Начальная студентка |
Ещё через два дня моя дочь до позднего вечера сидела в мастерской молодой новосибирской художницы, где неистово училась натягивать ватман на планшет и сделала половину недельной нормы набросков. После чего пили чай при свечах, разговаривали об искусстве.
Дома обессиленно рухнула в кресло, запретила Игоряну прикасаться к священному свежеобтянутому планшету, хвалила молодую художницу Аню, ругала свои наброски. Хотела, чтобы побыстрее наступила завтрашняя учёба. Не ложилась спать.
"Мама, ты просто не понимаешь!" Конечно, не понимаю, чего там. Мне же никогда в жизни не было 17 лет, и я никогда не была первокурсницей, ошарашенной внезапным счастьем новой жизни.
"Нас водили в подвал! - с восхищением делилась Эвелина (художественное училище располагается в старом купеческом доме, поэтому в качестве его подвала сомневаться не приходится). - И в там тоже есть аудитории. Так здорово! А ещё нужно срочно купить темперу и мебельный степлер!"
Вот уже почти неделю моя дочь не может прийти в себя от счастья. Всё другое, не как в школе. Никто не бегает, не кричит и не толкается. Творческие личности - веганы, буддисты, минималисты, убеждённые интроверты и пацифисты - перемещаются по коридорам вдумчиво и сосредоточенно. Можно прийти на занятия обмотанным хоть каким шарфом, хоть в каком клетчатом, хоть в блузке, на самой груди которой брямкают и смотрят в мир пластмассовые значки-глаза. Никто слова не скажет. Никто не заставит немедленно собрать в хвост распущенные волосы, не будет бичевать цветные колготки. И дух - он другой совсем. Атмосфера.
Потом привыкаешь очень быстро, как всегда к хорошему. Но в первые дни всегда восторженный шок. У меня в том числе.
"Преподаватель по ОБЖ! - с восторгом сказала Эвелина. - Знаешь, какой замечательный у нас преподаватель по ОБЖ!"
Тут я вообще. Силюсь понять. Если начинают хвалить ОБЖ, значит, счастье не то чтобы полное, а какое-то абсолютное. Недоступное моему сознанию.
Раньше этот предмет назывался НВП - начальная военная подготовка. Но когда я училась в старших классах, его уже переименовали. Относился ОБЖ к разряду не то чтобы трудных, но каких-то нудных предметов. В нашем понимании, совершенно бессмысленных. Так, министерство опять чудит.
Пока учитель (третий мужчина в школе, после физрука и трудовика) монотонно вещал у доски что-то про эпицентр ядерного взрыва, класс занимался разными делами. Кто-то списывал геометрию, но в основном общались. Третьему мужчине было всё равно. Он-то понимал, что в случае реального эпицентра полученные знания, скорее всего, никому не пригодятся, и продолжал уныло вещать утверждённое сверху.
Шумовой фон в кабинете позволял нам с Женькой на первой парте петь вполголоса песни протеста. И никто нам не мешал. Начинали дуэтом.
Вихри враждебные веют над нами,
Тёмные силы нас злобно гнетут.
В бой роковой мы вступили с врагами,
Нас ещё судьбы безвестные ждут.
Второй и третий куплет Женька вела одна (я не помнила дальше слов), но с подлинным, неослабевающим чувством.
Нам ненавистны тиранов короны,
Цепи народа-страдальца мы чтим.
Кровью народной залитые троны
Кровью мы наших врагов обагрим!
Смерть беспощадная всем супостатам!
Всем паразитам трудящихся масс!
Мщенье и смерть всем царям-плутократам!
Близок победы торжественный час.
Слабая была дисциплина, очень. А какой, скажите, она ещё может быть на уроке под названием ОБЖ?
Наверное, когда он назывался НВП, всё было иначе. Потому что вели их не третьи мужчины, а специальные военруки. Мне почему-то казалось, что всё они генералы (в крайнем случае, полковники)
Однажды я прочитала где-то описание генерала: был он короткий и крепкий, как берёзовый пенёк. По-моему, это очень точно. Я ещё в глубоком детстве, во время просмотра праздничных парадов, сделала для себя вывод: всё военное начальство рост имеет ниже среднего, а вес - выше.
И если в шеренге, стоящей на трибуне Мавзолея, ещё попадались поджарые старики, то объездом войск обязательно занимался габаритный генерал. И действию этому не было конца и края. Он приветствовал и поздравлял зычным голосом, поздравлял и приветствовал, и войска очень дружно и очень неразборчиво отвечали генералу.
А потом, когда начиналась зрелищная часть парада, моё наблюдение подтверждалось многократно: впереди очередного рода войск печатало шаг габаритное начальство, а за ним единым фронтом выступали молодцеватые, бравые и поджарые как один пока не генералы.
Наверное, все военруки выглядели как начальство. Но как выглядел наш "обежешник", я не помню. То есть абсолютно.
Зато в памяти осталось, как надевали противогазы. И это было ужасно. Урок ОБЖ происходил у нас в понедельник. Что это значит? День тяжёлый - безусловно. А ещё понедельник означает гарантированно свежевымытые головы у всех.
"Газы!" - громко и бесстрастно выкрикивал третий мужчина. И жуткая холодная резина болотного цвета скрипит, стягивая все имеющиеся волосы куда-то на затылок. И голова плотно охвачена тревожным, чужим, страшным. Все как один смотрят сквозь круглые стёкла на учителя. Ждут, когда смилостивится.
"Отбой!" - слышат наконец прижатые стратегической резиной уши. Волосы возвращаются на своё законное место, но под воздействием электричества, полученного в результате трения свежевымытой головы об резину, поднимаются дыбом, как у Медузы Горгоны. Фокус-покус!
Мы проклинали предмет ОБЖ. Кое-как приглаживали волосы. "Газы!" И снова совмещаем свои юные лица с ужасной маской.
Но был среди противогазов один, сделанный, вероятно, по спецзаказу. Или большим поклонником писателя Тургенева. Вы обращали внимания, какая у классика Ивана Сергеевича огромная голова? Объём его мозга значительно превышал средний взрослый объём. Мозг Тургенева хранится в музее как уникум и рекордсмен.
Так вот, один из наших противогазов явно был сделан не для среднего человека, а в честь писателя Тургенева. Он был неправдоподобно огромен. Он надевался легко и непринуждённо, практически не соприкасаясь с головой и не нанося ей сокрушительного ущерба.
Все девочки нашего класса мечтали заполучить это чудо, но солидарность тоже присутствовала, не ссорились. Противогаз-гигант честно переходил из рук в руки. Потом школа закончилась вместе со своим странным предметом...
"Мама! - продолжала тем временем делиться Эвелина. - Наш преподаватель ОБЖ называет нас "мои дорогие". Ещё он говорил, что будем учиться разбирать автомат за 6 секунд (о, боги! опять их в министерстве мучают какие-то страшные сны), даже не знаю, как у меня это получится. Наш преподаватель сказал: я понимаю, что девушкам это ни к чему, но что поделаешь, программа такая."
И тут я поняла, что абсолютному счастью ничего не угрожает. Зачёт получат все. И девочка-веган тоже, даже если она к тому времени уже начнёт активно практиковать дзен-буддизм.
Ира! Я очень рада за Эвелину! И за тебя, конечно, тоже! И за мальчиков ваших! Вот видишь, абсолютное счастье заразительно!
ОтветитьУдалитьИра, спасибо большое! Надо покрепче запомнить это состояние, чтобы выручало в случае чего. Если вдруг депрессия посетит нежданная. У творческих ведь так - от печали до радости рукою подать.
Удалить