Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

среда, 30 декабря 2015 г.

Юнна Мориц




                                 В городе, в посёлке,
                                 В снегопадном шёлке,
                                 Шло по улице окно
                                 С ангелом на ёлке.

                                 Шло по улице окно,
                                 Там, где ночь стояла.
                                 Ночь стояла, шло окно,
                                 Ангелом сияло.

                                 Шло по улице окно
                                 С ангелом лучистым.
                                 Это было не в кино
                                 С ангелом-артистом.

                                 Это шло моё окно
                                 В снегопадном шёлке,
                                 В гости шло к тебе оно
                                 С ангелом на ёлке.
  Окно в гости потом уже было. Но ещё в раннем детстве я сразу поняла, что это для меня, это моё, и это будет всегда. Имени автора ещё не знала, ничего не умела, только прислушивалась. Как построено. Тот мультфильм никогда мне не нравился, и не очень-то он для детей, если честно. Но я всё равно смотрела, потому что мультфильм и потому что песни.
   Вот рифма "в огороде-по дороге". Если отдельно, то сразу видны и слышны все сучки и задоринки. Как-то криво растёт. Но если собрать первый куплет и озвучить его голосом Сергея Никитина:
                                Не секрет, что друзья не растут в огороде,
                                Не продашь и не купишь друзей,
                                И поэтому я так бегу по дороге
                                С патефоном волшебным в тележке своей...
   И тогда сразу делается чудо, которое хочется слушать снова и снова. Как? Что случилось? А вот это поэзия такая. Я ещё не знала слова "поэзия". Я только прислушивалась и твёрдо поняла, что это сделано для меня.
                                Собака хватает зубами за пятку,
                                Собака съедает гражданку лошадку
                                И с ней гражданина кота...
   Природа распоряжается по-своему. Иногда кажется, что несправедливо. Но ей, природе, видней. И если будет у неё сто вакансий для поэтов, она примет девяносто девять мужчин и только одну женщину. Так было всегда. И это ещё хорошо, если одну. Это много. Я, например, не понимаю, в чём тут причина, какая хромосома виновата - почему женщина не умеет писать музыку? Не дано природой, и всё тут. Мужчина умеет, а женщина нет.
   И книги - тоже дело в основном не женское. Я имею в виду не те, которые хорошо продаются и актуальны или, наоборот, для домашнего пользования, а те, которые останутся в капризной и придирчивой человеческой памяти. Как будто роли определены заранее, раз и навсегда. Мужчине - творить; женщине - творить того, кто будет творить. Отсюда и соотношение один к девяноста девяти.
   Творчество, рассчитанное на века - это всегда странствие, тяжёлый, одинокий путь, который уводит далеко от дома, от очага, от детей. Лишения всякие, горький опыт. Ночевать под открытым небом. Есть с ножа. Трудно, неблагодарно. И никто не гарантирует простого человеческого счастья.
   И всё-таки спасибо природе за одну сотую. За немногочисленных женщин-поэтов (не надо их оскорблять чудовищным словом "поэтесса"). За Юнну Мориц. Она так по-особенному  говорит.
                                Всегда прекрасен самолёт под облаками,
                                И корабли прекрасны все до одного,
                                Но трудно самолёт обнять руками,
                                И трудно пароход обнять руками,
                                А пони так легко обнять руками,
                                И так чудесно нам обнять его.
Очень у немногих так получается - сказать самое главное и обо всех сразу.
                                Очень многие думают,
                                Что они умеют летать:
                                Очень многие ласточки,
                                Лебеди очень многие.
                                И очень немногие думают,
                                Что умеют летать
                                Лошади очень многие,
                                Лошади четвероногие!
   И страх исчезает полностью, если вдруг не лебедью-царевной оказался, а четвероногой лошадью - животным, которое признано нелётным большинством голосов. Всё равно вдохновенно. Всё равно окно придёт в гости. И в окне том будет ангел.
                               ... Так Бог помог мне в свиту не попасть
                                Ни к одному из патриархов Музы,
                                Не козырять его любовью всласть,
                                Не заключать хвалебные союзы,

                                Не стать добычей тьмы и пустоты
                                В засиженном поклонниками зале...
                                Живи на то, что скажешь только ты,
                                А не на то, что о тебе сказали!
"Равнодушная природа" - Пушкин сказал. Но при этом отбирает она очень тщательно. 

Рисунок М. Беломлинского

9 комментариев:

  1. Любимая Юнна Мориц.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, чудесная. В древние времена у меня была кассета с песнями на её стихи, заслушанная до последнего предела.

      Удалить
    2. А моё любимое с детства - это песни из мультфильма и Никитины рядом.

      Удалить
    3. Да, Юнна Мориц - это Никитины навсегда. Но "У пони длинная чёлка" другим голосом - тоже.

      Удалить
    4. Да-да. И так же любимый осенний (почему-то) сборник "Резиновый ёжик", но только уже вместе с сыном, на компьютере, но с настроением пластинки. И ещё из дорогого фильма "Почти смешная история" - Все поезда, все корабли..

      Удалить
  2. Когда моей АНютке было 10 месяцев, любимым ее занятием было сесть на диван, обнять мягкую игрушку и слушать кассету с песнями в исполнении Никитиных, и про Пони, и все остальные... минут на 40 зависала))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, мы тоже с Никитиных начинали. Я купила кассету под названием "Резиновый ёжик", кажется, на первом курсе, ещё не помышляя о детях. И как же она пригодилась через несколько лет! Старшее дитё у меня было весьма крикливым, но замирало очарованно, стоило только включить Никитиных. Целыми днями слушали - и про пони, и про пузатый чайник, и про летающих лошадей. Есть какая-то магия в этих стихах, в этой музыке, в этих добрейших голосах.

      Удалить
    2. Да, да, видимо, у меня была та же кассета))

      Удалить
    3. Может быть, даже в одном музыкальном киоске...

      Удалить