Был и видел |
Но он совсем по-особому странный человек,
и понять его невозможно. Я его люблю, но
зарежь меня, если я понимаю хоть половину
из того, что он говорит. Ну, скажи мне, доченька,
скажи, положа руку на сердце, ты что-нибудь
понимаешь во всей этой галиматье, которую
он несёт про книжки, музыку, стихи, картины
и прочую чепуховину?
М. Митчелл "Унесённые ветром"
Если верить статистике, воспринимать и оценивать живопись способен приблизительно один процент населения нашей планеты. Я думаю, что это достоверная цифра - достаточно понаблюдать, как ведёт себя среднестатистический посетитель картинной галереи или художественного музея.
Медленно проходит мимо, скользя взглядом по поверхности полотна, останавливается ненадолго, чтобы прочитать фамилию автора. Вежливо и рассеянно слушает экскурсовода (не очень понимая при этом, если уж говорить совсем честно, в чём тут скрыта великая гениальность). А через час не может припомнить ни единого слова из экскурсии, думает, где бы перекусить. Вот что это сейчас было?
А был это культпоход. И вроде бы должна была обогатиться личность, но ты идёшь по улице и ничего особенного не чувствуешь. Никакого нового острова вулканического происхождения не родилось в душе. Вот и весь Эрмитаж.
Помню навсегда поразившие меня кадры из какой-то культурной передачи: Лувр, "Джоконда", погребённая под толщей бронированного стекла (не представляю, что там можно разглядеть). Тем не менее огромная многонациональная толпа не иссякает, люди тянут свои камеры и телефоны через плечи и головы впередистоящих: успеть сфотографировать, поймать момент. Я здесь был, мёд-пиво пил, по усам текло, а дальше сами знаете.
Самое интересное, что здесь же, в соседнем зале, висит другая картина Леонардо - "Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом", и она ничем, ну совершенно ничем не уступает "Джоконде". И даже без стекла - подходи, любуйся, стой сколько влезет. Но нет. Здесь тишь и пустота. Равнодушно проходят мимо, скользя взглядом по поверхности полотна, девяносто девять процентов. Пролистывают и тут же забывают.
Раньше, в докопмьютерные времена, так делали многие: пока хозяйка хлопочет у чайного стола, гостю, чтобы не заскучал ненароком, торжественно вручался увесистый альбом с фотографиями.
И гость покорно листал картонные страницы: группа женщин на диване, трое мужчин на фоне Спасской башни, свадьба дальних родственников, 3 "Б" класс с учительницей в центре, кто-то старательно обнимает бутафорскую пальму на фоне настоящего моря...
Лица, пейзажи, погоды, знакомые и незнакомые здания... Но вот уже позвали к чаю, и толстый альбом откладываем в сторону без сожаления. А картины что? Те же лица, те же здания, те же скучные пейзажи.
Мы смотрим одинаковыми глазами на фотографии, на живописные полотна, на живые человеческие лица. Возле раскрученных и признанных красивыми толпимся, неприметные обходим стороной.
Но каждый при этом мечтает втайне, что именно ему попадётся заветный один процент, который остановится, зачарованный, и будет пристально всматриваться. И захочет разгадать нашу загадочную улыбку.
Но одного процента не хватает на всех, поэтому человек пытается убедить себя в том, что он фотография. А на самом деле человек - живописное полотно: беспокойные руки, пленительная анатомия, впечатление и абстракция, игры тьмы и света, брошенный безупречной кистью порок, растворённая в воздухе добродетель, прозрачное утро и дрожащая лунная дорожка. Всё, всё! Неужели только один процент?
Откуда же взяться иному, если так ярко помнится из детства только кучка цветных репродукций в конце учебника русского языка: девочка делает зарядку, паровоз мчится по высокой насыпи прочь от заснеженных розовых домов, букет сирени на фоне открытого окна. И тоска от предчувствия, что однажды нас неминуемо настигнет сочинение: на переднем плане картины художник изобразил... Отвязаться побыстрее и жить спокойно до следующей иллюстрации.
И предмет рисование раз в неделю. Девочки чинно раскладывали на столе сухую ученическую акварель, комковатые синтетические кисти, ставили стаканчики со свежей водой. Но налетали мальчики и выпивали всю воду. Мальчики терпеть не могли предмет рисование - шумели, вертелись, плевались жёваной бумагой, всегда забывали альбом и просили у соседки по парте листочек. И трудно было поверить, что все самые великие художники земли выросли из мальчиков. Что рисовать можно легко, красиво, свободно, и не только на тему "Школа будущего", не только водружённый на первую парту стул. Видимо, в нашем классе собрались исключительно девяносто девять процентов.
А если бы обнаружился вдруг среди нас тот самый один, вряд ли бы смог он объяснить другим, как, зачем и почему надо вот здесь иначе, и в чём заключается красота человеческая. Его просто земля назначила - писать с натуры. У земли на этот счёт своя арифметика.
Да уж, 99 процентов... А сколько, интересно, из них таких как я, которым даже проходить мимо не интересно, что бы узнать, что же там такого интересного может быть для остальных, на всякий случай, вдруг проймёт :-). Ещё не могу понять как люди могут сходить с ума от всяких украшений и драгоценностей? Обычные,ничем не примечательные куски металла и минералов, чем они так ценны? Или здесь совсем другое? Человеку хочется почувствовать себя частью избранного, отличного от других, обладающего чем то, что другим не доступно? Или это как в теории информации - чем реже происходит событие, тем больше информации оно несёт, тем оно ценнее. Но как тогда объяснить эту тягу людей к тому что давно уже не уникально, а является копией чего-то уже существующего? А может быть это со мной что-то не так? :-)
ОтветитьУдалитьВсё так. Просто в тех девяноста девяти процентах собрались самые разные представители. Я себя тоже отношу к тому большинству, для которого живописные полотна - закрытая книга.
УдалитьА тянет к копиям человечество, потому что они чаще всего проще и доступнее. Реклама, опять же, говорит своё слово. Можно понимать умом, что звук на катушечном магнитофоне лучше в миллион раз, но при этом всё равно пользоваться компьютером - удобно, всегда под рукой, требует минимума телодвижений.