Лишь зелёная карета |
В метро
Ехала в метро
Старушка,
Прислонясь щекой
К мешку.
Вдруг на весь вагон раздался
Громкий крик:
Ку-ка-ре-ку!
И на лицах
Засветились
И улыбка
И добро…
На секунду
Показалось –
Наступил рассвет
В метро.
Это Овсей Дриз - яркий представитель забытых, полузабытых, случайно и навсегда узнанных.
Он родился в 1908 году. Писал на языке идиш. Признание получил незадолго до смерти. Были книги, хоть и немного. Сейчас и вовсе никаких нет. А жаль. Может быть, издатели когда-нибудь и спохватятся. Неужели опасаются плохих продаж? Зря опасаются. Ведь могли бы двух зайцев убить одним выстрелом - возродили бы ещё одно полузабытое имя.
Большинство стихов Овсея Дриза перевёл на русский язык Генрих Сапгир. Тоже автор не из последних, которого далеко не каждый знает в наше время.
А мне, когда читала стихи Овсея Дриза, почему-то вспомнились лучшие учителя другой школы, не той, которая теперь. Из книг Н. Носова, из старого фильма "Первоклассница". Как они объясняют: внятно, неторопливо, не требуя невозможного, тщательно проверяя, как усвоен предыдущий материал, и только потом переходят к более сложному. И Витя Малеев говорит гордо, что у них в 4 классе нет ни одного троечника.
А ведь и правда нет, пожалуй.
Кончилось лето
Пол не скрипит,
Отдыхает порог -
Покинули дачу
Топ-топ и прыг-скок.
В комнатах пусто,
Тишь, полумрак -
Уехали в город
Дзинь-дзинь и тик-так.
Падают листья
В уснувшем саду -
Автобус увёз
Там-там и ду-ду.
Кукла лежит
В пожелтевшей траве:
Листик, как шапочка,
На голове.
Ей с каждым днём
Всё грустней и грустней...
Что же автобус
Не едет за ней?
Близнецы
Я и хозяин мой
В жару не унываем –
Соломенные шляпы
Мы оба надеваем.
Показывают пальцами
Мальчишки-сорванцы:
- Их просто различить нельзя.
Вот это близнецы!
Да, мы похожи очень,
Но только не во всём –
Есть крупный недостаток
В хозяине моём.
Он маленькие уши
Под шляпой спрятать рад.
Зато мои, ослиные,
Из прорезей торчат.
Что где
Дерево прячет
Корни в земле.
Искры таятся
В тёплой золе.
В жёлуде зрелом
Спрятан дубок.
Прячется в тонкой
Скорлупке желток.
Жемчуг – в ракушке,
Рыба – в пруду.
Только лишь глупость
Одна на виду!
Кирпичное письмо
Мой дядя строит дом
И в вёдро и в ненастье.
Кирпичное письмо
Как будто пишет мастер.
Кладёт за рядом ряд –
Ведёт за строчкой строчку,
Последним кирпичом
Вверху он ставит точку.
Кирпичное письмо
Расскажет нам о том,
В каком году и кем
Поставлен этот дом.
Стекольщик и столяр
Оставят нам теперь
Две подписи внизу:
Окно
И дверь.
Чему улыбалась Луна
Шепчутся в комнате
Два одеяла:
- Что я видала!
- Что я видала! –
К окошку тихонько
Подкралась Луна,
Привстала на цыпочки,
Слышит она,
Как шепчет на ушко
Подушка
Подушке
- Сегодня гуляла
В саду у пруда
И видела:
С неба скатилась
Звезда.
Мы утром
Пойдём туда сами,
Найдём её
Под лопухами.
- А я что видала
На нашем пруду!
Там плавали туфли
У всех на виду.
И крякала
Серая туфля,
Что солнце
За лесом потухло… -
Стояла тихонько Луна
У окна.
Она улыбалась.
Деловое утро
Я переделал много дел,
Едва с постели встать успел.
Надел я тапочки
Сначала.
Потом
Заправил одеяло.
Потом
Зарядку сделал чётко.
Потом
Почистил зубы щёткой.
Потом
Я поиграл с котом.
С сестрой
Поссорился
Потом.
Потом
Решили мы подраться...
И вот устал,
Но говорят,
Что надо быстро
Умываться
И отправляться
В детский сад.
Книга
Есть в нашем доме книга,
Добрей которой нет.
В ней собрана вся мудрость
И грусть прожитых лет.
В ней сказки и загадки...
Все семьдесят страниц
Прикрыты переплётом
Задумчивых ресниц.
