Товарищ Новосельцев... Анатолий Ефремович |
Вот уже пора выходить на сцену. И тут я понимаю: голос пропал полностью. То есть буквально ни одного слова сказать не могу, стараюсь изо всех сил, судорожно напрягаюсь - нет. Разглядываю в зеркале своё совершенно красное горло. Боль ужасная, а бессилие ещё ужасней.
Просыпаюсь - и всё в порядке. Неужели? Ещё раз проверяю, на всякий случай. Нет, хорошо. Приснится же всякое!
За окном в это время - дождь, дождь и ещё раз дождь. И природа в болезненном мраке не похожа сама на себя...
Не хочу играть короля в небесном костюме, хочу снова послушать те песни.
Я думаю, что самой последней инстанцией был ангел. Уже и так ясно, что жить будет, что это хорошо, и люди скажут спасибо. А всё равно - полностью готовый фильм приносил режиссёр ангелу. И тот шептал над кинолентой несколько слов - на Вечность. И был свет.
Только так я могу объяснить себе, почему некоторые избранные фильмы, знакомые до последней реплики, до последнего кадра, никогда не надоедают, хоть сто раз пересматривай. И удовольствие снова то же.
А это потому, что заклинание на них.
Фильм Э. Рязанова "Служебный роман" с момента своего появления на свет (почти 40 лет назад) и до сих пор входит в десятку лучших образцов отечественного кино. И, думаю, навсегда там останется. Как останется навсегда в учебниках геометрии теорема Пифагора.
Это произведение старых мастеров. И когда всё сгинет окончательно, по нему снова можно будет учить. Запустить на огромном экране, а в зале посадить: первый ряд - операторы. С блокнотами и ручками наготове.
Смотрите, операторы. Смотрите внимательно. Вы тоже умеете держать камеру в руках. И когда смотришь на вашу работу, сразу становится ясно, что действие происходит в Москве. А вы попробуйте сделать Москву действующим лицом, снимите её в главных ролях.
Сделайте действующим лицом осень - время зрелых людей, которые тоже могут любить внезапно.
Оживите статистическое учреждение, в котором трудятся герои фильма, сапоги секретарши Веры, очки Людмилы Прокофьевны и перекошенный пиджак Анатолия Ефремовича. Не забудьте про студентов, которые в крошечном эпизоде бросают друг в друга первые снежки. И жёлтый сигнал светофора за матовым стеклом. И стихи не забудьте, они тоже в главных ролях. И музыка, конечно.
Во втором ряду пусть сядут режиссёры. Оттуда будет хорошо видно, что кино - это не плоский блин со смехом за кадром, а многомерный кристалл. Посмотрите, как это сделано. Как можно взять авторов с совершенно разных планет - Р. Бёрнс ("Моей душе покоя нет" - это Бёрнс в переводе С. Я. Маршака. Текст, построенный практически с помощью одного только неопределённо-личного местоимения), Е. Евтушенко, Н. Заболоцкий, Б. Ахдамулина.
Взять и сделать из них абсолютно гармоничный сплав, волшебный состав, которым пропитано всё: люди, зонты, здания, железнодорожный мост, милицейская будка, подарочный конь, упавший на товарища Новосельцева...
Э. Рязанов обладает безупречным литературным вкусом и невероятной интуицией. Он режиссёр прежде всего, а не поэт. Но его лучшее стихотворение "У природы нет плохой погоды" очень хорошо вписывается в общую картину. И это тоже урок гармонии.
Сбоку от режиссёров пусть устроятся те, кто пытается сейчас писать музыку для кинофильмов. Пусть сначала они испытают большую скорбь, осознав, что Андрей Петров - величина недосягаемая. Те, кто должен уйти, пусть уйдут. А те, кто остался, пусть принимаются за дело с нуля.
В третьем ряду пусть сядут актёры. Пусть они забудут всё, чему их учили раньше: основы сценической пошлости, курс вульгарного жеста и примитивной речи. Пусть смотрят и смотрят эту сцену, где ему 38, а ей 36. Повторить так, чтобы зритель поверил, не удастся, это утопия. Но ведь нужно с чего-то начинать новое знание.
Сценаристам - просто слушать диалоги. И учиться, учиться и учиться.
- У вас ко мне какое-нибудь дело?
- Нет... Да. Выпейте коктейль.
- Я не пью, товарищ Новосельцев.
- Правильно. Я тоже не пью.
- Тогла зачем вы это принесли?
- Чтобы выпить.
- Вот, например, ваши брови.
- А что мои брови?
- Ведь это же неприлично. Если у вас так густо растут брови, надо же с этим как-то бороться.
- А как с этим можно бороться?
- Надо выщипывать. Прореживать.
- Чем?
- Ну хотя бы рейсфедером.
- Рейсфедером?! Милый мой, но это же больно!
- Ну, вы женщина, потерпите. Бровь должна быть тоненькой-тоненькой, как ниточка, удивлённо приподнятой.
- Как у вас?
- Ну, я тоже не эталон.
Стихи слушайте и смотрите. Сейчас в кино совсем нет поэзии, сценаристы не умеют с ней взаимодействовать.
И как-нибудь сказать бы всем, разом, что это образец. Не нужно пытаться его повторить, даже не думайте. Получится плохо, а вселенское мусорное ведро и без того переполнено. Я это серьёзно говорю, я посмотрела несколько минут от начала нового "Служебного романа".
Марат Башаров был странно длинноволос, и звали его Юрий Григорьевич Самохвалов (после Олега Басилашвили это смех и жалость, как вы понимаете). На нового Самохвалова бросалась, как оголодавшая волчица, Ольга Петровна Рыжова в обличии Анастасии Заворотнюк. Какие стихи, какие письма! Тут действовать нужно, действовать!
Секретаршу звали Вадик (Павел Воля), а Иван Охлобыстин вёл семинар для деловых женщин. И деловые женщины в исступлении повторяли за ним: "У акул не бывает друзей!"
Время от времени персонажи пытались говорить оригинальными репликами, и это было хуже всего. И музыка Андрея Петрова на этом чудовищном фоне смотрелась так, как будто кто-то решил забить гвоздь скрипкой Страдивари.
Я выключила через несколько минут и постаралась побыстрее забыть то, что видела. Я думаю, что самой последней инстанцией этого фильма был чёрт. Он-то и наговорил на него много нехороших слов.
Хороший фильм "Служебный роман" и какая гадкая его современная переделка ремейк. А ведь эти люди тоже смотрели этот фильм. А Рязанов - гениальный творец лирических комедий, в которых жила душа.
ОтветитьУдалитьА из диалогов, люблю ЭТО:
"— Вы настоящий современный мужчина!
— Какое Вы право имеете меня так оскорблять?!"
А современные переделки все гадкие. Нехитрый способ зарабатывания денег путём эксплуатации лучших человеческих чувств.
УдалитьИ да - ведь все современные актёры и режиссёры выросли на тех фильмах. Неужели совсем нигде ничего не отложилось?
Ирина, а давай в копилку фильмов, над которым пошептал ангел, внесем чудесную картину "Ищите женщину"?
ОтветитьУдалитьС удовольствием. Да таких фильмов, над которыми ангел шептал, столько, что ни в одну копилку не влезут. Жаль только, что среди них совсем мало современных.
УдалитьЧёрт ещё и дёрнул эти новоделы смотреть!..
ОтветитьУдалитьНи в коем случае не включайте всякую пакость, берегите рассудок, душевное здоровье и хорошее настроение!
Лучше не знать, в какой чудовищной степени эти обработки классики плохи... Они на корню губят надежду увидеть хоть когда-нибудь ещё новый, хороший, талантливо сделанный фильм!
Дёрнул, точно. Любопытно стало, хотя и знала, что увижу гадость. Но я быстро опомнилась.
УдалитьУ меня такие, с позволения сказать, фильмы вызывают чувство стыда - тягучего, беспросветного. "Ёлки" все эти.
Представьте, Ирина, именно в тот вечер, когда я написал предыдущий комментарий, обстоятельства преподали мне урок против категоричности. Вспоминая все известные мне "новоделы" (и мысленно гордясь, что ни разу их не видел), вспомнил и о мультфильме "Кин-Дза-Дза". Два года назад я отверг его категорически и высокомерно, едва увидев чудовищно бездарный рекламный ролик «это мы очень любить, это нас совсем не тошнить». Меня очень даже «тошнить»… А глаголы, как отметил один из героев мультфильма, спрягать надо…
УдалитьНе меньше вреда нанесла и картинка, где какой-то пацан сидит верхом на дядьке в пиджаке и с размаха терзает смычком скрипку. "Абсурдизация абсурда" - подумал я, "какая мерзость!" И никогда больше не возвращался мыслями к этому мультфильму, ожидая от него не больше, чем от современного продолжения "Иронии судьбы". Учитывая, сколько негативных отзывов было произнесено в его адрес, ни секунды не сомневался, что правильно поступил, не став его смотреть. Только фильм "Кин-Дза-Дза" навсегда оставался для меня единственным и непревзойдённым.
И вот, в тот вечер чёрт таки нашептал мне согрешить против искусства, и хотя бы одним глазком увидеть, что же там такое сняли?
Теперь я в большом долгу перед ним, и не жалею добрых слов, описывая свои впечатления!
Вообразите, буквально с первых же минут я не мог от оторваться от просмотра. Начиная смотреть одним глазком, уже через пол часа я отложил все дела, и буквально прикипел к экрану!
И поверьте, было от чего! Мультфильм в целом повторяет сюжетную линию фильма: две землян по недоразумению оказались на Плюке. Практически все события фильма отражены и в мультфильме. Но добавлены подробности, на первый взгляд незначительные, но делающие мультфильм полнее и глубже. Появились новые сюжетные линии, а прежние события приобрели другую, но не менее яркую окраску! Мультфильм изобилует новыми афоризмами, такими же эффектными, как в фильме. А старые приобрели новое звучание в изменившемся контексте. Прибавьте ещё и плюканские пейзажи, нарисованные талантливым художником Александром Андреевым, чьё творчество я очень люблю:
http://www.alexandreev.com/artworks/collection/ixtlan-airlines
Главный парадокс как раз в том, что и фильм, и мультфильм сняты по одной и той же повести, но представляют собой совершенно разные истории! При этом в равной степени глубокие, однако рассчитанные на зрителей разных эпох. Иногда прямо-таки гордость берёт за наших современников в мультфильме. Если в фильме они явно проигрывают плюканам, долго не могут понять и принять очевидных вещей, даже нахождения на другой планете («Нет, будем считать, что это Кызыл-Кумы, значит Ашхабад – там!»), то в мультфильме они моментально принимают новую реальность, и играют с плюканами на равных. «Господа виртуозы Плюка! У господина Абрадокса для вас... сюрприз!»
На мой взгляд, самая серьёзная сцена в мультфильме – после разговора «А трудно в шоу-бизнес пролезть?». Когда в ночной тишине Владимир Николаевич, жалея настраивает виолончель («досталось тебе… ничего, больше я тебя в обиду не дам») и начинает играть сам для себя, понимаешь, что это настоящий талант, получивший мировое признание на за «пол кэцэ», и его гордость, достоинство, и «хватит на меня кукукать» - не дутые. Даже если жена почему-то ушла к Цигенбогену ;))
Анатолий, что-то витает такое в атмосфере: только вчера думала про фильм "Кин-дза-дза", что надо бы пересмотреть.
УдалитьПро мультфильм я узнала в прошлом году от дочки.Она летом была на детском кинофестивале в Болгарии и написала мне оттуда восторженный отзыв: "Посмотри прямо сейчас!" И замечание в скобках, что, в принципе, это единственное, что заслуживает внимания из всей предложенной программы.
Я тоже удивилась тогда. Но потом посмотрела, кто режиссёр. Георгий Данелия. И всё сразу встало на свои места.