необыкновенный день: наполненный чудесами павильон "Свиноводство", и дедушку, и тётку, и Семёнова, и Лимончика, и самое главное - перед моими глазами всё время летали маленькие и лёгкие снежинки, белые амадины, они прямо вклеились мне в сердце, эти клюквенные клювики, и я лежал, глядел в темноту и знал, что теперь уж никогда их не забуду.
Не смогу."
В чём же сила этого дырявого валенка? Этих простых текстов, в которых моментальная вспышка жалости преображается в благоговение, а после - в долгие размышления о том, как они вклеились в сердце навсегда. В чём же их сила? Я так и не смогу этого понять, даже если прогоню от себя всех внутренних цензоров.
Не смогу.
Ирина, спасибо! И за свою компанию, и за классику, и за неизвестный мне и уже любимый рассказ Драгунского. Недавно я прочитала как вскользь его, Драгунского, критикуют, даже без примеров, а так, просто - он, конечно, да, но.. в журнале и без возможности оспорить. Мне очень нужны были ваши слова.
ОтветитьУдалитьСпасибо! Так всё близко.
Катя, наши разговоры неизменно дают мне редкое и драгоценное ощущение своей компании. И можно без опаски ходить хоть в каких дырявых валенках.
УдалитьЯ сейчас попыталась представить, за что можно критиковать Драгунского, и у меня ничего не представляется. Одна его фраза "Я вспоминал наполненный чудесами павильон "Свиноводство" стоит многих и многих современных книг про школу - с их бесконечными экспрессивными и пустыми диалогами, сленгом, буллингом, перемещением в прошлое, полным отсутствием характеров и внутреннего мира главных героев.
Критиковать Драгунского бессмысленно - его рассказы лежат в той плоскости литературы, где уже нет никакой иерархии. Там и Пушкин, и Паустовский, и Юрий Коваль. Золото можно не носить, но оно от этого не перестанет быть золотом.
Я рада, Ирина, быть с вами в одной компании, спасибо!
УдалитьПрочитала в журнале, посвящённом домашнему материнству, статью православного священника о детских книгах. Замечание было брошено вскользь - копирование детской речи (Драгунский, Житков, Носов) не совсем правильный литературный приём, который может быть неполезным для детей. Вся статья показалась мне слишком обтекаемой, неэмоциональной что ли, без конкретных примеров и рассуждений, и осталось после неё неприятное ощущение пустого фантика. Тема мне близкая, и не получить никаких впечатлений, пусть даже отрицательных, с которыми я бы спорила мысленно или вслух, было неприятно.
Всё моё детство прошло с Носовым, Житковым, Драгунским и ещё многими писателями, у которых блестящее копирование детской речи стало основой авторского стиля, и никогда не чувствовала никакой неполезности и вредоносности. Было бы интересно узнать, как, по мнению автора статьи, должны разговаривать герои детских книг? На церковнославянском что ли?
УдалитьМне тоже многое было бы интересно узнать у автора. Возможно, формат и его требования, не позволили раскрыть тему, или я ничего не поняла, многие, судя по отзывам, остались довольны. Но в любом случае ваш пост, Ирина, закрыл мои недоумевающие вопросы - как это так можно с правильным спокойным настроем, без лозунгов и призывов, с общепринятыми посылами вроде "красота спасёт мир" не сказать ничего, да ещё и зацепить по пути "общепризнанных и несомненно уважаемых классиков". Просто это не важно, это чужая компания. Хотя признавать мне это, в контексте того журнала, было грустно.
УдалитьДа, и очень созвучны мысли о современной школьной литературе. Хотя и нравящиеся писатели(ль), кажется, появились.
Катя, по моим ощущениям, сейчас именно с детской литературой дела обстоят очень даже неплохо: есть много талантливых современных авторов, много интересных поэтов. Но вот с отечественной литературой для подростков и юношества ситуация просто катастрофическая. Я пробовала читать нескольких авторов, очень популярных и обладающих многими премиями, и, признаюсь, две книги просто выбросила на помойку, не думая о потраченных деньгах. Невыносимо было держать это в доме. Ярко выраженная не моя компания. Но ведь хочется, чтобы у детей, кроме классики, была в распоряжении и новая качественная, формирующая личность литература.
ОтветитьУдалитьИрина, согласна, и есть, и интересная, и другая, мне интересно понимать это сегодняшнее отличие детских стихов, поэтов, которые чаще молодые женщины, есть уже любимые сборники и авторы. И всё равно всегда возвращаешься к первому, главному.
УдалитьИ по поводу подростковой литературы согласна. Очень было бы интересно узнать о тех, которых на помойку! И как часто я сейчас, читая отзывы
о подростковой литературе, чувствую, что ничего не понимаю, тону. Не возникает желания даже знакомиться, но хочется всё-таки найти какие-то точки опоры что ли. Кого-то найти хочется. Из того, что читала и понравилось назову Дашевскую. Меньше, но приятно, много пересечений с собой - "Моя мама любит художника" Малейко.
