Да будут щи! |
Я привыкла к тому, что кулинарный рецепт - это скучная схема, чёткая унылая последовательность: сколько вешать граммов, где обжарить да как посолить. Что ещё нужно? Суховато, зато исключительно по делу.
И вдруг нежданно-негаданно я наткнулась на песнь. Песнь восточных славян. Готовить по ней я не стала, потому что не люблю, когда в супе морковка нарезана крупными круглыми чурбаками и когда лук отправляется в кастрюлю без предварительной обжарки. Даже если он потом затеряется среди капусты, всё равно. Не ем такое. Но это мелочи. Другим рецепт меня прельстил. Столько мыслей, столько ассоциаций. Я чуть не забыла, что щи собралась варить. Зачиталась.
"Залейте свиные кости холодной водой и дайте постоять 30-40 минут. Замените воду на свежую, доведите до кипения и проварите 5 минут. Слейте бульон с шумом, промойте косточки и отделите мясо. Верните свинину в кастрюлю с чистой водой, варите 30 минут с момента закипания..."
Что-то буднично мы стали готовить пищу свою, без огонька, без высокого смысла. Нарезали-обжарили-в кастрюлю, нарезали-обжарили-в кастрюлю. Думаете, романтика? Никогда в жизни!
Поэзия где? Ритуал где? Звуки и запахи, отсылающие нас к тем временам, когда пища была не игрушкой, а живой. Когда у зверя просили прощения за человечий неуёмный аппетит, но каялись в меру: позиция жертвы - не наша позиция. Прости, любимый, так вышло.
Слышите? Слышите? "Слейте бульон с шумом..." Бульон должен убедительно прозвучать и с прощальной песней кануть в сливном отверстии кухонной раковины, закрутиться воронкой. На краткий миг обозначить вечность, прозрачно намекнуть, что никто не избежит чёрной дыры - ни петух, ни повар. Всё это лишь вопрос времени, и таймер, запущенный недрогнувшей рукой на неведомой кухне, работает только в одну сторону.
А то я знаю, как обычно бывает. Никто и не думает сливать первый бульон, да ещё с шумом. Какой шум? Макаронную воду сливают, да; с варёной картошки тоже сливают, придерживая горячую крышку, отворачивая лицо от восходящего пара.
Я тоже не стала сливать первый бульон. И, видимо, лишила свои щи возможности высказаться.
"Промойте косточки..." - это отдельная большая тема. Как тут не вспомнить о древнем обряде перезахоронения через три года? Как доставали на свет, отмывали, вспоминали. Отсюда идиоматическое выражение "перемывать кости" - судачить, обсуждать, сплетничать.
Вот теперь всё правильно, всё на месте.
"Отделите мясо..." - это мир глазами Шарикова в те времена, когда был он ещё зверем.
"Шарик-пёс обладал каким-то секретом покорять сердца людей. Через два дня он уже лежал рядом с корзиной углей и смотрел, как работает Дарья Петровна. Острым узким ножом она отрубала беспомощным рябчикам головы и лапки, затем, как яростный палач, с костей сдирала мякоть, из кур вырывала внутренности, что-то вертела в мясорубке. Шарик в это время терзал рябчикову голову. Из миски с молоком Дарья Петровна вытаскивала куски размокшей булки, смешивала их на доске с мясной кашицей, заливала всё это сливками, посыпала солью, и на доске лепила котлеты. В плите гудело как на пожаре, а на сковородке ворчало, пузырилось и прыгало. Заслонка с громом отпрыгивала, обнаруживала страшный ад, в котором пламя клокотало и переливалось."
Пыл, жар, огонь, страсть, большое очищение. И, наконец - "верните свинину в кастрюлю с чистой водой..." Проходите, уважаемая. Устраивайтесь поудобнее. Огонь больше не побеспокоит - медленный он.
"Пока готовится бульон, займитесь овощами. Снимите с кочана капусты вялые листья, нашинкуйте полосками шириной 0,4-0,5 мм."
Не хочу шинковать вялые листья, хочу шинковать 0,4-0,5 мм листья упругие, свежие.
"Натрите на терке очищенное от кожи и сердцевины яблоко и помидор..."
Очищенное от кожи, говорите? Всё-таки вы яростный палач, Дарья Петровна. Вы огнём владеете. Железом и огнём.
А люди говорят, люди называют их: первое. С него-то и начнём - с душистым свежим хлебом, с маленьким сметанным озером в центре.
Первые люди придумали, первый бульон сказал своё слово и сгинул. Но мы-то всё помним, мы нашли то, что искали. И назавтра нам будет ещё вкуснее.
Вдогонку. Добрые люди озарили меня новым знанием: бульон с шумом есть всего лишь бульон с накипью. Но прощальную песнь его я не отменяю. Мне ведь не зря послышалось. Значит, пусть будет и так. Метафорой назовём.
Интересная идея) Мне понравилась "прощальная песня бульона"))))
ОтветитьУдалитьБаллада о первом бульоне!
УдалитьПотрясающе!!! Читается легко и с интересом...
ОтветитьУдалитьИ с улыбкой, конечно )))
Спасибо большое! Рада, что удалось порадовать.
Удалить