Один из друзей ценителя - не ценитель, причём безжалостный. Он прямо так и говорит: "Ты купил за двести тысяч франков белое дерьмо!" А моя мысль была не такая грубая, но по смыслу похожая, потому что роковая картина представляет из себя белый прямоугольник. Большой белый прямоугольник с тремя белыми полосами наискосок. Страшно представить, как мучился автор, рождая своё произведение искусства - какие борения, какие ночи без сна, какая боль в руке, обессилевшей сжимать кисть, держать палитру...
"Нет! - яростно возражает ценитель, начиная потихоньку ненавидеть своего лучшего друга. - Это не дерьмо, а ты ничего не понимаешь. Это падает снег, а в том снегу растворился одинокий лыжник. Нужно только суметь его увидеть."
Слово за слово. Люди до чего угодно могут договориться на фоне белого прямоугольника. До самого несправедливого, до самого обидного и жестокого. И дальше бить хотят, не остановишь.
А третий друг изо всех сил пытается лавировать, как-то пытается помирить тех двоих: мы же всю жизнь дружим, так неужели теперь будем ссориться из-за какого-то белого дерь..., то есть я хочу сказать, из-за какого-то произведения искусства, то есть я хочу сказать...
В конце-концов победила дружба, и это очень хороший, очень умный спектакль. И он не о современном искусстве, он об искусстве человеческих отношений. О том, как невзирая на весь свой жизненный опыт, стоишь перед каждой новой сложной ситуацией, как перед белым полем, и невозможно определить его истинную цену.
А каждый белый прямоугольник - это, конечно, шедевр. И моя дочь, если потребуется, может создать за один вечер целых два таких шедевра.
- Посмотри на свет, - советуется она со мной по поводу их совершенства. - Нет дырок? Нужно ещё на один раз пропитать, на всякий случай.
Вот теперь точно дырок нет. Два шедевра сохнут. Осталось только разглядеть одинокого заметённого лыжника. Я не вижу. И я очень рада, что моя дочь тоже не видит.
- Как ты думаешь? - спрашивает она. - Чью голову мне лучше копировать: Сократа, Венеры или Давида?
- Я не могу тебе этого сказать, ты сама решай. Но Давид очень выразительный.
- И самый сложный! - заметила Эвелина. - Буду копировать Давида!
Да все они хороши. Сократ мудр вне времени, а Венера красива. Навеки застывшее совершенство, которое ничего не знает о наших пустотах, о баснословно белых прямоугольниках, о суете человеческих чувств. Они настолько одни такие на Земле, что не боятся никаких копий, никакого снега. Они разрешают учиться на себе - хоть сто лет, хоть тысячу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий