К странице № 43 я уже окончательно вошла во вкус, поэтому читала с большим выражением:
- Не волнуйтесь, тётя Оля и дядя Коля, я знаю, как надо поступить, чтобы вы не остались без калош. Я возьму все Лёлины и Минькины игрушки, продам их тряпичнику, и на вырученные деньги мы приобретём вам новые калоши.
- Все?! - вскрикнул Игорян, который до этой минуты молча слушал со всем вниманием. - Все до единой?
На лице Игоряна были написаны в основном два чувства: жалость к сурово наказанным брату с сестрой и одновременно - облегчение, что его-то собственные игрушки в полной безопасности. Никакой тряпичник не придёт и не заберёт домик Кроша, тщательно собранный по схеме.
На месте останется и вертолёт, и все динозавры. И только вчера построенный из конструктора агрегат по переработке старых вещей в новые (только бы про это устройство тряпичник случайно не прознал!).
Потом появилось третье чувство, более сложное.
- Знаешь, что мне больше всего нравится в этой книге? - спросил Игорян.
Вот правильно. Не пассивным слушателем надо быть, не механическим поглотителем информации. Думать нужно, чувствовать, задавать вопросы...
- Мне больше всего нравится, что эта книга новая. А то ты мне давно одни только старые читаешь.
Это правда. Так получилось, что несколько старых подряд. "Винни-Пуха", например, я специально выбрала того самого, 1978 года издания. Счастливо купленного однажды моими родителями за 95 копеек.
С подробной картой на форзаце, с отсутствующими первыми тремя главами, с неумело подклеенными страницами. Любимого, и потому сильно потёртого.
С волшебными иллюстрациями Б. Диодорова. Чёрно-белыми. Которые мы с братом "подправили" с помощью цветных карандашей. "Улучшили" криво и старательно. От души.
Так до сих пор и сохранилось. И странные письмена зелёным фломастером на полях.
Но Игорян рассмотрел сквозь наше неумелое творчество прекрасную графику. "Винни-Пух очень милый", - сказал он, и долго не разрешал перелистнуть страницу.
В любимые герои, однако, избрал Тигру. Смеялся, услышав словосочетание "Родные и Знакомые Кролика". Азартно просил: "Дальше!"
Книга была прочитана за несколько вечеров. Иллюстрации второго художника, Г. Калиновского - туманные, мягкие - сохранились в неприкосновенности, потому что сразу были цветными.
Для Игоряна это был им лично открытый Северный полюс. А я с удовольствием прошлась ещё раз по знакомым заповедным местам.
- Что делает Кристофер Робин по утрам? Он учится. Он получает образование. Он обалдевает - по-моему, он употребил именно это слово, но, может быть, я и заблуждаюсь, - он обалдевает знаниями. В меру своих скромных сил я также - если я правильно усвоил это слово - обал... делаю то же, что и он.
- Помогите, помогите! - закричал он.
- Ягуляры - они всегда так, - сказал Пух, довольный, что может блеснуть своими познаниями. - Они кричат: "Помогите, помогите", а когда вы посмотрите вверх - бросаются на вас.
- Пух!.. - закричал Пятачок, дрожа от волнения. - Ты разве знаешь дорогу?
- Нет, -сказал Пух, - но у меня в буфете стоит двенадцать горшков с мёдом, и они уже очень давно зовут меня. Я не мог как следует их расслышать, потому что Кролик всё время тараторил, но если все, кроме этих двенадцати горшков, будут молчать, то я думаю, Пятачок, я узнаю, откуда они меня зовут. Идём!
- Ну, если уж всё тебе сказать, тут написано полностью так: "Поздравляю с днём рождения, желаю всего-всего хорошего. Твой Пух." Я не посчиталась с расходом графита.
- Чего? - спросил Пух.
- Тут одного карандаша сколько пошло! - пояснила Сова.
- Пух, обещай, что ты меня никогда-никогда не забудешь. Никогда-никогда! Даже когда мне будет сто лет.
Пух немного подумал.
- А сколько тогда мне будет?
