Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

суббота, 10 февраля 2018 г.

Печаль светла

   Многие из них уходили рано, слишком многие. Но за Пушкина особенно больно и несправедливо: почему так? Видно, нельзя успеть больше того, что успел, и никто не исключение.
   Вот сейчас Василий Андреевич Жуковский выйдет в бледный, угасающий зимний день; выйдет к замершей в мучительном ожидании толпе, не в силах произнести последние слова. И все уже поняли, все прочитали его молчание, но пока последнее слово не сказано, ещё есть надежда. И даже потом, после слова, разум какое-то время отказывается верить, и сердце не желает смириться.
   А потом Жуковский скажет чёрными словами по белому дню: "Пушкин умер." И мы останемся с этой новостью навсегда.
   Весёлое имя Пушкин... Но на самом дне этого искристого, игристого напитка нерастворимым осадком стоит печаль - главное чувство, по которому безошибочно распознаются свои люди, свои фильмы и свои книги. Та самая печаль, которая таит в себе ответы на все вопросы. Магия чёрно-белых слов, после которых никогда не умирает надежда.

   В этот февральский день вместе с печалью мне необходим Фазиль Искандер.

"Читая стихи, Чик с удивлением чувствовал, что они оживают и оживают. Так, бывало, неохота есть, а начнешь – и неожиданно еда вкуснеет и вкуснеет.
И вдруг, когда он дошёл до места, где змея, выползшая из черепа коня, обвилась вокруг Олега «и вскрикнул внезапно ужаленный князь», что-то пронзило его с незнакомой силой.
Это была поэзия, о существовании которой у Чика были самые смутные представления. В этой строчке замечательно, что не уточняется, отчего вскрикнул князь. Конечно, отчасти он вскрикнул и от боли, но и от страшной догадки: от судьбы никуда не уйдёшь.
И Чик как бы одновременно с Олегом догадался об этом. И его пронзило. И дальше уже до конца стихотворения хлынул поток чего-то горестного и прекрасного, может быть, постижения непостижимого смысла жизни.
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
Чик чувствует какую-то грустную бессердечность жизни, которая продолжается и после смерти Олега. И в то же время он понимает, что так и должно быть, что даже мёртвому Олегу приятней, что там наверху, на земле, озарённой солнышком, жизнь продолжается, река журчит, трава зеленеет."
   Человек углубляется печалью. Радость бурлит на его поверхности, показывая, что суп ещё не готов, и всему своё время. Сейчас Жуковский выйдет и скажет. И останется печаль - та самая, от которой особенно больно и несправедливо. Та самая печаль, которая светла...






4 комментария:

  1. Здравствуйте, Ирина! Два пушкинских дня в году :светлый, радостный-6 июня и бесконечно грустный-10 февраля...хорошо, что у нас есть книги А.С.Пушкина, можно открыть в любую минуту и прочитать любимые строки, поэтические или изумительную прозу...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! Я не представляю, как можно жить без Пушкина. Стараюсь читать его маленькими порциями, медленно, и всякий раз открывается что-то новое в его неисчерпаемых шедеврах.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина!
    Спасибо за пост, спасибо за то, что всегда находите точные слова, выражающие чувства многих людей!
    Когда выпадало мне счастье бывать в пушкинских местах, это были особые эмоции, особое состояние. С жадностью впитывала воздух, которым он дышал, глядела на окружающее, понимая, что на этом останавливались и его глаза. А на Мойке, 12, у двери вспомнился тот самый выход Жуковского. И плакать хотелось, потому что совершенно зримо и ярко представила ужас непоправимого, будто только что свершившегося...
    Тайна, которую никому не под силу узнать: как за 37 лет жизни (до чего же это мало, и до чего быстро они проходят!) можно успеть столько сделать? И как войти в сердца чужих людей настолько родным и близким!
    Всякий раз кланяюсь Жуковскому за то, что он написал нежное и вечное:
    О милых спутниках, которые наш свет
    Своим присутствием для нас животворили,
    Не говори с тоской: их нет,
    Но с благодарностью: были.
    Но в случае с Александром Сергеевичем тут напрашивается поправочка: он не "был"! Он всегда рядом. Он животворит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Агния! Так получилось, что фильм "Последняя дорога" я посмотрела совсем недавно, очень удивилась, что никогда не слышала о нём раньше, и сразу внесла его в список любимых. Выход Жуковского-Калягина невыносим. И как потом плачет в подворотне Вяземский, теряя очки в снегу: "Что мы без него?" Так и нет ответа на этот вопрос.
      Помню, какие я сильнейшие чувства испытала на Мойке, 12 в кабинете. Во всех остальных комнатах тоже, но в кабинете со мной случилось что-то особенное. Очень люблю пересматривать эпизод из фильма "Разбудите Мухина", в котором юный герой Шакурова попадает в кабинет Александра Сергеевича. А он творит в это время "Памятник" (никто лучше Александра Палееса Пушкина в кино не сыграл), и каждый раз я думаю: "Какое выпало ему счастье - посидеть за ТЕМ САМЫМ столом!"

      Удалить