Старое кино |
Получилось вот такой вышины. И ширины тоже вот такой. Кого хочешь выбирай.
Я рада, что пирог выбрал меня. Спасибо, пирог! Это у нас с тобой взаимное.
А потом я выберу к пирогу какой-нибудь фильм недырявый. Какой-нибудь наивный.
Сейчас слово "наивный" считается отрицательной характеристикой. "Да не будь ты таким наивным! Меня поражает твоя наивность! Ты наивен, как ребёнок!" Его синонимы: легковерный, недогадливый, глупый, простоватый. Наивного съедят на первое и не подавятся никакой мозговой косточкой.
Но это всё неправильные синонимы. Если предположить, что человек изначально задумывался не только как звено пищевой цепочки, но и как существо, способное к созиданию, синонимы у слова "наивный" будут совсем другими: простодушный, доверчивый, честный. Наивен тот, кто верит людям и в то, что они хорошие.
Подсмеиваясь над наивностью, люди тем не менее подсознательно тянутся к ней, как к живительному источнику. А в ненаивном мире людям как-то не очень.
Иначе бы они, трезво мыслящие и знающее цену себе подобным, не употребляли бы в таких количествах успокоительные таблетки.
Простодушия не хватает. Катастрофически не хватает простодушия.
Зачем таблетки? Какие таблетки? Посмотрите какой-нибудь наивный фильм. Отдохните.
Так однажды включили мы "Не бойся, я с тобой!" Последний раз я смотрела этот фильм в детском саду - в прямом смысле этого слова.
Вторая серия почему-то демонстрировалась днём, а не после программы "Время", как было принято. А воспитатели тоже люди. Мочи нет.
Телевизор из кабинета заведующей перенесли в зал, где проходили наши утренники, музыкальные занятия и гимнастика. Нам было велено из группы со стульями на выход. В тот день мы не гуляли, а смотрели кино. Старшая группа и подготовительная - наиболее сознательная часть детского комбината.
Запомнился мне только один эпизод. Старая башня в яростном огне, человек наверху громко поёт, а на помощь ему сплочённой командой бегут люди в полосатых одеждах. Самым первым в полосатой шапочке поспешает тот, кто в "Мушкетёрах" де Тревиля играл.
На следующий день все мальчики группы играли в Сан Саныча. Махали ногами, бросали нападающего через себя, с переменным успехом. Хорошо, что у нас на полу лежал ковёр, поэтому обошлось без членовредительства. Да и воспитательница вовремя заметила безобразие, и несколько самых активных Сан Санычей отправились в угол. Размышлять и созерцать.
И вот пересмотрела сейчас. Ничего не изменилось, ничегошеньки. По-прежнему любят, живут борясь и смерти не боясь, спешат по первому зову на помощь тому, кто в ней нуждается. Хоть из тюрьмы, хоть откуда. Наивные люди. Прекрасные люди.
А на днях попался ни разу раньше не виданный "Всё наоборот" 1981 года. Это уже про старшеклассников. Про первую любовь их. Весьма популярная в те годы тема.
И если детей всегда играли дети, а подростков преимущественно подростки, то под видом выпускников средней школы за партами частенько сидели лица, у которых вся жизнь в основном впереди, но кое-что уже и позади: первая любовь, вторая любовь, законный брак, диплом о высшем театральном образовании...
Любой грим был здесь бессилен, и школьная форма не убеждала. Уж на что я люблю Ирину Муравьёву, но только не её хвостики и белые гольфы в фильме "Карнавал".
В 32 года ноги другие, не такие, как в 17. И дело здесь не в стройности и длине. Просто в 32 года ноги носят иначе.
В фильме "Всё наоборот" всё было наоборот. Исполнители главных ролей, Ольга Машная и Михаил Ефремов, полностью совпадали по возрасту со своими героями Наташей и Андреем. Десятый класс - 17 лет. А когда такое дело, автоматически начинаешь верить всему происходящему на экране. Непроизвольно сам становишься наивен и прекрасен.
Вот они сбежали с уроков - и на поезд. В Ленинград поехали на один день погулять. А вечером самолётом обратно. И родители ничего не заметят, не поймут.
Современные десятиклассники проглотят без единого вопроса. Но мы-то знаем, что не было в 1981 году никакого "Сапсана". А "Красная стрела" хоть и была, ну и что с того? К вечеру, пожалуй, добрались бы до города на Неве, к ранним и романтическим осенним сумеркам.
