Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

пятница, 13 мая 2016 г.

Тем, кто за нас в ответе, давно пора понять


Мама, мама, что я буду делать?
   Посетила я очередное родительское собрание. В первых строках выступила завуч. Про то, что учиться стали хуже, что резко увеличилось количество прогулов, что систематически опаздывают на первый урок...
   "Уважаемые родители, - подчеркнула завуч относительно последнего пункта. - Это ваша вина, имейте в виду. Это значит, что вы не проконтролировали, не отправили вовремя своего ребёнка в школу."
Нет, правда? Более чем.
   Уточню на всякий случай - для тех, кто здесь впервые или просто не помнит: речь идёт не об истомлённых бесконечным учебным годом первоклассниках. Это из десятого класса "детям" родители забыли напомнить, что уроки начинаются в 8.30 утра. И теперь виноваты.
   Я думаю, что это проблема. Посерьёзнее прогулов и плохой успеваемости. Когда я пытаюсь понять, откуда она есть пошла, сразу приходит на ум фильм, который довольно часто упоминают в блогах, но не потому, что он шедевр (какое там!), а потому, что уж очень правдоподобное зеркало нашей действительности. Называется "Дневник мамы первоклассника".
   Понаблюдав вволю, как родители торгуются: "Я подпишу сменную обувь, а ты в школу отведёшь", как они пререкаются, кому идти сегодня на родительское собрание, новоявленный первоклассник кричит: "Если со мной никто не хочет идти, можно я сегодня в школу не пойду?"
   Этому мальчику семь лет (он сам так говорит), а впечатление создаётся, что сильно меньше. Не по внешнему виду, а по поведению. Года четыре, может быть. Вот он выбегает из ванной, весь в папиной бритвенной пене, и мама ловит его, и сама отмывает, и кормит с ложки овсянкой. Вечером 1 сентября мальчик делает удивительное открытие, что 2 сентября, оказывается, тоже нужно будет идти в школу. И так 11 лет. Нет, торта завтра уже не будет. На вопрос, как зовут его учительницу, мальчик отвечает: "Александра Светлановна". А может, Светлана Александровна. Какая разница? Увидев, что бабушка собралась уходить, он возмущённо кричит: "А кто со мной будет сидеть?"
   Если же послушать, как мама первоклассника плачет в ночи для папы, может показаться, что её сын не школьником стал, а родился пару месяцев назад: "Я устала, - плачет мама. - Я забросила все дела. Я растеряла всех своих клиентов, я отупела. Мне перестали звонить подруги, потому что на простой вопрос "Как дела?" я начинаю рассказывать о прописях и школьных завтраках... А я женщина, я имею право на собственную жизнь!"
Ничего не напоминает? Правильно, классические симптомы послеродовой депрессии.
   Там ещё есть одна истерика, когда собрались с мужем в театр, а бабушка собралась домой - сами сидите со своим первоклассником, а я ничего вам не обещала. "Я уже два месяца с ним сижу! - всхлипывает обиженная мама. - Я тоже хочу отдохнуть!"
   Конечно, её можно понять по-человечески. Замаялась два месяца подряд укачивать своего семилетнего, развлекать, менять памперсы, измельчать в блендере цветную капусту с кабачками, кормить грудью за ночь по десять раз. Тут кто угодно нервный срыв заработает.
   Интересно, как бы отреагировали наши родители, если бы я или кто-нибудь из моих ровесников подошёл к ним и сказал: "Всё! Бросайте свои дела! Мы стали первоклассниками.   Говорите отныне только о нашей сменной обуви, о тетрадях в косую линейку. И поскорее теряйте всех заказчиков." Вот как бы они отреагировали? К психологу и неврологу точно не повели бы. Скорее всего, посмеялись бы, а потом сказали: "Садись делать уроки, завтра после школы долго не гуляй, да не забудь купить две бутылки молока."
