И так не Пушкин |
ДА - явление из уст эксперта чрезвычайно редкое, удостаиваются его очень немногие. И правда, качество большинства подаваемых на конкурс стихов оставляет желать лучшего.
И вот очередной автор предлагает вниманию экспертов очередной текст. Все трое говорят уверенное НЕТ, заберите, не засоряйте эфир, спасибо за участие. А им в ответ: "Вот вы и попались, ха-ха-ха! Стих-то не мой, стих-то Марины Цветаевой. И кто вы после этого, и весь конкурс ваш!"
Довольно глупый розыгрыш, достойный подростка, который мнит себя эрудитом и на глазах всего класса пытается посадить в калошу учительницу географии. Заодно и внимание к себе привлечь, чем плохо?
Но. Подловил ведь всё-таки. На глазах у миллионов пользователей. Никто из трёх экспертов даже не заподозрил подвоха. Конечно, они не могут и не обязаны знать все тексты мира. Но как не услышать стихи? Тем более что Цветаева - абсолютно узнаваемый автор. Как, впрочем, и все её коллеги по Серебряному веку. Невозможно спутать Блока с Мандельштамом, а Гумилёва с Есениным.
Никогда я не видела, чтобы кто-то пытался писать "под Цветаеву". "Под Есенина" - сколько угодно, "под Бродского" - половина интернета, "под Маяковского" - тоже есть любители. Но "под Цветаеву" даже подделка не получается. Тире не получаются, которые разбирают человека на молекулы.
Тире, которые всё труднее расслышать. Это большая грусть Земли: человечество перестаёт различать нюансы. Порченый товар принимает за добротный, грубую, топорную работу считает нормой. Слова "популярное" и "низкопробное" давно стали синонимами. Это не эпидемия уже, это пандемия: недоразумение под названием "опа гангнам стайл" прослушал каждый третий житель планеты (если уже не каждый второй). Говорят, нравится. Танцуем, говорят, и дети сразу затанцевали.
Вирус живуч, он разрушает медленно и верно. Притупляет слух, зрение, атрофирует чувство прекрасного.
Группа вКонтакте называется "Шедевры поэзии". Подзаголовок: лучшие стихи русской поэзии! Свыше 700 тысяч подписчиков. Это много. Почти три четверти миллиона человек, вступив в группу, подтвердили: да, это лучшие стихи русских поэтов; да, это шедевры; мы за.
Если хирург подойдёт к операционному столу и начнёт работать с закрытыми глазами, получится преступление, и хирурга накажут. А как наказать за преступление против русского языка, против русской литературы? Кого наказывать, если автор "шедевра" нигде не обозначен?
Я - женщина! Ты это понимаешь?
Не кореш твой, не брат, не хулиган!
Я - женщина! А ты всё рассуждаешь,
И водки подливаешь 200 грамм.
Я - женщина! Со мной не надо спорить,
Меня лишь надо попросту любить,
Я всё тогда смогу тебе позволить,
Но дай мне женщиной с тобой побыть...
Ты защити меня, волнуйся, беспокойся,
Хоть иногда решай проблемы за меня,
Мне надоело знать, что всё лишь в моей власти,
Что я и так смогу всё сделать без тебя...
Я - женщина! Да, сильная, возможно,
Но так хочу я слабою побыть,
Прижми меня и обними рукою,
Я так хочу котенком беззащитным быть...
Надо сказать, что интернетное безавторство касается в основном стихов плохих и очень плохих (подобных приведённому выше). Нет текста - нет личности. Хороший материал, как правило, всегда подписан. Но есть ещё третий вариант. Текст плохой, автор указан хороший (желательно великий). Ещё одно преступление против русской литературы, за которое администраторы групп не только не будут отвечать, но ещё и денег заработают, если подписчики не поскупятся на лайки и репосты.
Вот стихотворение, которое активно гуляет по интернету под именем Бориса Пастернака. Скажу больше: я видела в сети методические разработки учителей литературы, планы уроков: "Прослушайте стихотворение Пастернака и ответьте на вопрос..."
