Перечитав в очередной раз тетрадку с медведиками на обложке, которая закрывается на специальный замочек от нежелательного любопытства, и вволю насмеявшись, моя дочь дала согласие: разрешила опубликовать отрывки из дневника, который она вела в начальной школе. Имена все можно оставить как есть, только без фамилий. И отдельным пунктом упомянуть, что персонажи Винкс, которым почти на каждой странице уделено так много внимания, души и сердца, больше не интересуют.
Подтверждаю: Эвелина давно и полностью охладела к персонажам Винкс. Все куклы раздарены тем, кто младше, журналы тоже. Страсти по блескучему и летучему мультсериалу - глубокое прошлое.
А всё остальное пусть будет. История же. Милая такая история.
У меня тоже был дневник. Только не в начальной школе, а в средней. Опубликовать даже самые маленькие отрывки из него я никогда не решусь, по причине вопиющей бездарности, косноязычия и полной дремучести этого исторического документа.
Зато эмоции все как живые, как на ладони, самой первой свежести. Открываешь тетрадь - и видишь тот далёкий день словно наяву. Да, именно так всё и было. Разве без помощи дневника я бы вспомнила когда-нибудь, разве уделила бы время и внимание?
Например, мама одного нашего мальчика работала на авиационном заводе им. Чкалова. Приблизительно два раза в год она делала всему классу доброе дело - устраивала познавательные экскурсии на родное предприятие.
И почему-то не понимала, что девочкам, учащимся в восьмом классе, ни при каких обстоятельствах не могут быть интересны все эти новейшие станки, промасленные детали и остальное умное оборудование. Не влечёт их гул пламенного мотора. У девочек-восьмиклассниц вместо сердца сердце, оно-то главным образом и волнует - своё и чужое. Что там? Как там? А он что сказал? А ты? А фюзеляж и чертёж истребителя здесь совсем не при чём.
Но весь фокус состоял в том, что отказаться от экскурсии было невозможно. Наша интеллигентная классная руководительница-литератор требовала и от нас столь же интеллигентного поведения: человек проявил чуткость и заботу о вашем развитии, человек хлопотал, человек приглашает. Некрасиво и нетактично в этой ситуации воротить нос от новейших разработок. Поэтому будьте добры, сбор у школы в 16.00. Пойдём смотреть на промасленные детали.
И вот дневник свидетельствует, что в январе восьмого класса я плохо себя почувствовала на уроках, и меня отпустили домой. И - о великая радость! - мне никуда не нужно в 16.00. Я на законных основаниях могу отказаться от созерцания станков, при этом моя интеллигентность останется при мне. И это всё дневник.
Ещё одна запись, от новогодних каникул того же года. Отдыхать и так осталось всего ничего, а тут ещё этот билет. Вечером, в темноте и страшной троллейбусной давке того времени, я должна ехать вместе с одноклассниками в Оперный театр.
"Коппелия" - говорит дневник. Да я и сама помню, что "Коппелия". И всё бы ничего, но именно в это время по телевизору будет идти очередная серия фильма "В поисках капитана Гранта". И я должна буду встать, своими руками выключить на самом интересном месте и уйти. Потому что билет на балет. И всё это горе, всё это в дневнике.
Скажу честно: я и теперь предпочту серию про капитана Гранта билету на балет. Но жертвовать уже ничем не придётся - фильм-то вот он, смотри в любой момент хоть все серии подряд, никуда не денется. И на балет успею.
А тогда помню, как через силу тянулась рука к кнопке на телевизоре. Как не хотелось никуда идти. Помню. И это всё дневник.
Вот и дочь моя тоже будет помнить. Неповторимое и своё. Стиль, орфография и пунктуация автора сохранены.
"В этом дневнике я пишу о своей школьной жизни. И о своей личной жизни. Я в первом классе!20.05.07. Сегодня выходной день. Хотя что он выходной понятно и так. Ну кто не верит может посмотреть сверху. И кстати сегодня праздничный день. Вы наверно спросите:
- А почему праздничный?
Да потому что у моего папы сегодня День Рождения! Уже почти всё готово! Осталось только одется и причесатся. Ура! Скоро гости уже придут! Но хотелось бы чтобы они приходили ещё быстрее.
- Ну зачем ещё быстрее? - опять спросите вы.
- Зачем быстрее? Просто я уже голодная. А без гостей есть неинтересно. Сами понимаете.
(Через некоторое время пошли гулять во двор с двоюродным братом и потеряли мячик-попрыгунчик - И. В.)
Я даже залезла между решётками забора который огораживал детский сад. Вы станите удивлятся:
- А как же я пролезла в щель?
- Очень легко просто я не большая и не толстая!
Я стала шарить в поисках попрыгунчика, но его там не нашла. Тогда Максим стал пытатся залезть за мной и тут же начал возмущатся:
- Как ты сюда залезла? - говорил он.
- А это я такая тонкая! - усмехнулась я.