И - прямиком в аэропорт, фиксируя на ходу боковым зрением Медного Всадника и Адмиралтейскую иглу. Потому что ведь надо попытаться вернуться до ночи.
Вот, прибегут в кассу, запыхались: "Пожалуйста, два билета до Москвы на ближайший рейс." Ещё чтобы такси в Москве там встретило. Будьте добры, оформите заказ. Ага, ага...
Но вот она, магия наивных фильмов. Смотрю, как мальчик и девочка семнадцати лет скользят в своих болоньевых одеждах и без шапок по мостовым заснеженного северного города - бегом, бегом. Успели и в Эрмитаж, и на Невский. И жить торопится, и чувствовать спешит. Я верю, что они и на самолёт точно так же успеют. И поезд их прорезал пространство, как чудесная машина времени.
И ни одного проклятого вопроса в голове. Как ухитрились обернуться за один день - это ладно. Но откуда у десятиклассника из 1981 года такие деньги: на "Стрелу" два билета, на самолёт два билета, такси, кофе и перекусить после снежной беготни по музеям, сами музеи...
Откуда, откуда! Копилку-зайчика разбил, вот откуда! На школьных завтраках сэкономил.
А еще я абсолютно и безоговорочно верю поэзии наивных фильмов. Вне поэзии кино для юношества просто не существовало. И старшеклассники легко понимали этот яркий и тайный язык. Когда неявно можно говорить о самом глубоком.
В другом наивном фильме, который называется "В моей смерти прошу винить Клаву К.", главный герой приходит домой, напившись с горя коньяку. Отец как будто бы работает допоздна, а на самом деле, конечно, волнуется, переживает. Ждёт.
И вместо подходящей к случаю нотации о вредном воздействии алкоголя на юный организм, читает сыну четыре строчки.
Ты мне совсем не дорогая,
Милые такими не бывают...
Сердце от тоски оберегая,
Зубы сжав, их молча забывают.
- Чьи это стихи?
- Одного настоящего поэта. Зубы сжав, их молча забывают. Или ты будешь канючить, как в пошлых романсах: "Саша, ты помнишь наши встречи?" Иди спать.
Вот и весь мужской разговор.
А героиня фильма "Всё наоборот" Наташа Ермакова приходит в четвёртый класс вместо заболевшей вожатой провести классный час. Подшефные стоят на головах, и плевать они хотели на вожатую и классный час заодно.
- Поговорим о любви! - пытается перекричать шум Наташа.
И наступает полная тишина. И как-то совсем по-новому звучат в этой тишине основательно подзабытые блоковские "На островах".
Вновь оснежённые колонны,
Елагин мост и два огня.
И голос женщины влюбленный.
И хруст песка и храп коня.
Две тени, слитых в поцелуе,
Летят у полости саней.
Но не таясь и не ревнуя,
Я с этой новой — с пленной — с ней.
А через некоторое время в этот класс на урок литературы приходит какая-то высокая проверочная комиссия, состоящая из пожилых мужчин и женщин. Видимо, это районо. Или того хуже - гороно.
Молодая учительница произносит совершенно немыслимые слова:
- Сегодня вы все должны были приготовить своё самое любимое стихотворение. Я ничего не хотела навязывать. Выбор свободный.
Вспоминаю себя в четвёртом классе и свою учительницу литературы. Выбор свободный. Ага, ага... Ничего не хотела навязывать.
Правда, и та, из кино, обозревая лес поднятых рук, из немыслимой очень быстро превращается в обычную:
- Молодцы! Даже Петров приготовился!
Это обязательно. Надо же рассказать комиссии, кто здесь главный дурак.
Вот встаёт Петров и начинает рассказывать без запинки:
Я помню длительные муки,
Ночь догорала за окном.
Её заломленные руки
Чуть брезжили в луче дневном...
- Спасибо, Петров, достаточно! - пугается учительница. - Громова!
Встаёт Громова:
Прижмись ко мне крепче и ближе,
Не жил я - блуждал средь чужих...
О, сон мой! Я новое вижу
В бреду поцелуев твоих!
- Достаточно, Громова! - заглушает последнюю строчку совсем растерявшаяся учительница. - Зайцева, может быть, ты?
Встаёт Зайцева:
Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться...