- Девяносто девять.
Пух кивнул.
- Обещаю, - сказал он.
А "Карлсон" был ещё старше, 1968 года.
С рисунками Илун Викланд, абсолютно совпадающими по стилю с текстом: "В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон."
Игорян с нетерпением ждал, когда снова будет про приведение. И даже третью часть, которая всегда казалась мне тяжеловатой и наименее удачной, прослушал с величайшим вниманием.
"Карлсон прикрыл лицо двумя пухленькими ручками и лукаво поглядел на неё в щёлочку между пальцами.
- Нет, ничего, глядеть можно, но только осторожно, - сказал он. - Конечно, ты не первая в мире красавица, но ведь ко всему можно привыкнуть, так что ничего, сойдёт, могу и поглядеть! Ведь главное, что ты милая... Дай мне блинка!"
- Что же, тебе не читать теперь старых книг? "Винни-Пуха" не будем больше перечитывать? "Карлсона"?
- Будем! Читать! - поспешно ответил Игорян.
- Но ты говоришь, что тебе новые книги больше нравятся.
Игорян задумался. Нет, не пассивным слушателем надо быть, не механическим поглотителям информации. Думать нужно, чувствовать, задавать вопросы...
- И старые тоже. Я решил: мне нравятся новые и старые. Все.
Ну вот, прямо от сердца отлегло. У меня на примете как раз есть ещё одна. Очень любимая в детстве, очень потрёпанная. Она, кажется, не переиздавалась с тех пор ни разу. С прекрасными иллюстрациями.
- Не волнуйтесь, тётя Оля и дядя Коля, я знаю, как надо поступить, чтобы вы не остались без калош. Я возьму все Лёлины и Минькины игрушки, продам их тряпичнику, и на вырученные деньги мы приобретём вам новые калоши.
- Все?! - вскрикнул Игорян, который до этой минуты молча слушал со всем вниманием. - Все до единой?
На лице Игоряна были написаны в основном два чувства: жалость к сурово наказанным брату с сестрой и одновременно - облегчение, что его-то собственные игрушки в полной безопасности. Никакой тряпичник не придёт и не заберёт домик Кроша, тщательно собранный по схеме.
На месте останется и вертолёт, и все динозавры. И только вчера построенный из конструктора агрегат по переработке старых вещей в новые (только бы про это устройство тряпичник случайно не прознал!).
Потом появилось третье чувство, более сложное.
- Знаешь, что мне больше всего нравится в этой книге? - спросил Игорян.
Вот правильно. Не пассивным слушателем надо быть, не механическим поглотителем информации. Думать нужно, чувствовать, задавать вопросы...
- Мне больше всего нравится, что эта книга новая. А то ты мне давно одни только старые читаешь.
Это правда. Так получилось, что несколько старых подряд. "Винни-Пуха", например, я специально выбрала того самого, 1978 года издания. Счастливо купленного однажды моими родителями за 95 копеек.
С подробной картой на форзаце, с отсутствующими первыми тремя главами, с неумело подклеенными страницами. Любимого, и потому сильно потёртого.
С волшебными иллюстрациями Б. Диодорова. Чёрно-белыми. Которые мы с братом "подправили" с помощью цветных карандашей. "Улучшили" криво и старательно. От души.
Так до сих пор и сохранилось. И странные письмена зелёным фломастером на полях.
Но Игорян рассмотрел сквозь наше неумелое творчество прекрасную графику. "Винни-Пух очень милый", - сказал он, и долго не разрешал перелистнуть страницу.
В любимые герои, однако, избрал Тигру. Смеялся, услышав словосочетание "Родные и Знакомые Кролика". Азартно просил: "Дальше!"
Книга была прочитана за несколько вечеров. Иллюстрации второго художника, Г. Калиновского - туманные, мягкие - сохранились в неприкосновенности, потому что сразу были цветными.
Для Игоряна это был им лично открытый Северный полюс. А я с удовольствием прошлась ещё раз по знакомым заповедным местам.