26.01.08. В понедельник у нас в классе появилась новенькая ученица. Мне она понравилась, у неё: светлые волосы (блондинка) правша, одним словом симпатичная но очень тихая. В четверг я узнала что она самая сильная девочка в классе. Переборола всех мальчиков. И ещё я узнала что она (в 1-ой гимназии) занималась на фортепиано и вокалом. А когда нам ставили манту мы с ней подружились.
17.03.08. Ошибочка!!!! Контрольная будет во вторник. Это окончательное решение. Мы все девочки соединились в команду против Димы С. Катя стала командиром. Мы все расписались придумали кодовое имя (у меня оно 525) и придумали тайный шрифт. Мальчики в этот клуб не допускались (все кроме Тимы и Данилы). Любовь Леонидовну мы тоже включили в клуб.
30.04.08. Сегодня обычный день но всетаки в нем чтото есть. Сегодня 2 английских. Камила моя самая-самая лучшая подруга. Я обязательно посмотрю "Школу фей".
Из животных я люблю котят, щенят и попугаев. Ну, ещё я люблю маму и папу.
02.05.08. Мой секрет почему я получаю пятёрки. Читать я научилась в 4 года. Ещё у меня грамотная мама. Я хорошо слушаю на уроках и не балуюсь. Тима дал мне почитать свой дневник. Я прочитала что он любит попугайчиков и хомячков.
11.05.08. Мы сегодня выступали в "Красном факеле". Мы были там цветы. Кстати мы ставили спектакль "Снегурочка". Это опера с музыкой Римского-Корсакова. Там такая большая сцена это только из зала кажется что она маленькая а на самом деле... У-у-у-у-у... В общем мне понравилось. Это на меня похоже!? Или не похоже?!
20.05.08. Когда мы читали про князя Ярослава мудрого Ярослав смутился и обрадовался когда на него посмотрели. Он думает что он князь но до князя ему ещё расти и расти.
31.05.08. В Винкс появилась новая фея Лейла и феечки Пикси!
Только сейчас я поняла что я обожаю Винкс. Они мне очень нравятся.
10.03.09. Весна... Грязная какая-то! И где Камила? Не пишет, не звонит. Эх! Макс дневник нашёл. Я перепрячу! Мальчишки со своими карточками достали уже! Я хочу быть Дюймовочкой! Жизнь другая стала совсем! Всё не так. И какая-то тоска. Какой-то водоворот! Двойку за тест по математике получила. Очень сложно. Хочу конец четверти! Не хочу спать! Странность! Море учёбы, отдыха мало, всё в какой-то дымке, плохо! Винкс мне по прежнему нравятся! Но всё равно мне плохо! Уже не знаю что делать. Почему не я Дюймовочка, а Саша? Почему всё так смутно? Всё так запутано? Какой-то страх. Я поняла что такое жизнь! Играть не во что! Ну и дела!
23.03.09. Всё уже нормально. Всё прошло с 3 четвертью. Я обожаю книгу и фильм "Джейн Эйр". Я уже читаю хотя книга взрослая. Люблю музыку и книги с самого детства!
22.05.09. Скоро еду в Болгарию на конкурс. Буду петь "Форель", "Заход солнца", "Аве Марию", "Прекрасное далёко" на латыни и по русски. В школе ни в кого не влюбилась, тоже мне!
Обожаю Флору и Блум!"
Отличный рецепт, когда всё в какой-то дымке, водоворот и вообще смутно - взять и перелистать ещё раз детский дневник. И тогда появляется ещё один шанс узнать, что такое жизнь...
Спасибо за теплый текст - хорошие и теплые воспоминания! Моя дочка ведет дневник с 3-го класса по сей день.
ОтветитьУдалить"Из животных я люблю котят, щенят и попугаев. Ну, ещё я люблю маму и папу". - это шедевр!
Большая редкость в наше время - подросток, который регулярно, в течение нескольких лет ведёт дневник. А дело-то какое хорошее! Ценность какая великая и для личности, и для семьи! Я в течение всей жизни принималась несколько раз, но бросала. Теперь вот блог воспринимаю как дневник. Почти полтора года - это для меня рекорд.
УдалитьЯ начинала вести дневник, а потом, когда мама без разрешения открыла мой песенник, я поняла, что дневник придется ликвидировать. А потом были еще письма - увы, все порвано на маленькие клочки и выброшено. Не хотелось, чтобы их читал кто-то, кроме меня. А сейчас бы я их почитала. Тогда у меня был еще читаемый почерк. Может, поэтому я мало что записываю на бумаге. Знаю, что многие журналисты, писатели часто записывают все самое интересное, что увидели, услышали - в копилочку.
ОтветитьУдалитьУ меня сохранился сумасшедший раритет - пачка писем немецкой девочки Катрин, с которой мы познакомились благодаря клубу интернациональной дружбы. Переписка двух не существующих ныне государств, да...
УдалитьЯ сейчас тоже стараюсь записывать разное интересное. Пришедшие в голову идеи - обязательно, потому что они имеют свойство быстро улетучиваться. Не зафиксируешь - пропадёт. Пишу черновики по старинке, никак не могу научиться сразу в компьютер.