Но дети - ладно. Большинству из них всё равно - Шекспир, Пастернак, Эдуард Асадов... Различные духовные искания лежат вне сферы их интересов, и уже через пять минут после урока дети забудут, о чём шла речь. Но учитель литературы, который не может отличить рифмовку от Пастернака - это беда. Это хирург, который оперирует с закрытыми глазами.
А вдруг чудо случится? Вдруг учителям когда-нибудь снова разрешат учить, а не готовить к итоговым тестам? Вот тогда и займёт своё законное место настоящий Борис Леонидович. Приятно думать у лежанки...
Ещё я видела этот текст с пометкой "Духовные стихи Пастернака". Интернет-вариант тетради Юрия Живаго. Называется по-разному. Иногда "Прощёное воскресенье", иногда "Учись прощать". Кому что больше нравится.
Учись прощать... Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.
Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на Кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты был прощен сам.
Настоящий автор этого текста Вадим Янченко.
А вот - для сравнения - подлинный Пастернак.
...От шарканья по снегу сделалось жарко.
По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды.
Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды.
Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды...
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды...
Далее - интернет-фантазии на тему М. И. Цветаевой. Из неопубликованного, как говорится.
Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво —
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить.
Не обрывай свои цветы,
Пускай растут в приволье диком
Молчаньем, песней или криком
Среди безбрежной пустоты.
Не запрещай себе летать,
Не вспоминай, что ты не птица:
Ты не из тех, кому разбиться
Гораздо легче, чем восстать.
Не запрещай себе любить,
Не нужно чувств своих бояться:
Любовь не может ошибаться
И всё способна искупить.
Не бойся жить, не бойся петь,
Не говори, что не умеешь:
Ты ни о чём не пожалеешь —
Да будет не о чем жалеть!
Не бойся в камне прорастать,
Под небосвод подставив плечи.
Пусть без мечты порой и легче —
Не запрещай себе мечтать!
Правда, и тут нашёлся настоящий автор, всё на том же "Стихи.ру". Он кричит на весь интернет: "Я не Цветаева, я Эризн!" Но не слышат пользователи, продолжают свои репосты. Потому что Цветаева известная, а Эризн - нет. Пусть все думают, что мы Цветаеву читаем. И вообще, эстетика Серебряного века на близка. Очень сильно.
Невероятно "повезло" "Балладе о прокуренном вагоне" А. Кочеткова. Помните?
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте вних, -
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг!
Менее распространённый случай, когда к превосходному стихотворению приклеивают другого автора. Тоже, как правило, замечательного. Но состав преступления всё равно налицо.
Автором "Баллады..." выступают по очереди: А. Ахматова (?!), А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский. А где-то указано прямо и незамысловато: А. Мягков. Ну да, ну да, фильм-то все смотрели, и неоднократно. Запомнили кое-что.
С. Есенин тоже вниманием не обделён.
Умей смеяться,когда грустно,
Умей грустить, когда смешно,
Умей казаться равнодушной,
Когда в душе совсем не то.
Так и вижу школьниц переходного возраста, которые усиленно это лайкают и знать не знают, что Сергей Александрович, конечно, не без недостатков был, а только косноязычием и скудоумием не страдал никогда.
Что мы знаем про А. П. Чехова? А знаем мы очень немного: ну, пьесы, ну, рассказы. Краткую искромётную поэзию Антона Павловича школьная программа почему-то обходит своим вниманием. Спешим исправить эту вопиющую несправедливость. Вот вам!
Не существует добрых, плохих, хороших,
Не существует милый, прекрасный, злой.
Есть только два типа людей, не больше:
Твой человек и человек не твой.
Я даже догадываюсь, откуда вылупился этот монстр. У кого-то тяжело шевельнулось подсознание: "В человеке всё должно быть прекрасно..." Дальнейшее - дело техники.
Про твоего-не твоего человека я ещё встречала в прозе вариант. И автор был другой - Ремарк.