- Что делает Кристофер Робин по утрам? Он учится. Он получает образование. Он обалдевает - по-моему, он употребил именно это слово, но, может быть, я и заблуждаюсь, - он обалдевает знаниями. В меру своих скромных сил я также - если я правильно усвоил это слово - обал... делаю то же, что и он.
- Помогите, помогите! - закричал он.
- Ягуляры - они всегда так, - сказал Пух, довольный, что может блеснуть своими познаниями. - Они кричат: "Помогите, помогите", а когда вы посмотрите вверх - бросаются на вас.
- Пух!.. - закричал Пятачок, дрожа от волнения. - Ты разве знаешь дорогу?
- Нет, -сказал Пух, - но у меня в буфете стоит двенадцать горшков с мёдом, и они уже очень давно зовут меня. Я не мог как следует их расслышать, потому что Кролик всё время тараторил, но если все, кроме этих двенадцати горшков, будут молчать, то я думаю, Пятачок, я узнаю, откуда они меня зовут. Идём!
- Ну, если уж всё тебе сказать, тут написано полностью так: "Поздравляю с днём рождения, желаю всего-всего хорошего. Твой Пух." Я не посчиталась с расходом графита.
- Чего? - спросил Пух.
- Тут одного карандаша сколько пошло! - пояснила Сова.
- Пух, обещай, что ты меня никогда-никогда не забудешь. Никогда-никогда! Даже когда мне будет сто лет.
Пух немного подумал.
- А сколько тогда мне будет?
- Девяносто девять.
Пух кивнул.
- Обещаю, - сказал он.
А "Карлсон" был ещё старше, 1968 года.
С рисунками Илун Викланд, абсолютно совпадающими по стилю с текстом: "В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон."
Игорян с нетерпением ждал, когда снова будет про приведение. И даже третью часть, которая всегда казалась мне тяжеловатой и наименее удачной, прослушал с величайшим вниманием.
"Карлсон прикрыл лицо двумя пухленькими ручками и лукаво поглядел на неё в щёлочку между пальцами.
- Нет, ничего, глядеть можно, но только осторожно, - сказал он. - Конечно, ты не первая в мире красавица, но ведь ко всему можно привыкнуть, так что ничего, сойдёт, могу и поглядеть! Ведь главное, что ты милая... Дай мне блинка!"
- Что же, тебе не читать теперь старых книг? "Винни-Пуха" не будем больше перечитывать? "Карлсона"?
- Будем! Читать! - поспешно ответил Игорян.
- Но ты говоришь, что тебе новые книги больше нравятся.
Игорян задумался. Нет, не пассивным слушателем надо быть, не механическим поглотителям информации. Думать нужно, чувствовать, задавать вопросы...
- И старые тоже. Я решил: мне нравятся новые и старые. Все.
Ну вот, прямо от сердца отлегло. У меня на примете как раз есть ещё одна. Очень любимая в детстве, очень потрёпанная. Она, кажется, не переиздавалась с тех пор ни разу. С прекрасными иллюстрациями.
Здравствуйте, Ирина!
ОтветитьУдалитьОх и жуткие истории у Михаила Зощенко! С детского сада вспоминаю с дрожью. Сначала пугает чудовищность преступления, потом добивает не менее чудовищным наказанием. А вдруг сейчас мама захлопнет книгу и скажет: "Сейчас мы твои игрушки продадим"! Ведь тоже было за что. Хорошо, что такие ужасы были только в книгах...
Поэтому в раннем детстве я любил слушать только рассказы Виталия Бианки. Он не рвал душу, как весь этот сонм "детских" писателей.
Здравствуйте, Анатолий!
ОтветитьУдалитьЯ впервые услышала рассказы Зощенко в передаче "Будильник". В роли папы и Миньки был великолепный Юрий Богатырёв. До сих пор картинка перед глазами: "И тогда в комнату вошёл папа и сказал!" Это было сделано с таким вкусом и юмором, что папа не казался такой уж страшной фигурой. Скорее, комичной. И странной. За проданную тряпичнику галошу лишил своих детей мороженого на два года. А когда сын признался, что получил в гимназии единицу, подарил ему за честный поступок фотографический аппаратик.
