В настоящее время два самых главных увлечения моего сына - сказки и наука. Сказки он готов слушать все подряд, в любое время и в бесконечном количестве. Из наук предпочитает историю, физику и математику, и даже в центре самого волшебного сюжета не теряет бдительности внимательного исследователя: каким образом он дышит на дне морском? как это ходит по облакам - они же из пара? почему люди из стойбища, которых проглотил людоед Корэндо, не переварились за много лет, а спокойно дождались, когда подрастёт и освободит их отважный Уняны? почему нарисованный на полу круг защищает от нечистой силы, в чём принцип его действия?
Впрочем, все эти вопросы не мешают Игоряну зачарованно прислушиваться и верить на слово говорящему тигру и медведю. В его возрасте мир ещё представляется цельным и убедительным, одно в нём совершенно не мешает и не противоречит другому.
И даже первая детская мечта моего сына на тему "Кем быть?" одновременно содержит в себе элемент сказки и науки - недавно он рассказал мне, что хочет стать археологом. Я даже удивилась - настолько отвыкло ухо от названий нормальных профессий; я обрадовалась такой прекрасной мечте.
А пока мы читаем сказки без устали, читаем кое-что научное. Но бывает и так, что под обложкой одной книги сказка и наука сходятся, как Солнца и Луна. И получается явление природы. Например:
1. Евгений Пермяк "Сказка о стране Терро-Ферро". Незаслуженно подзабытый автор, поэтому я хочу хоть немного восстановить справедливость. Помню, как читала и перечитывала в детстве удивительную и поучительную историю о потерянном и возвращённом железе; о трёх жадных завистливых королях - Железном, Деревянном и Золотом - едва не погубивших целую страну; о злобной колдунье Ржавчине и не менее злобной Гнили.
У меня сохранилась раритетная книга Барнаульского книжного издательства, потом дочке подарили в школе новую, цветную, и у нас стало две. Игорян просит читать с новыми королями,
а я верна своим чёрно-белым красавцам из прошлого.
Стройную элегантную Ржавчину я также предпочитаю новому страшилищу.
Неправдоподобные иллюстрации в детских книгах меня угнетают: отважный юноша, одетый в звериные шкуры, с молотом на плече идёт к людям, но встречает его почему-то не первобытная косматая толпа с каменными зубилами и палками-копалками наперевес, а расчёсанное на пробор высшее общество с мушкетёрскими усиками и букетами роз, выращенных, очевидно, без отрыва от борьбы за существование.
Чёрно-белый юноша шагал куда убедительнее.
Но как бы там ни было, история остаётся мудрой и прекрасной. Перечитываем и будем перечитывать, как Железный король снабдил ведьму Гниль тремя комплектами стальных зубов, чтобы она максимально вредила королю Деревянному. И Деревянный король уже хотел в отчаянии броситься с обрыва в глубокое озеро ("А какой смысл? - спросил Игорян. - Дерево же в воде всё равно не тонет."), но...
Купила я на Лабиринте ещё одну книгу Пермяка - "Дедушкина копилка".
Удивительно симпатичное переиздание 1965 года, отмеченное в давние времена бронзовой медалью ВДНХ. Полюбилась не так, как "Сказка о стране Терра-Ферро", но чтение, безусловно, полезное. Особенно для мальчиков.
Урфин Джюс тоже личность весьма харизматичная. Благодаря ему мы узнали, что такое драгоценный палисандр, из которого сделан генерал деревянной армии Лан Пирот. А черные камни Гингемы? Это колдовство или всё-таки мощный магнит? И снова дерево не тонет в воде.
3. Лев Токмаков "Мишин самоцвет". Токмаков известен прежде всего как художник, в литературном смысле куда больше прославилась его супруга - писательница и переводчица Ирина Токмакова. "Мишин самоцвет" - единственная книга Льва Алексеевича, им же и проиллюстрированная.
Её нельзя назвать сказкой в строгом смысле этого слова, но в наше время границы жанра размываются и расширяются: то, что для нас когда-то было делом обычным, для наших детей - самая настоящая сказка. Первоклассники, увлечённые геологией, сегодня не менее фантастичны, чем лесное Чудо-Юдо.