   Насколько я помню, тогда вообще не было никакой истерии вокруг первого класса. Ну, исполнилось ребёнку семь лет, пора по закону учиться. Это естественно и нормально. Ещё не зная толком, что такое школа на самом деле, мы всей душой стремились туда - лишь бы вырваться наконец из опостылевшего детского сада. Это была серьёзная смена социального статуса. И наши родители имели отныне законное право не водить нас за руку везде и всегда, а спокойно отправить утром из дома и не торопясь допить свой чай. И никто ни разу не заблудился по пути.
   Я ничего толком не помню из собственного самого первого сентября, кроме разговора двух мальчиков, моих одноклассников. Они спорили, чей дом ближе к школе, кто быстрее прибежит к знаниям. "Я только куртку наброшу, даже застёгивать не буду!" - говорил один мальчик. "Я тоже не буду застёгивать!" - не сдавался второй.
   Вряд ли бы они стали спрашивать, кто с ними будет сидеть. Они сами могли бы посидеть с кем угодно.
   О первоклассниках моего детства тоже есть фильм - полный антоним "Дневника мамы первоклассника". Он называется "Утро без отметок". История шестилетнего Филиппка-Глеба, который так хотел учиться, что видел школу во сне. Первого сентября он придумал авантюру - выменял у заболевшего приятеля на перочинный нож портфель и школьную форму и явился в класс под чужой фамилией. Не проспал и не растерялся.
   Честно скажу, в моём классе не было такого Глеба, но теоретически он вполне мог быть. Тогда. Сейчас - ни в коем случае.
   Кто бы сейчас выпустил шестилетнего ребёнка из квартиры одного? А тому Глебу родители сказали ясно: сегодня в детский сад пойдёшь сам, нам некогда, у нас работа и учёный совет. Вот он и пошёл по плану, куда сердце приказало.
   Есть ещё один фильм - настоящий шедевр детского кино. "Чудак из 5 "Б". По нынешним меркам - фантастика. Чтобы пятикласснику (а это 11-12 лет отсилы) доверили вдруг целый класс малышей! Но он на удивление уверенно и спокойно управляется с ними - организованно ведёт в бассейн, в моментальное фото. А когда у одной девочки заболела бабушка, вожатый Боря отдаёт своим подопечным чёткие распоряжения по телефону: ты и ты развлекаете бабушку, чтобы не скучала; ты вызовешь доктора (верю и не верю! неужели было и такое?), а вы бегите в магазин за продуктами. А сам в это время самостоятельно кормит обедом внучку заболевшей: "Поторапливайся, несу второе!"
   Пятиклассник Боря выглядит гораздо адекватнее всех суетливых, истеричных, испуганных взрослых из  "Дневника мамы первоклассника". Он смотрится куда профессиональнее учительницы, которая громко говорит всем родителям: "Вы чем меня слушали на собрании?" Я уже не говорю про бабушку первоклассника, которая только и занимается тем, что унижает мужа своей дочери в её присутствии. Изящно пинает в присутствии внука его отца.
   "Дневник мамы" снят по мотивам одноимённой книги Маши Трауб. Родительский дневник как дневник. Но есть в нём сцена, которая кажется мне, мягко говоря, несимпатичной.
"Наконец вышли из школы. Вася побежал прощаться с друзьями. Друзья сидели на дереве. Под деревом стояли девочки.
— Лизка-крыска! — кричал с дерева Антон.
— Антошка-картошка, — отвечала снизу Лиза.
Дети общались. Вася залез на дерево и тоже крикнул: «Настя…» Рифму подобрать не смог и замолчал.
— Чего вы обзываетесь? — спросила я, задрав голову.
— Мы не обзываемся, — ответил Антон, — мы шутим.
— И вам нравятся такие шутки? — спросила я у девочек.
— Нравятся, — ответили девочки.
— А моя невеста уже ушла, — сообщил Антон и чуть не свалился с ветки. Я поймала его за попу и подтолкнула наверх. — Спасибо, а вас как зовут?
— Маша.
— Как мою невесту, — ласково сказал Антон, — Машка-какашка.
— Сам ты какашка, — сказала я, — лучше обзывайся Машка-промокашка.
— А это что такое? — заинтересовались и девочки, и мальчики.
Я объяснила, как могла. По-моему, они ничего не поняли.
— Нет, Машка-какашка, — сказал Антон."
Кому же здесь исполнилось целых семь лет? Первокласснику? Маме первоклассника? А может быть, завуч права, и это мы, уважаемые родители, виноваты?

Комментариев нет:

Отправить комментарий