Твой дедушка, конечно,
На книгу не похож.
Но ты всё это, мальчик
В глазах его прочтёшь.
Мы мужчины
Пусть плачут сосульки,
Пусть плачут туманы,
Дырявые крыши
И старые краны,
Худые корыта,
Оконные стёкла
И грустная шляпа,
Что в дождик намокла:
Кап-кап,
Кап-кап,
Кап-кап.
Но мы не сосульки,
Но мы не туманы,
Не крыши худые,
Не медные краны,
Ведь мы же с тобой,
Как известно, мужчины
И нам же нельзя
Безо всякой причины
Кап-кап,
Кап-кап,
Кап-кап.
Энык-Бенык мечтает...
Если бы клякса
Вернулась
В чернила,
А мыльный пузырь
Возвратился бы
В мыло,
Обратно в коробку -
Моя стрекоза,
Дождь -
В облака,
А слёзы -
В глаза...
Если бы всё
Возвращалось обратно,
Ах, как было бы
Это приятно!
Овсей Дриз. Читать, нельзя забыть.
Ирина, с удовольствием вспоминаю с вами любимых поэтов, очень тепло здесь). Я узнала и полюбила Овсея Дриза совсем недавно, может быть года полтора назад, и как раз с чудесной Зелёной каретой в рисунках Пивоварова, как я мечтаю об этой книге.. И, конечно, Сапгир. Спасибо вам! В прошлом году даже подарок такой для нас с сыном получился в декабрьском письме - случайная встреча - новогоднее стихотворение Дриза в переводе Сапгира, конечно.
ОтветитьУдалитьКатя, а я всего месяца полтора назад впервые услышала это имя - Овсей Дриз. И сразу появилось горячее желание всем про него рассказывать. Очень прекрасный.
УдалитьСогласна!)
УдалитьА мне знакома книга "Новость в узелке" с черепахой на обложке. В библиотеке, наверное, еще можно найти или у букинистов. Жаль, что не переиздают. Если будет возможность, спрошу почему. Ирина, нет желания написать заметку о тех книгах, которые хорошо бы увидеть переизданными? А мы достали советские книги из наших запасников. Я изучаю иллюстрации в детских книгах и смотрю, какие нравятся дочке.
ОтветитьУдалитьЯ тоже не понимаю, почему не переиздают. Мне кажется, родители покупали бы с большим удовольствием стихи Овсея Дриза. Может быть, современным издателям это имя просто незнакомо?
УдалитьСвета, я сегодня как раз опубликовала рассказ о повестях Бориса Костюковского - ещё одно забытое имя, которое не мешало бы вернуть читателям. И советские книги тоже достала, смотрю иллюстрации. Видимо, мы на одной волне.
Сложнее продавать книги новых авторов, а классику (особенно детскую) родители покупают. Может, не выгодно издавать тоненькие книги? Или опасаются, что родители не знают этих имен, а так оно и есть. Я была недавно в книжном сетевом - книги расставлены хаотично как-то. А найти тоненькую книгу на полке совсем сложно. Даже продавцы-консультанты не сразу их найдут. Ира, сын и дочь - по- разному смотрели на иллюстрации в одном и том же возрасте? Мне интересно,смотрят ли дети, любящие рисовать, внимательнее на рисунки в книгах.
ОтветитьУдалитьДа можно, можно было бы издать, если бы захотели. Собрать в одну большую книгу нескольких хороших и малоизвестных авторов. Количество Остера и Успенского сократить вдвое, а вместо них - Сотника, Ю. Яковлева, Алексина, Коваля, сказки народов мира и России. Побольше молодых и талантливых рекламировать. Потому что Носов и Волков есть в каждой приличной домашней библиотеке давным-давно. А новинки к нам за Урал просто не попадают по причине малых тиражей. Энтузиасты интересуются, заказывают что-то через интернет, но таких мало.
УдалитьСвета, сейчас о детях расскажу. Дочка с книжкой в руках родилась, годовалая могла часами рассматривать картинки, аккуратно перелистывая страницы. Игорян другой совсем. Слушать очень любит, но сам книгу в руки ни за что не возьмёт, желанием поучиться читать совсем не горит. На картинки обращает внимание в том случае, если изображён поединок богатырей, пираты, роботы, космос, странные существа (привидение никогда не пропустит). Но если предложить ему разговор "Что общего между этим утёнком и этим одуванчиком", с удовольствием поддержит. Но я не думаю, что здесь есть какая-то взаимосвязь. Я в детстве обожала рассматривать картинки, а сама художник нулевой просто.