"Мишин самоцвет" - книга заветная, в каком-то смысле даже образцовая. Эта простая история про двух уральских тёзок Мишу Крюкова и Мишу Похлёбкина прочитывается максимум за час. Друзья занимаются в кружке юных геологов. Летом предстоит первая экспедиция. Миша Крюков сам находит в шахте чудесный аметист, а Похлёбкин заболел и поехать не смог. И теперь за равнодушием старательно прячет зависть.
"А эти глупые слова для Миши почему-то обиднее всего на свете.
- Чего токаешь-то! Чего! Да мне все геологи... Сам Аркадий Петрович обещал. Осенью в геологический музей поедем! Дарить. С ручками оторвут! Понял? Вот он какой, этот камень! А ты фасонишь! Токаешь! Факт, завидно!
Отчего же вдруг замолчал Похлёбкин? Обычно у него с ответами задержки не бывает. Мише вдруг сделалось его жалко. Бедный Похлёбкин! Не ездил он со всеми в Мурзинку, не спал в палатке, не находил чудесного камня аметиста. Миша представил, как его друг, больной и беспомощный, валяется в этой душной комнате среди огромных подушек. Нет у Миши никакого зла на Похлёбкина. Никакой обиды! А у того давно нижняя губа вперёд полезла. Еле удерживается от слёз Похлёбкин. Скорее, скорее надо что-то сделать, что-нибудь сказать ему хорошее.
Миша пересел с табурета на тахту.
- Слушай, Миш...
Похлёбкин, не двигаясь, глядел в потолок.
- Миш, я что придумал! Давай я тебе этот аметист подарю. Вернее, половину подарю. То есть будет он у нас общий. А в музей повезём, надпись попросим сделать: "Дар Михаила Крюкова и Михаила Похлёбкина". А? Ты ведь тоже мог этот аметист найти, если бы не заболел.
- Ясно, мог бы! Может, даже быстрее, чем ты.
Похлёбкин приподнялся на локте. В глазах зажглись синие огоньки."
То, что 30-40 лет назад прочитывалось детьми безошибочно и безусловно, сегодня нужно объяснять на пальцах. Потому что современная детская литература, охотно жонглируя проблемами глобальными и страшными, всё больше утрачивает художественность и иносказательность, предпочитая бить в лоб или с разворота в глаз, действуя предельно конкретно. А душе для развития необходимы тонкие материи: самоцвет свой Миша не только в земле откопал, но и открыл бесценное месторождение в своём сердце, когда сказал другу Похлёбкину: "Тебе половина и мне половина!" Не так-то это просто восьмилетнему, особенно в наше время.
Спасибо Льву Токмакову за драгоценную книгу. И очень жаль, что её не переиздают.
4. Ян Ларри "Приключения Карика и Вали" - Игоряном любима, а мной не очень. Не потому, что плохо написана, а потому, что у меня на всех уровнях сложные отношения с насекомыми.
Мне морально трудно представить себе, как рядом ворочается нечто гигантское, суставчатое, чешуйчатое, хоботковое. В детстве я с трудом смотрела этот фильм, несмотря на Василия Ливанова в роли профессора Енотова. Любопытство боролось во мне с отвращением. Особенно когда из профессорской квартиры вышел наделённый интеллектом жук ростом с человека.
Но сама по себе история - прекрасный повод поразмышлять о маленьких и больших в нашем неоднозначном мире.
5. Юрий Сотник "Маска". Конечно, Сотник для школьного возраста, но смешную "Маску" мы всё-таки прочитали - рассказ про то, как группа детей, по собственной инициативе, решила сделать для осенней выставки необычную поделку - гипсовую маску местной знаменитости, юного музыканта Гоши Люкина из соседнего подъезда. Тоже, в общем, сказочный сюжет, по нынешним временам.
Знаменитость удалось уговорить, но маска прилипла к юному талантливому лицу...
В тот же день мы пошли в магазин и купили набор для изготовления гипсовых барельефов. Целых несколько дней Игорян был увлечён - размешивал, заливал, проверял поминутно. Произвольно раскрашивал накрепко застывших динозавров. В научно-сказочном стиле.