А где же Пушкин, спросите вы? Никак невозможно без Пушкина. Наше Всё не дремлет. Извольте.
Мы любим тех, кто нас не любит,
Мы губим тех, кто в нас влюблен,
Мы ненавидим, но целуем,
Мы не стремимся, но живем.
Мы позволяем, не желая,
Мы проклинаем, но берем,
Мы говорим и... забываем,
О том, что любим вечно лжем.
Мы безразлично созерцаем,
На искры глаз не отвечаем,
Мы грубо чувствами играем
И не жалеем ни о чем.
Мечтаем быть с любимой рядом,
Но забываем лишь о том,
Что любим тех, кто нас не любит,
Что губим тех, кто в нас влюблен.
Настоящий автор - Валерий Охлупин. Не Пушкин, да.
И на десерт - интернет-новость от 24 мая 2015 года: "Сегодня свой юбилей празднует любимый многими поэт, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Александрович Бродский. Мы от всего сердца поздравляем легендарного поэта и желаем ему здоровья, вдохновения и долгих творческих лет."
Многие верят, между прочим.
Цитата, приписываемая поочерёдно то Будде, то Далай-ламе (какая разница? а и правда никакой) гласит: "Истина - это то, что работает".
И пока я пишу эти строки, количество подписчиков группы "Шедевры поэзии" неуклонно растёт. Растёт и растёт. Растёт и растёт...
Пусть иногда выходит криво —
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить.
Не обрывай свои цветы,
Пускай растут в приволье диком
Молчаньем, песней или криком
Среди безбрежной пустоты.
Не запрещай себе летать,
Не вспоминай, что ты не птица:
Ты не из тех, кому разбиться
Гораздо легче, чем восстать.
Не запрещай себе любить,
Не нужно чувств своих бояться:
Любовь не может ошибаться
И всё способна искупить.
Не бойся жить, не бойся петь,
Не говори, что не умеешь:
Ты ни о чём не пожалеешь —
Да будет не о чем жалеть!
Не бойся в камне прорастать,
Под небосвод подставив плечи.
Пусть без мечты порой и легче —
Не запрещай себе мечтать!
Правда, и тут нашёлся настоящий автор, всё на том же "Стихи.ру". Он кричит на весь интернет: "Я не Цветаева, я Эризн!" Но не слышат пользователи, продолжают свои репосты. Потому что Цветаева известная, а Эризн - нет. Пусть все думают, что мы Цветаеву читаем. И вообще, эстетика Серебряного века на близка. Очень сильно.
Невероятно "повезло" "Балладе о прокуренном вагоне" А. Кочеткова. Помните?
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте вних, -
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг!
Менее распространённый случай, когда к превосходному стихотворению приклеивают другого автора. Тоже, как правило, замечательного. Но состав преступления всё равно налицо.
Автором "Баллады..." выступают по очереди: А. Ахматова (?!), А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский. А где-то указано прямо и незамысловато: А. Мягков. Ну да, ну да, фильм-то все смотрели, и неоднократно. Запомнили кое-что.
С. Есенин тоже вниманием не обделён.
Умей смеяться,когда грустно,
Умей грустить, когда смешно,
Умей казаться равнодушной,
Когда в душе совсем не то.
Так и вижу школьниц переходного возраста, которые усиленно это лайкают и знать не знают, что Сергей Александрович, конечно, не без недостатков был, а только косноязычием и скудоумием не страдал никогда.
Что мы знаем про А. П. Чехова? А знаем мы очень немного: ну, пьесы, ну, рассказы. Краткую искромётную поэзию Антона Павловича школьная программа почему-то обходит своим вниманием. Спешим исправить эту вопиющую несправедливость. Вот вам!
Не существует добрых, плохих, хороших,
Не существует милый, прекрасный, злой.
Есть только два типа людей, не больше:
Твой человек и человек не твой.
Я даже догадываюсь, откуда вылупился этот монстр. У кого-то тяжело шевельнулось подсознание: "В человеке всё должно быть прекрасно..." Дальнейшее - дело техники.