Высокая комиссия хохочет. И тут поднимается одна девочка и говорит:
- Это нам пионервожатая Наташа Ермакова дала.
А я сижу и верю. Смотрю и верю. В то, что ученики четвёртого класса учили наизусть Блока. А читала им Наташа из десятого. Они бы и теперь учили, если бы Наташа читала. И Блока, и других. Наивно, конечно, так думать.
Но я почему-то уверена в этом.
Мои любимые фильмы, школьные). И вы мне глаза открыли.. я как-то совсем наивно верила, а может просто не задумывалась, там так хорошо. и музыка).
ОтветитьУдалитьТуда хочется возвращаться - за атмосферой, за музыкой, за людьми, за отношениями. Хорошо, что они остались. Можно пересматривать время от времени и верить наивно.
ОтветитьУдалитьПредставляете, Таня, "Всё наоборот" я всегда смотрю в паре с "Вам и не снилось". Мне кажется, что "Вам и не снилось" - и есть тот самый наивный фильм о любви. А "Всё наоборот" сняли как ответ на него (даже название об этом говорит, дескать, нет никакой любви в 14 лет, а бывает всё наоборот). Этакое лекарство от наивности. Как же я удивился, когда узнал, что "Всё наоборот" - наивный фильм! Видимо, я очень наивный человек. Я-то был уверен, что всё в фильме правда! И чувства, и события.. "Он будет играть в футбол, а ты - делать за него уроки..." Про поезд в Москву даже не подумал!
ОтветитьУдалитьАнатолий, я думаю, что большинство фильмов тех лет по-своему наивны. Если судить их современными мерками. Именно поэтому хочется их пересматривать, они кажутся настоящими. Даже если "Какая там может быть любовь в 16 лет?!" Даже если поезд и всё остальное. В большом смысле настоящие.
ОтветитьУдалитьP.S. Только я не Таня.
Ой! Извините пожалуйста, Ирина! Конфуз... Не только наивный, но и рассеянный!
УдалитьОчевидно это - начало склероза.. :))
Со мной тоже случается. Я тоже наивная и рассеянная.
УдалитьМеня тоже удивляла "взрослость" школьников в тех фильмах. Я даже у мамы спрашивала, почему. Вот тогда и узнала, кто играет подростков.
ОтветитьУдалитьА фильм "Все наоборот" я не смотрела. Смеющаяся комиссия - это тоже наивность.
Мне кажется, в реальности были бы строгие "педагогические" взгляды.
Я думаю, что в реальности молодая учительница, которая ничего не хочет навязывать детям, получила бы строгий выговор на педсовете.
УдалитьПомню себя в школе.Если на уроках возникал смех, то он, как правило сразу пресекался стуком указки или ручки по столу. Мне в младших классах (да и в средних тоже) трудно было представить себе, что учителя такие же люди, что они спят, едят, болеют и солят на зиму огурцы. Что они не всегда одеты в строгие платья с брошью на груди.
А я пару лет назад читала "продолжение" романа, по которому снимался фильм "Вам и не снилось". Написала это дочь автора, Галины Щербаковой. По мере прочтения, неотступно терзала мысль- за что дочь так ненавидит мать? И ведь неплохо пишет ,читается легко, но! Герои, повозрослев, и, естественно, попав в девяностые, меняются до неузнаваемости... Рома, не вписавшись в новые реалии, ломается, Катя влюбляется в другого, более успешного..И любовьгероев перерастает в ненависть. Я честно дочитала до конца, честно.. Но так и не поняла, как можно было убить все хорошее, что было создано автором, актерами, режиссером, композиором, в конце концов.. Напоминаю, что музыка в фильме написана гениальным Алексеем Рыбниковым. В общем, оторвалась дочь по полной... растоптала все...Не простила истории ее наивности...
ОтветитьУдалитьЯ тоже пыталась читать "продолжение", после очередного просмотра фильма. На шедевр не рассчитывала, просто стало любопытно.Нашла текст в интернете. Но не смогла, пролистала по диагонали и закрыла навек . Какая-то искусственная история. Очень жалкая на фоне фильма. На фоне великолепных актёров, атмосферы, музыки. Даже не хочу то и это ставить в один ряд.
УдалитьСогласна, как говорится, рядом не стояло)) Но ведь было.. и есть.. а зачем?
УдалитьВот и я постоянно задаюсь этим вопросом, когда встречаюсь с образцами современного "творчества".
Удалить