"Дедушкина копилка" на Лабиринте
Впрочем, все эти вопросы не мешают Игоряну зачарованно прислушиваться и верить на слово говорящему тигру и медведю. В его возрасте мир ещё представляется цельным и убедительным, одно в нём совершенно не мешает и не противоречит другому.
И даже первая детская мечта моего сына на тему "Кем быть?" одновременно содержит в себе элемент сказки и науки - недавно он рассказал мне, что хочет стать археологом. Я даже удивилась - настолько отвыкло ухо от названий нормальных профессий; я обрадовалась такой прекрасной мечте.
А пока мы читаем сказки без устали, читаем кое-что научное. Но бывает и так, что под обложкой одной книги сказка и наука сходятся, как Солнца и Луна. И получается явление природы. Например:
1. Евгений Пермяк "Сказка о стране Терро-Ферро". Незаслуженно подзабытый автор, поэтому я хочу хоть немного восстановить справедливость. Помню, как читала и перечитывала в детстве удивительную и поучительную историю о потерянном и возвращённом железе; о трёх жадных завистливых королях - Железном, Деревянном и Золотом - едва не погубивших целую страну; о злобной колдунье Ржавчине и не менее злобной Гнили.
У меня сохранилась раритетная книга Барнаульского книжного издательства, потом дочке подарили в школе новую, цветную, и у нас стало две. Игорян просит читать с новыми королями,
а я верна своим чёрно-белым красавцам из прошлого.
Стройную элегантную Ржавчину я также предпочитаю новому страшилищу.
Неправдоподобные иллюстрации в детских книгах меня угнетают: отважный юноша, одетый в звериные шкуры, с молотом на плече идёт к людям, но встречает его почему-то не первобытная косматая толпа с каменными зубилами и палками-копалками наперевес, а расчёсанное на пробор высшее общество с мушкетёрскими усиками и букетами роз, выращенных, очевидно, без отрыва от борьбы за существование.
Чёрно-белый юноша шагал куда убедительнее.
Но как бы там ни было, история остаётся мудрой и прекрасной. Перечитываем и будем перечитывать, как Железный король снабдил ведьму Гниль тремя комплектами стальных зубов, чтобы она максимально вредила королю Деревянному. И Деревянный король уже хотел в отчаянии броситься с обрыва в глубокое озеро ("А какой смысл? - спросил Игорян. - Дерево же в воде всё равно не тонет."), но...
Купила я на Лабиринте ещё одну книгу Пермяка - "Дедушкина копилка".
Удивительно симпатичное переиздание 1965 года, отмеченное в давние времена бронзовой медалью ВДНХ. Полюбилась не так, как "Сказка о стране Терра-Ферро", но чтение, безусловно, полезное. Особенно для мальчиков.
Встречала я и отрицательные мнения об этой книге - дескать одна сплошная советская пропаганда. Пожалуй, можно сказать и так, если называть "советской пропагандой" воспевание труда обыкновенного - хлебороб, пастух, маляр... Но лично я не вижу большого вреда и опасности в том, что современные дети, большинство из которых понятия не имеют, что такое труд, благодаря этой книге немного расширят свой кругозор.
2.Александр Волков "Урфин Джюс и его деревянные солдаты".
Самая любимая из всех частей про Волшебную страну, зачитанная наизусть. Мастеровитый дядя Чарли - кумир и авторитет: всепревращальное полотнище, сухопутный корабль, завывающее от ветра огородное пугало...Урфин Джюс тоже личность весьма харизматичная. Благодаря ему мы узнали, что такое драгоценный палисандр, из которого сделан генерал деревянной армии Лан Пирот. А черные камни Гингемы? Это колдовство или всё-таки мощный магнит? И снова дерево не тонет в воде.
3. Лев Токмаков "Мишин самоцвет". Токмаков известен прежде всего как художник, в литературном смысле куда больше прославилась его супруга - писательница и переводчица Ирина Токмакова. "Мишин самоцвет" - единственная книга Льва Алексеевича, им же и проиллюстрированная.
Её нельзя назвать сказкой в строгом смысле этого слова, но в наше время границы жанра размываются и расширяются: то, что для нас когда-то было делом обычным, для наших детей - самая настоящая сказка. Первоклассники, увлечённые геологией, сегодня не менее фантастичны, чем лесное Чудо-Юдо.