Про твоего-не твоего человека я ещё встречала в прозе вариант. И автор был другой - Ремарк.
А где же Пушкин, спросите вы? Никак невозможно без Пушкина. Наше Всё не дремлет. Извольте.
Мы любим тех, кто нас не любит,
Мы губим тех, кто в нас влюблен,
Мы ненавидим, но целуем,
Мы не стремимся, но живем.
Мы позволяем, не желая,
Мы проклинаем, но берем,
Мы говорим и... забываем,
О том, что любим вечно лжем.
Мы безразлично созерцаем,
На искры глаз не отвечаем,
Мы грубо чувствами играем
И не жалеем ни о чем.
Мечтаем быть с любимой рядом,
Но забываем лишь о том,
Что любим тех, кто нас не любит,
Что губим тех, кто в нас влюблен.
Настоящий автор - Валерий Охлупин. Не Пушкин, да.
И на десерт - интернет-новость от 24 мая 2015 года: "Сегодня свой юбилей празднует любимый многими поэт, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Александрович Бродский. Мы от всего сердца поздравляем легендарного поэта и желаем ему здоровья, вдохновения и долгих творческих лет."
Многие верят, между прочим.
Цитата, приписываемая поочерёдно то Будде, то Далай-ламе (какая разница? а и правда никакой) гласит: "Истина - это то, что работает".
И пока я пишу эти строки, количество подписчиков группы "Шедевры поэзии" неуклонно растёт. Растёт и растёт. Растёт и растёт...
Охохонюшки........ И я "стону" (или "стоню"?) от такого же безобразия в лавине музыкальных треков. Когда автором слезоточивой мелодии, состоящей исключительно из "золотой секвенции" (симпатичная штука, но когда используется в меру и точно вовремя) точно так же по очереди назначаются Бах, Моцарт, Шопен и на закуску Шостакович - ведь они близнецы-братья, легко спутать! Рыдаю. Но всё же есть приличные сообщества, где не путают не только композиторов, но даже ориентируются в разных исполнениях. Только вот подписчиков у этой группы не очень много :). Самое печальное, что дети слишком доверяют интернету и считают, что там можно найти ответ на любой вопрос. Их учат пользоваться им, но не учат критично относиться к информации и не показывают надёжные и безопасные "дорожки". Печаль.
ОтветитьУдалитьЕсть, есть люди, которые интересуются, которые разбираются, которым не всё равно. Только их нужно хорошенько поискать под толстым-толстым слоем чудовищного мракобесия, которое распространяется с космической скоростью. И на этот процесс никак нельзя повлиять, увы. У меня временами возникает ощущение, что людям на глобальном уровне нечем заняться, некуда себя деть. Поэтому и набирают миллионы просмотров глупые и совершенно никчёмные видео: чей-то ребёнок ёлку нарядил, получили заказ с китайского сайта, сходили в торговый центр и ничего не купили. Пролистал-лайкнул-забыл. А то ли ещё будет...
УдалитьСпасибо за статью, уважаемый автор!
ОтветитьУдалитьИ Вам спасибо!
УдалитьСколько же у нас "любителей" поэзии, нечитающих и не отличающих поэзии от графомании, осмысленного слова от пустого, красоты от сусальности!.. Хотя известно, что из людей читающих лишь каждый десятый читает стихи и надо бы смириться с тем, что большинство не может в них разбираться, это все же печально
ОтветитьУдалитьМне вспомнился эпизод из одной старой книги. В учительской идёт противостояние физиков и лириков. "Старик Гёте плакал, глядя на Венеру Милосскую, - говорит учительница литературы. - Я была бы счастлива, если бы мои воспитанники..." "Тоже плакали? - иронически спрашивает молодой учитель физики. "Ну пусть не плакали, но поняли хотя бы немного больше того, что она голая", - ответила учительница литературы.
УдалитьЧтобы не плакали, глядя на футболку с напечатанной Джокондой, но хотя бы понимали, сколько она стоит...