Катя, о выброшенном сейчас расскажу. Первая книга - Жвалевский-Пастернак "Время всегда хорошее". Очень популярные сейчас, чуть ли не главные авторы подростковой литературы, отмеченные многими литературными премиями. Мне стало любопытно, что сейчас любят подростки. Сюжет книги не оригинален: школьники из 2018 года попадают в восьмидесятые годы прошлого века.Страниц сто я прочитала честно, потом появилось ощущение, что топчусь на месте: сюжет не развивается, язык повествования чрезвычайно беден (такой, про который сейчас говорят: "Написано просто, для людей"), диалоги незамысловаты, характеры у героев отсутствуют, все похожи друг на друга, как шахматные пешки. Описание прошлого, в которого попадают дети, изумительно. Я довольно хорошо помню восьмидесятые, это моё детство, и могу сказать точно, что в то время не заставляли публично отрекаться от своей бабушки за то, что она испекла кулич на Пасху. Официально Пасху тогда не праздновали, но яйца красили и булки пекли совершенно легально, и никаким гонениям за это не подвергались. Авторы книги очень не любят советское время, я тоже не являюсь его фанаткой, но это ещё не повод обманывать своих наивных читателей. А у популярного автора ответственность перед своей аудиторией должна быть особенно высока. Оставшуюся книгу просмотрела по диагонали, общее впечатление: как будто съела что-то без вкуса, без цвета, без запаха. Возможно, для того, чтобы составить более полное мнение об авторах, нужно почитать у них что-то ещё. Но я не хочу. А список наград, премий и количество восторженных отзывов на Лабиринте мне давно уже ни о чём не говорят.
УдалитьВторая выброшенная книга А. Красильщик "Три четверти" - про то, как девочка-подросток в начале девяностых переходит в новую школу. Признаюсь: я попалась на эмоциональный крючок, потому что тема очень мне близка, мне самой как раз в это время пришлось перейти в новую школу. Книга очень скоро вызвала навязчивое желание пойти и помыть руки. Никогда ничего более омерзительного об отношениях подростков мне читать не приходилось. До неприятия на клеточном уровне, до тошноты.Ещё пять лет назад я не могла представить себя выбрасывающей книги в мусорное ведро, сейчас делаю это легко и без малейших угрызений совести. И всё чаще появляется сентиментальное желание - обнять полки, на которых стоят Кассиль и Железников, Крапивин и Сотник, Носов и Юрий Яковлев, Нагибин, Лиханов, Алексин, Борис Алмазов, и плакать крокодиловыми слезами.
Но Дашевская хороша, а значит, есть ещё надежда.
Ирина, спасибо за подробный рассказ! Я знаю по названию "Время всегда хорошее", желания прочитать не возникло, помню и замечания про Пасху, сама тогда о бабушкиных куличах подумала, и заодно о кайнарах (похожи на беляши) к татарским праздникам, потому что дед - татарин.
УдалитьО второй книге даже не слышала.
Ирина, только сейчас сообразила, у вас же на днях проходил книжный фестиваль! "Другие книги". Я читала подробные и интересные отчёты близких по духу людей, которые там побывали! Это было по-настоящему интересно, здорово! И вот как раз на ту же тему, что мы с вами обсуждаем, в том числе. И с хорошей стороны тоже. Как я сама хотела бы побывать на подобном мероприятии, но в нашем городе книжных событий не происходит.
Да, Катя, был такой фестиваль! И даже с участием Нины Дашевской.И даже недалеко от моего дома. Но до меня всегда такие новости доходят с опозданием, очень много интересного пропускаю из-за своей немобильности. Хотя на другом книжном фестивале, который проходит каждый год в нашем городе, "Белое пятно", всё-таки удавалось побывать.
УдалитьКакое название интересное! "Белое пятно". А вы не писали об этом книжном фестивале, может я пропустила?
УдалитьОдин раз упоминала, в рассказе про Михаила Яснова. Это был семинар о современной детской литературе, я специально на него пошла, чтобы послушать Яснова. Но он безмолвно сидел в президиуме всё время, а вещали литературные отцы нашего города.Вещали верно и убедительно, а Яснова всё равно послушать хотелось.
УдалитьДа, нашла, вспомнила! Меня там настолько ошарашила книжка с картинками, что я даже про фестиваль забыла!
УдалитьО, ту книжку забыть невозможно! Тоже была кандидат на помойку. Но оставила пока. На случай если захочу смелость потренировать, буду на ночь рассматривать те картинки.
УдалитьКстати, в те давние времена павильон "Космос" казался дальней окраиной ВДНХ.
ОтветитьУдалитьА "Свиноводство" (в компании со всякими другими "водствами") - как раз, оказывается, почти за ним.
А я что-то вообще никаких подробностей не помню - и где этот "Космос", и как туда добирались, и какие ещё были павильоны. Мне казалось, что вся выставка- это и есть павильон "Космос". Там ещё стоял рядом большой самолёт, в который можно было зайти.И в летнем кафе были противные котлеты с какой-то зеленью. И автоматы с "Фантой". Вот и всё, чем запомнилась ВДНХ. Знать бы тогда, что там есть такое чудо природы, как "Свиноводство", и прочие достижения... Не понимаю, почему мы туда не ходили.
Удалить