Порция пельменей в кафе "Пампушка"
состоит из 18 пельменей. Иван Гурманов
съедает за обедом 20/9 порции. Сколько
пельменей съедает за обедом Иван?
На сколько пельменей больше одной
порции он съедает?
Современная школьная математика
И тут я призадумалась. Не то чтобы меня сильно волновал Иван Гурманов. Он, как всегда, случайно и непредсказуемо нашёлся в интернете. Просто любопытно стало: для начальной школы ведь задачка. Справлюсь или совсем уже? Оказалось - второй вариант.
Я мужа позвала. Он пришёл, бросил на монитор полвзгляда (даже четверть взгляда бросил) и говорит: "Правильный ответ - 40 пельменей." То есть полную порцию и ещё 22 штуки сверх.
У меня от сердца отлегло. Вдруг Игорян через несколько лет прямо на этот учебник попадёт? Кто ему объяснит в случае чего? Хорошо, когда есть такой папа.
Но всё-таки я крепко опасаюсь Ивана Гурманова. Что придёт, ненасытный, и будет требовать свои законные 20/9 порции. Свои 40 пельменей, которые получились так (если вдруг кто-то тоже призадумался). Дробь 20/9 умножаем на 18. Далее 2 умножаем на 20, вот вам и 40 пельменей. Просто вообще-то, но пока сообразишь...
И я совсем не про Ивана Гурманова и его здоровый аппетит собиралась писать. Я про пельмени хотела.
О, пельмени! Так получилось, что я никогда в жизни не бывала в заведении под названием "Пельменная". Только от родителей слышала, когда они рассказывали про свои студенческие годы.
Неподалёку от института стоял дом. В первом этаже дома была дверь. За дверью котёл. Из котла валит пар. Женщины на раздаче поливают пельмени сметаной и маслом. Но в целом самообслуживание.
Одна порция - 12 штук. Это вам не кафе "Пампушка". Для молодого человека 19-20 лет, который только что с занятий, 12 пельменей, пусть даже с маслом, это что? Правильно, смех и слёзы.
Молодой человек 19-20 лет, который только что с занятий - это Иван Гурманов в квадрате (можно легко посчитать, сколько это будет в пельменях). Девочкам чуть легче, но ненамного. А две порции (тем более три) - это уже дорого для среднестатистического студента того времени. Ещё ведь и запить надо горячую пищу компотом или кофе. Рубль на обед - это недопустимое расточительство, граждане. Это непозволительное мотовство.
Поэтому ели пельмени, как правило, с хлебом. И, слушая рассказы родителей про боевую студенческую юность, я думала о том, что их "Пельменная" и настоящие пельмени - вещи принципиально разные. Помилуйте, да кто же ест пельмени с хлебом?
А фиксированная порция, выловленная половником из огромного дымящегося чана? Ладно, студенты - пусть, командировочные - пусть. Но вообще-то подлинные пельмени - это семейное дело, основательное и неторопливое.
В моём детстве покупать готовые пельмени считалось дурным тоном. Даже не потому, что внутри у них перекрученные шкуры, рога и копыта. Здесь другое.
Покупные пельмени, царящие на столе, казались мне явным признаком неустроенного быта, жизни на бегу. Пельмени, слепленные государством - такая же яркая примета пошатнувшегося дома, как суп из пакетиков. Я однажды в магазине прочитала обратную сторону изделия под названием "Борщ": "Высыпьте содержимое в кастрюлю, варите 15-20 минут на медленном огне. Приятного аппетита!" Да я в жизни такой гадости в рот не возьму!
А лежащие в морозильных камерах ровными рядами "Домашние", "Сибирские", "Великосочные", "Мясные", "Семейные", "Богатырские", "Таёжные" и "Для любимых мужчин" считаю едой очень низкого ранга. Хуже, наверное, может быть только лапша "Доширак". Её даже варить не нужно 15-20 минут.
Конечно, настоящие пельмени готовились только дома, с непременным участием всех членов семьи. Сотни пельменей, а иногда и тысячи укладывались ровными рядами на специально подготовленные металлические листы. Укрывались сверху вафельным полотенцем, торжественно выносились на мороз.
Я уже в 6 лет лепила пельмени мастерски. И если кто-нибудь сказал бы мне, что я развиваю при этом свою мелкую моторику, готовлю руку к школе и прочее, я бы не на шутку испугалась. А что это со мной такое? Есть ли надежда?
Но, скорее всего, просто ничего бы не поняла. Никто в те годы особенно не носился с мелкой моторикой и подготовкой к школе. Не было нужды придумывать что-то специально, разрабатывать актуальное и новейшее: нам волей-неволей приходилось шнуровать ботинки и застёгивать сандалии, потому что "липучек" не было и в помине. И "молнии" не были ещё так сильно распространены - всё больше пуговицы обыкновенные.
Ягоды собирали настоящие, чтобы потом из них мама или бабушка сварила настоящее варенье. Крупу и фасоль перебирали подлинную, и не на занятиях в школе Монтессори, а с конкретной целью: для каши и супа. А вот макароны, наоборот, предпочитали не красить, а есть.
И пельмени, конечно. Десятками, сотнями. Сначала получаются кривобокие разнокалиберные "шляпы". Но постепенно всё точнее становится глаз, всё твёрже рука.
Уже надоело до невозможности, и я нетерпеливо поглядываю: много ли фарша осталось ещё в тарелке? Вот распределили последний, разложили на круглые лепёшки из теста. Всё! Наконец-то!
Сейчас будем варить, и я прошу себе ровно 15 штук. Только со сметаной, не переношу никакое масло на пельменях. Прямо окунать буду в сметану одним боком. А папа будет посыпать свои пельмени перцем - много, очень много перца. Прямо покрывало, чёрное или красное. Ужас. Но папа невозмутим. И ест как ни в чём не бывало. А я попробовала только - и сразу глаза на лоб. Скорее, скорее обратно к моей сметанке, к нежному вкусу!
Ещё я знала, что едят с уксусом. У нас дома - никогда, это я в гостях видела. Нет, нет! Уберите эту кислую прозрачную воду. Вечно взрослые выдумают что-нибудь нелепое.
А вот сейчас уже не лепим. Может, изредка только, под особое настроение. Неохота возиться. И балкона у нас нет. Я не смогла передать это знание своим детям, эту атмосферность. Папа за фарш ответственный, мама за тесто. Мука на столе, лампа светит. Семья, разговоры. Ровные ряды на плоском противне.
Однажды, несколько лет назад, в первые дни нового года нам позвонили друзья: "А давайте сегодня вечером будем пельмени лепить!" Давайте! Мы лепили, лепили, а потом ели, ели...
И каждый раз, как встречаемся с тех пор, говорим: "А давайте опять, как тогда!" Говорим, говорим, да так и не собрались до сих пор.
Мы теперь в основном задачки решаем, сколько пельменей съел на обед Иван Гурманов в кафе "Пампушка".
Сразу захотелось пельменей))))))
ОтветитьУдалитьТо же самое вчера сказали мои домочадцы. А лепить не хочется, вот и ходим иногда к магазину. Нашли на редкость приличный вариант, называется "Дедушкина ферма". Неправдоподобно вкусные. А может, просто уже забыли, какие они бывают, настоящие пельмени?
УдалитьУ меня тоже получилось 40, но как-то по-другому: 2 порции и 4 пельмешки сверху. 20 я поделила на 9, получила 2 целых и 2/9. 2 порции - это 36, а 2/9 - (18:9)*2=4
ОтветитьУдалитьОй, да ну его, этого Гурманова! Сразу вспомнила Раневскую: "пионЭры, идите в..."Пампушку" :)
В Питере на Моховой, рядом с театральным институтом, была (может, и сейчас есть) славная пельменная под выпендрёжным названием "Пель & Мень". Каких там пельмешков только не было! И с грибами, и с курицей, и ещё неизвестно с чем. Кроме пельменей там, кажется, ничего и не было (по-моему, яичница, но могу ошибаться). Было вкусно (ну, после сцендвижения и фехтования всё вкусно), недорого и весело. По-моему, даже ни одного случая отравления зафиксировано не было. Конечно, с домашними ни в какое сравнение не шли, но говорю ведь - весело было.
А в детстве тоже лепили сами. Была у нас такая штуковина специальная, где можно было раскатать сразу штук 20, но как-то не прижилось, да и пельмешки получались маленькие, несерьёзные какие-то, поэтому моя мелкая моторика развивалась тоже на пельменях. А сейчас мы делаем (ха-ха! раз в год, как Илья Муромец с печки) пельмени дагестанские (вот уж не знаю, почему они так называются и очень сильно сомневаюсь, что в Дагестане такое едят). Они с крапивой и с зеленью. Но очень вкусно! А поскольку должность главного пельменелепильщика прешла по праву наследования к Асёне, то получаются они солидными: девушка моя малые формы не уважает :)
Ох, такой пост вкусный. Затеять что ли?.........................
Мы когда с друзьями собрались пельмени лепить ( это было уже, наверное, лет пять тому назад), оказалось, что навык утрачен. Такие выходили экземпляры - Зурабу Константиновичу на зависть! Потом приноровились, вспомнили.
УдалитьА когда были в Бахчисарае однажды летом, чудесная женщина-экскурсовод, которая водила нас по дворцу, посоветовала посетить кафе татарской кухни и обязательно отведать местных пельменей - в ложке помещается 20 штук. Вот она где, моторика-то мелкая! Жаль, что мы так и не дошли до того кафе.
Фабричные пельменницы в домах не приживались, да. Некоторые самые мощные мастера даже деревянными скалками не пользовались, предпочитали стеклянные бутылки. Очень это было домашнее дело.
Знаете, Ирина, Вы правильно подметили ЗДОРОВЫЙ аппетит ( я представила съеденные 40 пельменей Гурмановым - каков же он!) - и это задача, которая не только учит считать, но и должна воспитывать ( больно стало за НОВУЮ школу). Я вот тоже недавно решала с внучкой (подготовительная группа: груша + 2 яблока = ответ. Думала больше о содержании: как можно это складывать вообще? Все остальное про пельменные дела в точку ( и студенческие, и домашние!). Но мало мы в семье сейчас этим занимаемся еще и потому, что теперь цены на мясо ой -еей. Однако, вот прикопила фарш и жду детей - будем делать.Спасибо, с большим интересом прочитала рассказ.
ОтветитьУдалитьГалина, мне тоже мучительно больно за новую школу. Сейчас прочитала про яблоки с грушами и вспомнила книгу, которую очень любила в детстве. Про гимназию, называется "Восемь лет". Там был учитель математики Фёдор Петрович Чайкин, которого ученики до смерти боялись. У него были свои методы. Если вдруг кто-то путался в задаче, Чайкин начинал объяснение: "Повторяй за мной. Пошла баба на базар. Купила себе два поросёнка. Пришла домой, зажарила. Сделались сапоги. Понял?" "Складывать нельзя разнородные", - трепетал и плакал от ужаса гимназист. "То-то. Пошёл к доске!"
УдалитьМожет быть, современные учебники написали нерадивые ученики Фёдора Петровича? А может быть, правильный ответ здесь такой: груша плюс два яблока будет компот. Такая новая математика, нестандартная.
Пельмени всей семьёй - отличная идея!
Правильный ответ в данной задаче был нарисованные груша и яблоки ( а мы пытались их складывать) Вот такая НЕЗАДАЧА вышла. Думаю, это мои стереотипы, но ведь плюс -то был, а задания нарисовать ответ не было. Про компот тоже думалось, но не из цельных же его делают. Получается, что задачи пишутся нерадивыми учениками Ф П Чайкина или уже задачи НЕ ПРО НАС.
УдалитьЭто яркая отличительная особенность современных учебников - нужно догадаться о тайном движении авторской мысли, почувствовать на тонком уровне, что пригрезилось автору в ночной тиши.
УдалитьА мы-то с детства привыкли к другому: учебник объясняет, потом спрашивает. Нужно понять объяснение, потом ответить на вопрос. Так было при нас, за сто лет до нас и во времена самого первого учебника. А телепатия никогда не была учебным предметом.
А я вспомнила маленькие пельмешки в крымско-татаркском кафе в Бахчисарае. Не помню, как называются, но вкуснющие... с бульончике)))
ОтветитьУдалитьТак это, наверное, как раз в том кафе, до которого мы не дошли. Экскурсовод - милая такая женщина, из крымских татар? Она порекомендовала?
Удалить