- Для того ли мы родили тебя однажды в этот прекрасный мир, - спросил муж у нашей дочери, - чтобы ты даже в воскресенье ходила по нему с таким лицом?
- Не беспокойтесь, на каникулах у меня будет нормальное лицо, - печально ответила наша дочь. А сейчас у меня на лицо просто нет сил. Я свои работы уже видеть не могу.
- Тогда тебе тем более нужно их полюбить, - посоветовала я мудро. - Всем сердцем.
- Тут уже не до высокого, - сказала дочь на это. - Закончить бы успеть.
Одна работа была сине-зелёная: в комнате на столе стоит аквариум, на подоконнике сидит человек, смотрит в мир. А там не воздух прозрачный, там тяжёлая вода - тоже, вероятно, аквариум в чьей-то комнате, у которой за окном другое море... Такая матрёшка получается. Сразу начинаешь думать: а я где? В комнате на подоконнике сижу или в аквариуме плаваю? И если плаваю, то в качестве кого?
Мне очень понравилось, какие получились медузы за окном у человека - белые, студенистые, равнодушные. Я похвалила медуз.
- Д.В. сказал, что медузы здесь смотрятся как-то неубедительно, - охладила Эвелина мои восторги. - Сказал рисовать китов.
Д. В. - это преподаватель, строгий и требовательный. Вся группа его боготворит.
- Что такое неубедительная медуза? - спросила я. - В чём она должна убеждать?
- В композиции всё должно убеждать, - ответила Эвелина.
- А как ты нарисуешь убедительных китов? Здесь медузам-то места кое-как хватило.
- Киты будут вдалеке.
Я вспомнила, как весело изображают китов в детских книжках: холмик, выступающий из воды, а над ним фонтан. Простенько и узнаваемо. Но, видимо, неубедительно. Потому что Эвелина сказала твёрдо.
- Знаешь, какой от Д. В. мне за это будет...холмик?
- Но ведь он одобрил идею в целом!
- Он говорит нам: "Если я принял вашу композицию, это ещё не значит, что она гениальная. Просто лучшее на данный момент из того, что вы можете предложить."
- Совсем никогда что ли не хвалит?
- Почему? Хвалит. Сказал, что у Пети хорошо получилась драпировка. А потом добавил: "На удивление". И когда у Насти живопись наконец пошла, тоже похвалил, что она эволюционировала из одноклеточной.
Д. В. помнит всё и про всех - у кого какая манера, что за мировоззрение, где сильные места, а где слабые. Работоспособность Д. В. легендарна, и своим студентам он тоже расслабиться не даёт.
- Жёсткие у вас нагрузки, - говорит второй курс.
- Только бы Д. В. не разочаровался в нас, только бы не отказался от нас, - взывает первый.
- Пойдём, - сказала я своей усталой дочери, - покажу тебе убедительную медузу.
И включила эпизод из фильма "Выше Радуги" с любимым своим персонажем (после папы-Боярского, разумеется) - тренером легкоатлетической сборной.
- Я ваш тренер, зовут меня Александра Ильинична. Вы приехали на базу сборной, но это ещё не значит, что вы являетесь членами лучшей юношеской команды. Пока мы вас оцениваем. Оценим - купим. Оценивать будем две недели. За это время я выжму из вас все соки - и морковный, и яблочный, и желудочный!
Мы посмеялись.
- Д. В. совсем не такой! - сказала Эвелина.
- Конечно, не такой, - согласилась я. - А что ты скажешь по поводу основного принципа?
Мы стали смотреть дальше.
- Я нечаянно, Александра Ильинична! Ноги с непривычки заплетаются.
- А ты ноги-то расплети, Радуга! Расплети ноги! Мучить себя надо, мучить, понимаешь? Вся жизнь - это бег и прыжки.
Потом Эвелина расплела ноги и встала.
- Уже восемь часов! - воскликнула она. - Работать надо!
И пошла мучить себя, не жалеть и прочее.
Я тоже расплела ноги и пошла печь медовые пряники. Мысль о них мучила меня вот уже несколько дней.
- Не беспокойтесь, на каникулах у меня будет нормальное лицо, - печально ответила наша дочь. А сейчас у меня на лицо просто нет сил. Я свои работы уже видеть не могу.
- Тогда тебе тем более нужно их полюбить, - посоветовала я мудро. - Всем сердцем.
- Тут уже не до высокого, - сказала дочь на это. - Закончить бы успеть.
Одна работа была сине-зелёная: в комнате на столе стоит аквариум, на подоконнике сидит человек, смотрит в мир. А там не воздух прозрачный, там тяжёлая вода - тоже, вероятно, аквариум в чьей-то комнате, у которой за окном другое море... Такая матрёшка получается. Сразу начинаешь думать: а я где? В комнате на подоконнике сижу или в аквариуме плаваю? И если плаваю, то в качестве кого?
Мне очень понравилось, какие получились медузы за окном у человека - белые, студенистые, равнодушные. Я похвалила медуз.
- Д.В. сказал, что медузы здесь смотрятся как-то неубедительно, - охладила Эвелина мои восторги. - Сказал рисовать китов.
Д. В. - это преподаватель, строгий и требовательный. Вся группа его боготворит.
- Что такое неубедительная медуза? - спросила я. - В чём она должна убеждать?
- В композиции всё должно убеждать, - ответила Эвелина.
- А как ты нарисуешь убедительных китов? Здесь медузам-то места кое-как хватило.
- Киты будут вдалеке.
Я вспомнила, как весело изображают китов в детских книжках: холмик, выступающий из воды, а над ним фонтан. Простенько и узнаваемо. Но, видимо, неубедительно. Потому что Эвелина сказала твёрдо.
- Знаешь, какой от Д. В. мне за это будет...холмик?
- Но ведь он одобрил идею в целом!
- Он говорит нам: "Если я принял вашу композицию, это ещё не значит, что она гениальная. Просто лучшее на данный момент из того, что вы можете предложить."
- Совсем никогда что ли не хвалит?
- Почему? Хвалит. Сказал, что у Пети хорошо получилась драпировка. А потом добавил: "На удивление". И когда у Насти живопись наконец пошла, тоже похвалил, что она эволюционировала из одноклеточной.
Д. В. помнит всё и про всех - у кого какая манера, что за мировоззрение, где сильные места, а где слабые. Работоспособность Д. В. легендарна, и своим студентам он тоже расслабиться не даёт.
- Жёсткие у вас нагрузки, - говорит второй курс.
- Только бы Д. В. не разочаровался в нас, только бы не отказался от нас, - взывает первый.
- Пойдём, - сказала я своей усталой дочери, - покажу тебе убедительную медузу.
И включила эпизод из фильма "Выше Радуги" с любимым своим персонажем (после папы-Боярского, разумеется) - тренером легкоатлетической сборной.
- Я ваш тренер, зовут меня Александра Ильинична. Вы приехали на базу сборной, но это ещё не значит, что вы являетесь членами лучшей юношеской команды. Пока мы вас оцениваем. Оценим - купим. Оценивать будем две недели. За это время я выжму из вас все соки - и морковный, и яблочный, и желудочный!
Мы посмеялись.
- Д. В. совсем не такой! - сказала Эвелина.
- Конечно, не такой, - согласилась я. - А что ты скажешь по поводу основного принципа?
Мы стали смотреть дальше.
- Я нечаянно, Александра Ильинична! Ноги с непривычки заплетаются.
- А ты ноги-то расплети, Радуга! Расплети ноги! Мучить себя надо, мучить, понимаешь? Вся жизнь - это бег и прыжки.
Потом Эвелина расплела ноги и встала.
- Уже восемь часов! - воскликнула она. - Работать надо!
И пошла мучить себя, не жалеть и прочее.
Я тоже расплела ноги и пошла печь медовые пряники. Мысль о них мучила меня вот уже несколько дней.
Столько снова всего вспомнилось, Ирина. Но особенно киты Загаренски. Я их люблю. Хорошо, что медузы тоже есть. Это как-то убеждает.
ОтветитьУдалитьКатя, вчера кит был благополучно нарисован, и вся картина мгновенно преобразилась, как будто недостающий фрагмент встал на место. Всё-таки это большая удача - встретить на своём пути Учителя. Чтобы потом бороться всю жизнь с холмиками и фонтанчиками.
УдалитьПовезло Лине с преподавателем...Это ли не счастье?
УдалитьСвета, и не говори!
Удалить