"Мишин самоцвет" - книга заветная, в каком-то смысле даже образцовая. Эта простая история про двух уральских тёзок Мишу Крюкова и Мишу Похлёбкина прочитывается максимум за час. Друзья занимаются в кружке юных геологов. Летом предстоит первая экспедиция. Миша Крюков сам находит в шахте чудесный аметист, а Похлёбкин заболел и поехать не смог. И теперь за равнодушием старательно прячет зависть.
"А эти глупые слова для Миши почему-то обиднее всего на свете.
- Чего токаешь-то! Чего! Да мне все геологи... Сам Аркадий Петрович обещал. Осенью в геологический музей поедем! Дарить. С ручками оторвут! Понял? Вот он какой, этот камень! А ты фасонишь! Токаешь! Факт, завидно!
Отчего же вдруг замолчал Похлёбкин? Обычно у него с ответами задержки не бывает. Мише вдруг сделалось его жалко. Бедный Похлёбкин! Не ездил он со всеми в Мурзинку, не спал в палатке, не находил чудесного камня аметиста. Миша представил, как его друг, больной и беспомощный, валяется в этой душной комнате среди огромных подушек. Нет у Миши никакого зла на Похлёбкина. Никакой обиды! А у того давно нижняя губа вперёд полезла. Еле удерживается от слёз Похлёбкин. Скорее, скорее надо что-то сделать, что-нибудь сказать ему хорошее.
Миша пересел с табурета на тахту.
- Слушай, Миш...
Похлёбкин, не двигаясь, глядел в потолок.
- Миш, я что придумал! Давай я тебе этот аметист подарю. Вернее, половину подарю. То есть будет он у нас общий. А в музей повезём, надпись попросим сделать: "Дар Михаила Крюкова и Михаила Похлёбкина". А? Ты ведь тоже мог этот аметист найти, если бы не заболел.
- Ясно, мог бы! Может, даже быстрее, чем ты.
Похлёбкин приподнялся на локте. В глазах зажглись синие огоньки."
То, что 30-40 лет назад прочитывалось детьми безошибочно и безусловно, сегодня нужно объяснять на пальцах. Потому что современная детская литература, охотно жонглируя проблемами глобальными и страшными, всё больше утрачивает художественность и иносказательность, предпочитая бить в лоб или с разворота в глаз, действуя предельно конкретно. А душе для развития необходимы тонкие материи: самоцвет свой Миша не только в земле откопал, но и открыл бесценное месторождение в своём сердце, когда сказал другу Похлёбкину: "Тебе половина и мне половина!" Не так-то это просто восьмилетнему, особенно в наше время.
Спасибо Льву Токмакову за драгоценную книгу. И очень жаль, что её не переиздают.
4. Ян Ларри "Приключения Карика и Вали" - Игоряном любима, а мной не очень. Не потому, что плохо написана, а потому, что у меня на всех уровнях сложные отношения с насекомыми.
Мне морально трудно представить себе, как рядом ворочается нечто гигантское, суставчатое, чешуйчатое, хоботковое. В детстве я с трудом смотрела этот фильм, несмотря на Василия Ливанова в роли профессора Енотова. Любопытство боролось во мне с отвращением. Особенно когда из профессорской квартиры вышел наделённый интеллектом жук ростом с человека.
Но сама по себе история - прекрасный повод поразмышлять о маленьких и больших в нашем неоднозначном мире.
5. Юрий Сотник "Маска". Конечно, Сотник для школьного возраста, но смешную "Маску" мы всё-таки прочитали - рассказ про то, как группа детей, по собственной инициативе, решила сделать для осенней выставки необычную поделку - гипсовую маску местной знаменитости, юного музыканта Гоши Люкина из соседнего подъезда. Тоже, в общем, сказочный сюжет, по нынешним временам.
Знаменитость удалось уговорить, но маска прилипла к юному талантливому лицу...
В тот же день мы пошли в магазин и купили набор для изготовления гипсовых барельефов. Целых несколько дней Игорян был увлечён - размешивал, заливал, проверял поминутно. Произвольно раскрашивал накрепко застывших динозавров. В научно-сказочном стиле.
"Дедушкина копилка" на Лабиринте
Комментариев нет:
Отправить комментарий