Знаю, хоть и немного |
Вообще-то мне очень нравится писатель Н. Носов. Я имею в виду его рассказы. Он очень много вложил в отечественную детскую литературу. О том, что писатель Н. Носов сочинил ещё три сказочные повести, я как-то не задумывалась. Не интересовалась темой маленьких человечков. Мне казалось, что это какой-то другой Н. Носов, не тот, которому известен рецепт домашних бенгальских огней.
Однажды гуляли во дворе, и одна девочка, с которой раньше ходили в детский сад, стала рассказывать про какого-то доктора Пилюлькина. Видимо, она только что прочитала и теперь спешила поделиться. Но я не услышала, не поняла. И слово показалось мне очень неблагозвучным: Пилюлькин. Что это?
Были ещё изредка мультфильмы по телевизору: Винтик, Шпунтик и пылесос; Незнайка учится сочинять стихи, рифмует палку с селёдкой. "Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный." А Торопыжка чуть ли не в драку: "Я не ел утюга!" Когда и так ясно, что это игра, условности. Ясно?
Но даже после мультфильмов я почему-то не поспешила в библиотеку за книгой - узнать подробности, и что было дальше с персонажами по имени Авоська, Небоська, Пончик, Сиропчик, Гунька, Тюбик...
Так и прошла мимо, упустила свой дошкольный и младший школьный возраст. Потерял свою актуальность журнал "Весёлые картинки", на обложке которого Незнайка неизменно был буквой К.
Промелькнул, так ни разу до конца не досмотренный фильм "Незнайка с нашего двора", в котором играли совсем малые дети и повзрослевшие Электроники в белых цилиндрах. Удивительная там была одна сцена: малыши сидят как на партсобрании и внимательно слушают речь Синеглазки: "...по традиции они ответят на ваши вопросы. Спрашивает Нескладушка: "До кой поры эта гора пустых бочек будет стоять на площади и угрожать в минуты радости жителям города?" И далее на повестке дня у них вопрос о реконструкции...
Пусть даже это глубоко по мотивам. Видимо, я уже выросла к тому времени. Мне было не до насущных проблем коротышек из Цветочного города.
Я спохватилась, что упустила изрядный кусок классики, когда обнаружила, что моей дочери уже шесть лет, и она самостоятельно читает во взрослом темпе. Дадим нашим детям то, чего сами не получили в детстве! С этой мыслью-транспарантом я купила увесистую яркую книгу и отдала ребёнку: "На вот тебе Незнайку, - сказала я. - Произведение писателя Н. Носова."
Я была очень прогрессивной и смотрела на вещи широко. Понимала, что мой вкус может не совпадать со вкусом моего ребёнка. Вот и пусть пробует на здоровье.
И что же дальше? А дальше Незнайка, целый и невредимый, простоял на книжной полке несколько лет, рядом с другой классикой, изрядно потрёпанной. "Скучно, - сказала дочка. - И Незнайка мне совсем не нравится, он несимпатичный."
Потом книга простояла но полке ещё 10 лет. За это время я из прогрессивного родителя превратилась в родителя нормального, сын приблизился к шести годам и стало совершенно ясно, что в ближайшее время читать бегло, самостоятельно и с удовольствием он не будет.
Но это ещё не повод лишать ребёнка классики. Мой вкус - это не его вкус. Тем более, я слышала, что там про воздушный шар. А любые механизмы, особенно в комплекте с путешествиями, милы моему сыну. И он давно уже построил свой личный вариант вечного двигателя.
Вот сели мы читать. Мне с первых же страниц скучно, но Игорян слушает. Хмыкает в адрес Незнайки: "Как может от солнца отколоться кусок? Оно же состоит из раскалённых газов!"; скрупулёзно рассматривает автомобиль, работающий на газированной воде с сиропом: так, а поршень где? а как подаётся топливо? а какую скорость развивает?
Потом пошёл воздушный шар. На семидесятой странице я взмолилась: "Горло читать устало!"
"Вот! - сказала торжественно случившаяся неподалёку Эвелина. - Я тоже на этом месте когда-то остановилась, дальше не стала читать."
Но Игорян вовсе не остановился, просто взял тайм-аут. Он не отступал - видимо, надеялся, что ещё будет про шар. Но там и без шара всё обошлось. Винтик и Шпунтик идут в соседний город за паяльником для починки автомобиля - какая роскошь! Игорян приник к картинке, на которой грузили яблоко: оно висело на верёвке прямо над кузовом; ещё двое катили грушу, но она не желала катиться и крутилась на одном месте.
Так благодаря сыну я узнала, что такое книга про Незнайку. Теперь я всё поняла про кузнечика. Я окончательно убедилась в том, что больше всего у писателя Носова люблю рассказы.
Была ещё в нашей книге вторая часть "Незнайка в Солнечном городе". Игорян попросил, я стала читать. Первые главы ещё ничего, а потом появился коротышка-машинист со всеми своими объяснениями: "Вместе с удобрением в землю при вспашке вносится активированная подкормка, которая содействует более быстрому произрастанию растений, благодаря чему нам удаётся собирать два, три и даже четыре урожая за лето." И всё это на пять страниц. Я поняла, что партсобрание коротышек в фильме - не такая уж фантазия режиссёра.
Нет, это классика, конечно, но не обязательно же страдать.
- Мама! - тут же отозвался на мою мысль чуткий Игорян. - Давай не будем эту книгу дальше читать, мне что-то скучно.
Мой сын, конечно, любит технику, но, видимо, ещё не до такой степени.
Ура! Ура! Спасибо, Игорян! Я с великим облегчением закрыла "Незнайку". Я больше никогда сюда не вернусь. Может быть, Игорян сам прочитает, потом. А может, и не прочитает. Может, встретит какую-нибудь другую классику. Ну что ж... Значит, судьба такая.
А мне что-то в детстве нравился Незнайка! Большая помню такая книга с картинками! Очень нравились мне все эти маленькие жители цветочного города! Помню отправили меня в пионерский лагерь и я взяла в библиотеке эту книгу! Читала во время тихого часа украдкой!
ОтветитьУдалитьЯ думаю, что Незнайка очень многим нравится, ведь книга ни за что, просто так в разряд классических не попадёт.
УдалитьПросто у нас не сложилось, не сошлись характером, что ли. Очень не хватало динамики в развитии сюжета,такой, как в рассказах. А подробнейшее описание сельскохозяйственной техники вообще показалось похожим на инструкцию. Я даже удивилась: неужели это тот самый Носов?