Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

воскресенье, 4 июня 2017 г.

Про Олега


Дружище...
   Наконец настало время и мне познать всю прелесть 3D. В таких вопросах я отношу себя к мало- и полупродвинутым слоям населения. Как-то и не было особой потребности продвигаться. И желания не было. Но вот пришлось. Пошли мы с Игоряном в кинотеатр смотреть очередной мультфильм.
   Потому что старые добрые советские, конечно, очень хорошие, и мой сын любит Водяного из "Летучего корабля", и сыщика из "Бременских музыкантов", и домовёнка Кузю, и Бабу Ягу, которая против, но он герой уже нового времени. И все эффекты этого времени, все картинки и звуки наполняют его принципиально иным смыслом. Он другой и видит другое. Не как я в этом возрасте.
   Вот, например, смотрим старый "Ералаш" про итальянскую школу. Вот новый маэстро Хазанов зверски отрывает ртом кусок газеты и начинает жевать. Маэстро, несмотря на молодость, талантливый педагог. Он интуитивно нащупал главный школьный принцип: подави лидера на глазах у всего класса, подорви его авторитет, и только после этого начинай учить. И красивый белокурый главарь как миленький будет мучиться у доски, неумело и натужно спрягая глагол "стрелять".
   Вот маэстро Хазанов с презрительным лицом вынимает изо рта маленький газетный шарик, в котором таится смерть мухи.
 - Как ты думаешь, - спрашивает Игорян, наблюдая за маэстро. - а его желудок успел прочитать то, что было написано в газете?
   Они другие, не такие как мы. Поэтому я иду в 3D, я надеваю эти неудобные очки -  смотреть новейший мультфильм"Трио в перьях". Германия, Бельгия, Люксембург, Норвегия. По тому, как на экране упал камень, распушилось птичье перо, плавно всколыхнулись в восходящих воздушных потоках красные ноги аиста, стало ясно в очередной раз: отечественной анимации очень даже есть к чему стремиться. Очень-очень есть куда.
   Но хочется не о безнадёжном. Хочется об одной заметной особенности современных мультфильмов: почти все герои в них имеют психические отклонения - от совершенно очевидных до едва различимых вооружённым глазом. Видно, с миром что-то неладно, всерьёз.
   Сюжет "Трио в перьях" в двух словах такой: не успев толком вылупиться из родного яйца, воробей Ричард осиротел, и его приняла к себе семья аистов. Но в Африку с собой не взяла, бросила осенью одного, решила, что ему не под силу перелёт. Волевой Ричард не согласен. Он искренне считает себя аистом, он бросает вызов самой природе и отправляется в погоню за семьёй. Помните о том, что в мире нет ничего невозможного и всё в ваших руках?
   По пути Ричард обзаводится двумя странными спутниками. Первый спутник - карликовая сова Ольга, у которой есть вымышленный друг Олег, и она всю дорогу с ним разговаривает. После двадцатого примерно упоминания Олега мне стало казаться, что я его вижу, что я вообще сова над Гибралтаром. Или воробей-аист, потерявший стаю. Или я не знаю.
   Второй спутник Ричарда - гламурный и чувствительный попугай Кики, роскошно озвученный Филиппом Киркоровым. Каждый артист однажды обязательно должен сыграть сам себя. И в тот момент, когда попугай Кики на фестивале певчих птиц в изнеможении падает на пол со стоном: "Гран-при! Я иду к тебе!" - становится ясно, что у Филиппа Киркорова получилось, он достиг сверкающей вершины в своей карьере.
   Всё заканчивается хорошо. Дружба, взаимовыручка, самоотверженность, стая обретена. "Прости нас, Ричард! - говорит главный аист. - Веди нас!" Сова с попугаем тоже ликуют. Красочная картинка, объёмная. Конец.
   Прекрасно, мне всё понравилось, но вот это странное чувство... Голуби там были совсем безумные - сидя на проводах, они френдились, кликали, лайкали... Лица у них были совершенно невменяемые - явный намёк на современную зависимость от гаджетов. Видимо, я всё-таки герой не нашего времени.
 - Тебе кто больше всех понравился? - спросила я у Игоряна.
 - Попугай! - ответил Игорян не моргнув глазом.
   А я сижу и тихо знаю про себя: мой-то любимый персонаж среди всего этого нагромождения безумцев - Олег. Вымышленный совиный приятель.
   А вы? Вы себе ни одного Олега за всю жизнь не придумали? Карлсон не в счёт. Я про взрослую жизнь - самый плодотворный период придуманных Олегов: друзья, любимые, жёны, мужья, дети, коллеги... Кто без Олега, пусть первый бросит в меня камень. Мы сами себе Олег. Вся наша жизнь есть не игра, а один сплошной Олег. Путь в Африку. Наши желудки больше не читают газет.
   А новые дети - они совсем другие. Они смотрят безумные мультики, но при этом как-то ухитряются не терять себя. С тем, кто не нравится - не играют; верят в силу крыльев; воробья называют воробьём, аиста - аистом. И никогда не терзаются проклятыми вопросами: "А почему трио? Почему трио, если там ещё был Олег?"

3 комментария:

  1. Ирина, да, удивительно, у Лёвы всегда "ещё был Олег" и мне страшно было, ну не очень, но не по себе, наверное, когда он начал смотреть все эти мультики (по телевизору у бабушки) и ничего, оказывается нормально, уживаются и Олег, и "там ещё был один, похожий на человечка, но не человечек, жёлтый, он сделал такую машину, что она всех плохих роботов сломала".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, у меня у самой в детстве был очень качественный Олег, породила его моя впечатлительность и бурное воображение. Но тот Олег был нестрашный, я хорошо понимала, где заканчивается мир Олега и начинается мир реальный, где тоже хорошо. Думаю, что и у Лёвы точно такой же вариант, опасаться нечего. Страшно, когда как в рассказе Селинджера "Лапа-растяпа" - если вдруг Олег появляется от детского одиночества, неприкаянности и беззащитности. И в то же время "лапа-растяпа" - это очень взрослый вариант: не видим разницы между реальным миром и миром Олега, живём не людьми, а иллюзиями о них.

      Удалить
    2. Да, Ирина, согласна. Спасибо!

      Удалить