Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

воскресенье, 11 сентября 2016 г.

Муж и машинка


Бесконечное счастье
 Бытовое бедствие настигло за несколько минут до выхода из дома. Я думала так: сейчас стиральная машина остановится, я развешаю всё, что она выстирала, и спокойно пойду по своим делам. И стала смотреть на цифру. Оставалось ждать 5 минут - ровно один отжим.
   Мокрая одежда тяжело переваливалась внутри барабана - в ту и в другую сторону. Но ничего не убыстрялось и не вибрировало от жуткой скорости. Наоборот, вместо цифры 5 нелогично загорелась цифра 6. Одежда продолжала равнодушно переваливаться. А я уже опаздывала.
   Тем временем цифра 5 загорелась снова. А когда она во второй раз сменилась цифрой 6, я поняла ужасное: машинка сломалась. Горе.
   Если бы любая другая бытовая техника, если бы не стиральный автомат, я приняла бы этот факт мужественно и с достоинством. Микроволновая печь? Да, удобно. Но я всё своё детство разогревала суп на плите малыми порциями - и ничего. Утюг? Можно сразу пойти в магазин, купить новый, и через полчаса снова будет утюг. Чайник то же самое. Соковыжималка? Мы уже наигрались, пусть и дальше стоит в шкафу. Мультиварка? Вот это хорошая вещь, и к хорошему быстро привыкаешь. Но ведь есть плита. Плита? Но ведь есть мультиварка. Обе одновременно сломаться не могут, по закону больших чисел. В кофемолке я всегда делаю пудру из сахарного песка, но пудру можно купить и готовую, в пакетиках.
   Что ещё? Увлажнитель воздуха (зря люди не доверяют; мы активно используем, когда начинается отопительный сезон)? Но без него тоже можно, не первой необходимости предмет.
А вот без стиральной машины-автомат нельзя.
   Я смотрела, как она сломалась, как медленно и тяжело проворачивается внутри огромный мокрый пододеяльник, как ходят по своей орбите наволочки с футболками и полотенцами. Рухнул мир, и мужество покинуло меня. Я не понимаю, как можно жить без стиральной машины-автомат. Я не помню, как без неё жить.
   Мы свою купили давно, в дочкином младенчестве. И несмотря на наклейку "Гарантия 3 года", машина исправно работала и через 5 лет, и через 8, и через 13... Это была вещь другого образца, другой надёжности. А больше всего запомнился мне молодой человек-консультант, который приехал вместе с машинкой и пакетом услуг -  объяснять, подключать. К мужу моему он обращался "сэр".
   И всё потом было хорошо, надёжная жизнь катилась своим чередом - год за годом, фасон за фасоном, размер за размером. Один только раз, уже в Игорянов период, когда все обедали, наш двухлетний сын, познавая мир, выдернул шланг стиральной машины из трубы, как раз в тот момент, когда она начала сливать воду. Но тоже ничего. Вычерпали общими усилиями и стали жить дальше.
   И вот машинка сломалась. Теперь начнётся вся эта возня с новой покупкой, ожидание, подключение, привыкание... Ясное понимание, что ещё на 15 лет новой машинки не хватит, что через 3 года (а может, и раньше) - новое ожидание, подключение, привыкание...
   Всё это моментально пронеслось перед моим мысленным взором. А голос мой тем временем привычно и бессознательно звал мужа. Несмотря на 15 лет активной эксплуатации автомата, я не теряла надежды.
   Детство моего мужа примечательно развинченными игрушками, лишними деталями, самодельными штуками, шурупами и отвёртками. Постепенно на смену игрушкам пришли будильники и радиоприёмники. Лишних деталей становилось всё меньше, а знаний всё больше. Приблизительно в шестом классе мой муж понял, чем хочет заниматься в этой жизни, и после окончания школы уехал в чужой Новосибирск поступать в самый трудный технический вуз на самый сложный радиотехнический факультет.
   "Кабы ты был жителем нашей области, - сказала приёмная комиссия, - Мы бы взяли тебя без экзаменов (в те времена слово "медалист" ещё звучало гордо). А так сдавай на выбор - математику или физику. Но только на "пятёрку".
   Мой муж выбрал физику, легко и блестяще сдал её, а потом все годы учёбы посещал по собственному желанию научно-техническую лабораторию, где на пару с другим таким же гением Олегом изобретал что-то коротковолновое. Поэтому вполне естественно, что меня не покидала надежда.
   Муж явился на зов, подумал две секунды. После чего снял у машинки нижнюю панель, поколдовал что-то там и торжественно показал мне две монетки с плохо различимым из-за известкового налёта достоинством.
 - Вот причина! - объявил муж. - Нужно тщательно проверять карманы перед стиркой!
Потом поставил нижнюю панель на место. И далее всё пошло своим чередом - цифра 5 сменилась цифрой 4, отжим начался и закончился. Я развесила готовое бельё и пошла по своим делам. Сердце моё успокоилось.
   Прошло две недели. Машинка стирала как ни в чём не бывало. Но вдруг остановилась в самой середине программы, вместо цифр загорелись на ней какие-то непонятные символы.
"Вот и всё, - продумала я.  - Сколько верёвочке ни виться, конец неминуем. Не бывает в нашем мире ничего вечного, и все равны перед этим законом."
Это я так думала, а голос мой привычно и бессознательно звал мужа.
   Муж явился на зов. Подумал две секунды. После чего возложил на машинку руки, приподнял над полом один её угол, потом опустил. Все цифры тут же вернулись на место. Машинка продолжила стирку. И до сих пор стирает исправно. И сердце моё спокойно навсегда. Потому что теперь я знаю -  мой муж знает слово, которое даёт технике вечную жизнь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий