Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

воскресенье, 11 октября 2015 г.

Тайные знаки

   Перед вами ручная работа. И весьма кропотливая. Могу точно сказать, что это редкая вещица. Таких значков сразу было в мире всего несколько штук, а сколько осталось, никто теперь не знает. Может быть, только один. Этот. А может быть, ещё кто-то из нас сохранил на память. Кто-нибудь из тех людей.
   Изготовил эти тайные знаки мой однокурсник Володя - маг и чернокнижник, поэт и йог, гадальщик на картах Таро, человек в шляпе и несостоявшийся вампир.
   В домашних условиях он вырезал из куска подходящей жести несколько добротных вещиц. Сверху на каждую приклеил разноцветную картинку, исполненную глубочайших символов и смысла.
   Слово ЛИТО, начертанное сверху готическим шрифтом, было понятно лишь избранным: литературное объединение нашего факультета, без сомнения.
   А идущая по кругу надпись "За пределы предельного, к безднам светлой безбрежности" даже избранным была не вполне ясна. Володя, правда, объяснил нам, откуда это и почему. И про все солярные знаки, рога и висящую на свитке печать тоже. Возможно, он даже произносил какие-то заклинания, когда рисовал, вырезал, приклеивал и крепил булавку на обратной стороне большим количеством олова.
   Но мы так глубоко не погружались - за пределы предельного. Просто собирались по пятницам после лекций, просто что-то писали, что-то читали, разговаривали. Это просто наша юность была такая филологическая. И Володя не всем подряд подарил тогда свои заколдованный значки. Их было всего несколько штук, тщательно и трудоёмко изготовленных.
А сколько осталось сейчас, я не знаю. Может быть, только один. Этот.
   Я никогда не носила свой жестяной значок. Его невозможно было носить, он цеплялся за всё подряд идущими по кругу смысловыми солярными рогами. А гигантская булавка на олове портила одежду.
Но храню я тщательно. И всё, что по правде было, помню.
   Я никогда не увлекалась коллекционированием значков. Я даже не знаю, откуда появился в моей коробке вот это несусветный экземпляр.
   Не было у нас никогда никаких ударников. Но кое-что храню специально. Тайные знаки моих школьных лет. Подробнее о них можно прочитать в рассказе "Значки, которые теснятся на груди".

   То, что сама не носила, но неоднократно видела на других. Не знаю, почему один побольше, а другой поменьше. Может, эти значки делились на мужские и женские?

 Самая прочная ассоциация - пионервожатые нашего отряда в лагере. Они были очень задорные, активные. Придумывали дела и стенгазеты. Мы почти всегда выигрывали под их началом какие-то соревнования и получали приз - банку с соком. Начальник торжественно вручал её нашему отряду на вечерней линейке.
   Наши вожатые играли на гитаре и пели: "Три аккорда, три аккорда я тебе сыграю гордо". А ещё у них была в репертуаре песня про Алёшку, который пылил босыми ногами и наступил на  коричневую пуговицу. Так был пойман кто-то с недобрыми намерениями.
                      А пуговки-то нету у заднего кармана
                      И сшиты не по-русски китайские штаны.
                      А в глубине кармана - патроны от нагана
                      И карта укреплений Советской стороны.
   Никогда больше не было у нас таких весёлых вожатых.
Особенно трепетно храню значки про мой заветный город.
   А здесь преимущественно удивление. Как создатели значка обоснуют свой выбор? Какая странная логика водила из рукой? Почему так повезло таинственной сизоворонке? За какие особые заслуги перед человечеством?
Немного праздника - обязательно.
   Каким-то неведомым ветром занесённый в мою шкатулку спорт. Вместе с победителем, который потерялся и теперь уже не вспомнит, где и кого именно он победил. Неважно.
 
   Во время первой своей поездки в Питер я купила набор значков с изображением гербов русских городов. Не знала до того момента ни про Алёшки, ни про Зубцов. Теперь знаю.

   Это был уже самый конец эпохи добротных металлических значков. У меня их немного. А присмотришься - и вся жизнь как на ладони. Полная тайных знаков. Единственная и моя.



12 комментариев:

  1. Классический набор!
    А ведь не каждый сейчас догадается, кто такой "Юный Осводовец"))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дети точно не знают. Ещё был где-то значок с надписью "Дружинник", не смогла его найти. Тоже колоритное явление тех лет. Слышала, что сейчас его пытаются возрождать. Не знаю только, насколько успешно. Пока не видела ни одного дружинника.

      Удалить
  2. А как сложилась судьба Володи?
    Наше студенчество было просто студенчеством. Без клубов. Как-то грустно теперь это осознавать.
    Летом нашла в "закромах" значки с гербами городов нашей области. Подарила коллекционеру.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, Володя сейчас большой йога-мастер. Набери в поиске Владимир Калабин, вот это он и есть, Вова, сделавший нам значки.
      Наше студенчество пришлось как раз на самые чёрные времена. Просто повезло, что у нас на факультете нашёлся человек, взявшийся руководить литературным объединением. Мы до сих пор вспоминаем эти посиделки как одну из самых ярких страниц нашей филологической юности.
      А коллекционеру очень повезло!

      Удалить
  3. Не пропало даром юношеское увлечение йогой.
    Я тоже училась в те самые годы непонятных перемен. А сейчас интересно, каким было бы наше студенчество сегодня. У нас ничего литературного (вне учебы) не было. Говорят, что раньше были капустники и встречи с другими факультетами. Нам остался только хор русских народных песен, но это для поющих. И еще была поездка в Питер на первом курсе. Организатором была преподаватель детской литературы. И хотя года ее были уже за... - энтузиазму это не помешало. Но я не поехала - денег не было. Я помню, как с моим удостоверением (потеря кормильца) ездили девчонки. И как девочки покупали не студенческий проездной, а школьный, он был дешевле. А контролеры не всегда верили "одиннадцатиклассницам". У нас и выпускного не было. А все равно хочется вернуться в те годы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне всегда казалось самым обаятельным время студенчества моих родителей - конец 60-х и начало 70-х. Когда смотрю фильмы вроде "Баламута", всегда об этом думаю. Но если бы пришлось выбирать: быть студенткой сегодня или в смутные 90-е, не задумываясь выбрала бы второе. Хоть мы сейчас искренне недоумеваем с подругами, как можно было это выдержать: дорога с двумя пересадками в плотно набитом общественном транспорте (сейчас у меня был бы сплошной обморок), поздние возвращения по бандитскому дикому городу, ужасный холод в аудиториях. Мы же только смеялись. До нас ещё доносились отзвуки студенческой романтики, мы ещё застали. Хоть и жидковато было у нас на филфаке - ни журнала своего, ни театра. Только команда КВН, которая всегда отсеивалась на первом этапе из-за своего странного юмора. И все мероприятия - медиану, выпускной - мы организовывали для себя сами. А всё равно вспоминается светло - наша дружная умная группа, разговоры, книги, хорошие безумства, пародии на преподавателей, веселье вопреки всем трудностям. Сейчас многие вузовские преподаватели говорят, что студенты мельчают прямо на глазах. Они уже на тестах взращены, не знают, что такое писать доклад в библиотеке, обложившись книгами до потолка.
      А с контролёрами у меня всё было наоборот. Когда работала в школе, техничка не хотела пускать меня в здание во время пересменки, принимая за старшеклассницу. Но смешнее всего было, когда работала в университетском издательстве. Там охранникам был приказ: после звонка студентов не пропускать. Приходилось показывать служебное удостоверение, чтобы доказать, что я сотрудница здесь. У меня уже дочка в школе училась.

      Удалить
  4. О холод все пять лет вспоминается. Холодные аудитории, нехватка стульев, плохо пишущие от холода ручки, наброшенное на плечи пальто или толстые свитера. Учеба нас объединяла разве что ближе к сессии. Юмор на филфаке, действительно, специфичный. Но мы чаще вспоминаем не обучение, а общагу. Тогда сериал шел "Элен и ребята" - мы смотрели и удивлялись. Сейчас наши режиссеры сделали попытку что-то похожее снять. Но как-то не очень похоже на реальность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас ещё факультет стоял на отшибе, отдельно от главного корпуса. Большая перемена 40 минут, нужно успеть пообедать. Попасть в филологическую столовую совершенно нереально. Есть то, что там дают, совершенно невозможно. А бежать по холоду в главный корпус сил никаких нет. Преподаватели нам посоветовали приносить еду из дома. И вот мы с утра, как те школьники: "Взяли сумки, взяли книжки, взяли завтраки под мышки..." Сначала сооружали преимущественно бутерброды, потом пошли дальше - салаты, блинчики. У моей подруги Лены тётя готовила великолепно, помню заливное неземной красоты. Очень весело обедали, угощали друг друга. Однажды зимой я принесла пельмени в термосе, а когда запустила внутрь вилку, термос вдруг лопнул со страшным хлопком. К счастью обошлось без жертв.
      Современным студентам о таких воспоминаниях можно даже не мечтать.
      Постоянно покупали шоколадные батончики в киоске на вахте. Недавно попробовала какой-то "Сникерс", удивилась: гадость ужасная! А нам казалось - хорошо.
      "Элен и ребята" помню, а как же.

      Удалить
  5. А мы все гадали, кто ест в столовой. Не помню никого из наших, кто туда ходил. Времени не было, у нас больших перемен не было. Бегали в буфет за булочками. Там всегда были длинные очереди. С собой ничего не брали. Даже не знаю, как желудки выдерживали.
    А термос не выдержал разницы температур?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже теперь недоумеваю, как организм выдержал атаку батончиков и жвачек.
      А термос, я думаю, просто от старости скончался.

      Удалить
  6. А мы еще и почти землячки ) я в Твери родилась

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В некотором смысле - да. Я родилась и выросла в Сибири, но Красный Холм Тверской области считаю городом своего детства. Мы каждое лето приезжали туда в гости к бабушке. Очень люблю те места. С ними связаны лучшие воспоминания.

      Удалить