Эти или дети? |
А потом у меня всё путается. Начиная приблизительно с "Вредных советов" моя бесспорность начинает колебаться.
Я очень хорошо помню, как впервые прочитала "Вредные советы" в журнале "Пионер"; это был год не то 1989, не то 1990: "Никогда не мойте руки, шею уши и лицо, это глупое занятье, не приводит ни к чему..."
Это была свежая тональность. Нечто новое на общем поучительно-назидательном фоне. Понравилось. Мы учили "Вредные советы" наизусть, цитировали их друг перед другом в школе, с нетерпением ждали следующего номера. Но как-то быстро приелось увлечение.
Первый десяток "Вредных советов" проглотился и усвоился с удовольствием, второй - прожевался, но медленнее, третий - ничего так, но добавки не нужно. Идея понятна, а ходить всё время по кругу скучно. Возможно, мы просто повзрослели.
И теперь, когда я вижу на полке книжного магазина очередной том новейших "Советов", во мне возникает две мысли. Первая - рациональная: это эксплуатация темы, на которую писатель однажды удачно вышел, и до сих пор трудится на той же ниве, хотя почва уже заметно истощилась. А вторая мысль - мудрая: есть книги, читать которые никогда не рано, никогда не поздно и никогда не вредно; а есть книги, которые нужно читать вовремя - не раньше и не позже. Таковы "Вредные советы" и всё, что около них.
Таковы "Дети и эти", вокруг которых неравнодушные родители уже сломали немало копий. Вот решили почитать на ночь трёхлетней дочурке, а в книге оказался ужас: террористы, переодетые маньяки, украденный сотовый телефон... Выбросили, дизлайк.
Зачем же так радикально? Тем более что книга не из дешёвых. Практичнее было отложить её до тех пор, когда дочурке стукнет 12+, и тогда она прочитает сама, с восторгом, и поделится впечатлениями. Только не с родителями, а с друзьями. И это правильно, это надо. У подростков непременно должен быть собственный потаённый антимир, в который взрослым нет доступа - чтобы мамы и папы не поседели раньше времени.
В книге "Дети и эти" всё наоборот: дети в ней как взрослые, а взрослые как дети. Схема одна и та же: дети воспитывают (не ходи без шарфа, не теряй ключ от дома, никогда не разговаривай с неизвестными, а давай-ка запишу тебя в балетную школу), а взрослые слушаются или нет.
Мир вокруг современный, отсюда и недовольство взрослых читателей: "Смс-ки в тексте глаза режут".
Я вас умоляю! Конечно, гораздо романтичнее и таинственнее, когда помещение освещено смоляными факелами и керосиновыми лампами, но это ещё не повод отказываться от электричества. Я уверена, что всем 12+ без исключения смс-ки нигде не жмут и ничего не режут. А книга-то для них.
На мой взрослый взгляд и вкус, рассказы, написанные по одной схеме - не очень питательное блюдо.. Но стоит только вспомнить себя в протестном возрасте...
В то время мы увлекались так называемыми "садистскими стишками". Это ли не жёсткая схема?
Внучку из школы бабушка ждёт,
Цианистый калий в ступке толчёт.
Дедушка бабушку опередил -
Внучку к забору гвоздями прибил.
Наша Таня громко плачет,
По головке скачет мячик.
Это шуточки отца:
Мячик сделан из свинца.
Мы коллекционировали стишки со смехом. Это был наш ответ миру взрослых - скуке, догмам, строгой дисциплине по любому поводу, разлинованным тетрадям.
Если кто-то из одноклассников не понимал и говорил: "Жалко девочку (мальчика)", мы знали - перед нами очень хороший человек, но не наш. Свои распознавались безошибочно.
Потом мы выросли, и никто из нашей компании не стал садистом, никто детей к забору не приколачивал и свинцовым мячиком у них на голове не играл. Все до единого превратились в добропорядочных взрослых, с тоскою глядящих на новое поколение, на их ужасные орфографические ошибки, на их ярко-зелёные волосы.
Спокойствие, только спокойствие. Это не бич нашего времени, так было всегда. Помните школьный фольклор? Это такой дикий ужас, такая безвкусица. Для родителей, но не для их драгоценных 12+.
"Ну, мёртвая!" - крикнул малюточка басом,
Нажал на курок, и Некрасов упал.
У лукоморья дуб спилили,
Златую цепь в музей свезли,
Кота на мясо зарубили,
Русалку в бочку засолили...
Ничего, повзрослеют. Ужас и безвкусица - жить в режиме сплошного не вовремя.
На книге "Дети и эти" стоит пометка 6+. Уж эти мне современные обозначения... Было бы неплохо, если бы те, кто их ставит, предварительно просматривали вверенный им текст.
Я уже не доросла до такого Остера, сын ещё не дорос. Пусть прочитает сам, когда обзаведётся собственным потаённым антимиром. Или не прочитает. Они ведь такие, современные школьники, они же не читают ничего, и так далее, и тому подобное. По списку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий