Намедни ночью
Бессонница моя меня томила,
И в голову пришли мне две, три мысли.
Сегодня я их набросал. Хотелось
Твоё мне слышать мненье; но теперь
Тебе не до меня.
Сальери
Ах, Моцарт, Моцарт!
Когда же мне не до тебя? Садись;
Я слушаю.
А. С. Пушкин "Моцарт и Сальери"
Это большая удача и счастье - хотя бы один раз в жизни встретить такого человека, который ответит: "Когда же мне не до тебя? Садись. Я слушаю." Только без яду в конце. Чтобы не завистник, а правда слушает. И ты твёрдо знаешь, куда необходимо в случае чего.
Бессонница томила - к нему; две-три мысли - опять к нему; нехорошо вот здесь что-то, смутно - снова к нему. Говоришь, говоришь, а потом как устанешь от бесполезности слов: "Не знаю, как объяснить." А он: "Да всё понятно!" И можно никуда не торопиться. Потому что это человек, которому есть когда.
Которому звонишь вдруг, а он именно сейчас дома и никуда не собирается. И сегодня вечером совершенно свободен. У него нет кучи срочных дел, и день не распланирован по минутам. Он никогда не говорит: "Ну, до субботы ещё дожить надо! Давай не будем загадывать, в пятницу созвонимся." Он точно знает, что вы доживёте.
А если прямо сейчас необходимость - значит, приходи прямо сейчас. Человек, которому есть когда, не испытывает большой тяги и интереса к миру людей, но всегда рад кому-то одному.
Большое счастье - оказаться таким одним.
Да, я понимаю, что это совершенно фантастический персонаж. Утопия. Все заняты и столько дел, столько дел. Ничего не успеваем. Ни минуты покоя, но иначе нельзя. Что же это такое? А всё равно мечтается.
Сначала просто бывает грустно, всем одинаково - великим и смешным. Потом говорим себе: "Это жизнь." Киваем понимающе, наткнувшись где-нибудь в интернете на фразу Паустовского:
"Иногда мне хочется встретить собеседника, с которым можно, не стесняясь,
поговорить о таких вещах, как эдельвейсы или запах кипарисовых шишек. К
сожалению, таких собеседников в обыденной жизни я не встречал. Они
попадались только в книгах."
И всё-таки так хочется иногда в обыденной жизни! Чтобы однажды гениально повезло. Как Пушкину.
У Пушкина, как все знают, друзей было очень много. А таких, которым бы он посвятил стихи - единицы. Это говорит о многом - когда поэт посвящает стихотворение. Не эпиграмму, не шутку, не поздравление по случаю юбилея. А по-настоящему, на века. Кремень, глиняная табличка, столб с законами царя Хаммурапи. Вот такой друг, такие чувства. Чтобы дети потом в школе учили. И мы учили, не понимая хорошенько, кто такой Чаадаев.
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман...
Это написал человек девятнадцати лет отроду.
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье...
Нетерпеливою душой... Серьёзно, юноше ещё и двадцати не было. Сейчас это невозможно себе представить, но факт.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Но в школе это стихотворение, как и все стихи Пушкина, трактовалось чумично и бредово: гнёт самовластия рухнул - и вот свобода; имя Александра Сергеевича написано везде, как он и предсказывал; а Россия вспрянула ото сна.
Глупости совершенные! Долгий, крепкий очарованный сон - единственно возможная форма существования моей прекрасной страны-принцессы, которую угораздило в незапамятные времена уколоть палец веретеном. Уж сколько принцев целовало её и так и эдак, а ничего не происходит - спит как спала. Потому что предсказание гласит: принц должен полюбить всем сердцем, это непременное условие. А если принц только целовать горазд, а любви в помине нет, чары никогда не падут и принцесса не вспрянет.
А те, кто может любить, у кого есть к этому способности и свободное время, к сожалению, не принцы. Пусть только попробуют поцеловать и посвятить свои порывы. С Пушкиным известно, как было дело. И Чаадаев тоже попытался, "Философические письма" написал, за что и был немедленно объявлен сумасшедшим. И другой его друг Александр Сергеевич, на этот раз Грибоедов, увековечил этот факт в своей комедии. А принцесса тем временем продолжала крепко спать.
Стихотворение "К Чаадаеву" - глубокое, искреннее дружеское обращение к избранному человеку, который поймёт, о чём это я. Которому есть когда. Который внимательно выслушает, а потом скажет: верю, товарищ! взойдёт она, звезда пленительного счастья.
Он был домосед, Пётр Яковлевич Чаадаев - один из ближайших друзей, харизматичный, тонкий, умный, блестяще образованный. Отставка, деревенька - мог себе позволить. И светский Пушкин стремился к нему всей душой, изо всех сил. Чуть явится, а Чаадаев тут же прислуге: "Проси!" И входит Пушкин в кабинет философа: "Пришёл я к тебе, Чаадаев, поговорить о большом и малом. Да вот, две-три мысли записал сегодня ночью. Не послушаешь ли?" А Чаадаев: "С восторгом. Ах, Пушкин, когда же мне не до тебя!"
И вот так кофий им подадут, потом обед, и вот уж тёмно за окнами. И Пушкин уезжает - на бал, в театр. Он такой, Пушкин. А Чаадаев долго и раздумчиво ходит по кабинету из угла в угол...
И так хочется за ним следом, чтобы и мне тоже было когда. Потому что вдруг завтра Пушкин явится чуть свет? Или другой кто-то - с бессонницей, с двумя-тремя мыслями, со всеми своими эдельвейсами? Всякое может случиться в этой жизни. Всякое.
И всё-таки так хочется иногда в обыденной жизни! Чтобы однажды гениально повезло. Как Пушкину.
У Пушкина, как все знают, друзей было очень много. А таких, которым бы он посвятил стихи - единицы. Это говорит о многом - когда поэт посвящает стихотворение. Не эпиграмму, не шутку, не поздравление по случаю юбилея. А по-настоящему, на века. Кремень, глиняная табличка, столб с законами царя Хаммурапи. Вот такой друг, такие чувства. Чтобы дети потом в школе учили. И мы учили, не понимая хорошенько, кто такой Чаадаев.
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман...
Это написал человек девятнадцати лет отроду.
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье...
Нетерпеливою душой... Серьёзно, юноше ещё и двадцати не было. Сейчас это невозможно себе представить, но факт.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Но в школе это стихотворение, как и все стихи Пушкина, трактовалось чумично и бредово: гнёт самовластия рухнул - и вот свобода; имя Александра Сергеевича написано везде, как он и предсказывал; а Россия вспрянула ото сна.
Глупости совершенные! Долгий, крепкий очарованный сон - единственно возможная форма существования моей прекрасной страны-принцессы, которую угораздило в незапамятные времена уколоть палец веретеном. Уж сколько принцев целовало её и так и эдак, а ничего не происходит - спит как спала. Потому что предсказание гласит: принц должен полюбить всем сердцем, это непременное условие. А если принц только целовать горазд, а любви в помине нет, чары никогда не падут и принцесса не вспрянет.
А те, кто может любить, у кого есть к этому способности и свободное время, к сожалению, не принцы. Пусть только попробуют поцеловать и посвятить свои порывы. С Пушкиным известно, как было дело. И Чаадаев тоже попытался, "Философические письма" написал, за что и был немедленно объявлен сумасшедшим. И другой его друг Александр Сергеевич, на этот раз Грибоедов, увековечил этот факт в своей комедии. А принцесса тем временем продолжала крепко спать.
Стихотворение "К Чаадаеву" - глубокое, искреннее дружеское обращение к избранному человеку, который поймёт, о чём это я. Которому есть когда. Который внимательно выслушает, а потом скажет: верю, товарищ! взойдёт она, звезда пленительного счастья.
Он был домосед, Пётр Яковлевич Чаадаев - один из ближайших друзей, харизматичный, тонкий, умный, блестяще образованный. Отставка, деревенька - мог себе позволить. И светский Пушкин стремился к нему всей душой, изо всех сил. Чуть явится, а Чаадаев тут же прислуге: "Проси!" И входит Пушкин в кабинет философа: "Пришёл я к тебе, Чаадаев, поговорить о большом и малом. Да вот, две-три мысли записал сегодня ночью. Не послушаешь ли?" А Чаадаев: "С восторгом. Ах, Пушкин, когда же мне не до тебя!"
И вот так кофий им подадут, потом обед, и вот уж тёмно за окнами. И Пушкин уезжает - на бал, в театр. Он такой, Пушкин. А Чаадаев долго и раздумчиво ходит по кабинету из угла в угол...
И так хочется за ним следом, чтобы и мне тоже было когда. Потому что вдруг завтра Пушкин явится чуть свет? Или другой кто-то - с бессонницей, с двумя-тремя мыслями, со всеми своими эдельвейсами? Всякое может случиться в этой жизни. Всякое.
Комментариев нет:
Отправить комментарий