Мама тоже от папы не отстаёт. То подхватывает сына на руки и кричит гостям: "Вы не смеете так говорить про моего мальчика! Лучше совсем уходите со своим золотушным ребёнком!" А Лёлю грозится поставить носом в угол за то, что съела пастилку с новогодней ёлки раньше времени.
Меня в детстве гораздо больше пугал Л. Н. Толстой. "Косточка", "Выстрел", "Девочка и грибы"...
Они как будто сговорились! Из Толстого помню, как мне читали "Льва и собачку". Почти весь рассказ происходили совершенно непонятные (и от того ещё более страшные) вещи. Берут за вход в зоопарк плату собаками и кошками (представлял, что отдавали своего кота или собаку, это было непостижимо). К тому же, зверей не кормят котами и собаками, я это знал уже тогда. Поэтому не был тронут тем, что лев собачку не съел, это было нормально, львы не едят собак. Но сам этот зоопарк - настолько гнетущее место, что только и ждёшь всяких бед. Кошмар следует за кошмаром, хорошо что рассказ короткий.
ОтветитьУдалитьА про эти три рассказа даже никогда не слышал. Сейчас специально прочитал. Если бы не знал, что это Лев Николаевич, подумал бы, что это какой-то Урфин Джус писал. Которому нравится, когда дети пугаются и плачут :)) У того - страшные игрушки, а у этого - страшные рассказы.
Ирина!
УдалитьАнатолий!
"Лев и собачка" - душераздирающий литературный образчик. Толстой и дети - мало совместимое понятие.
И Зощенко - недетский писатель.
Хорошо, что 21 век склоняется больше к методу пряника в воспитании детей, нежели кнута.
Ольга, Толстой начал творить для детей ближе к концу жизни, когда у него начались серьёзные нелады в отношениях с собой и окружающей действительностью. А Зощенко так и вовсе был чёрным меланхоликом.
УдалитьИ это очень чувствуется.
А дети предпочитают солнце.
Как в старом кино про новые приключения Кота к сапогах шут принцессе читал на сон грядущий: "Чудовище вида ужасного схватило ребёнка несчастного..." Рассказы Толстого, по-моему, до сих пор красуются в учебниках для начальной школы. "Прыжок" точно был в дочкином "Литературном чтении". Но и кроме них есть что вспомнить: барон Мюнхаузен выворачивает волка наизнанку (удачная охота); тётя Полли тычет горящей головнёй в Тома Сойера, чтобы избавить его от больного зуба (а если бы мальчик не откинулся назад?); дедушка засёк розгами до потери сознания Алёшу Пешкова за испорченную скатерть... Правда, сейчас это всё гораздо больше шокирует, чем в детстве.
УдалитьИрина, у меня на полке тоже стоит потрепанная книга о Карлсоне с графическими иллюстрациями Викланд. И мы так и не купили нового красочного. Сын сказал, что старый лучше)))
ОтветитьУдалитьИ Винни-Пуха с цветными иллюстрациями я купила уже себе))) Старая книжка была из детства, где я собственноручно раскрашивала иллюстрации. И это почему-то приводило моего сына в дикий восторг. Старые любимые книги обладают доброй энергетикой.
Ольга, я иногда захожу в букинистические отделы именно за детскими книгами. И если удаётся отыскать старую знакомую, которую когда-то брала в библиотеке, радостно покупаю. Многие современные переиздания и в подмётки не годятся своим предшественникам, главным образом, из-за иллюстраций. И энергетика у них не та, это факт.
УдалитьА что-то так никогда и не будет переиздано. Недавно прочитали с Игоряном "Мишин самоцвет" Льва Токмакова, в детстве просто обожала эту книгу. Сейчас найти в магазинах такую нереально. Или "Поездку к солнцу" Бориса Костюковского. Сказки сибирского писателя Юрия Магалифа тоже бесполезно искать. Радуюсь, что экземпляр 1982 года стоит у нас на полке.
"Косточка" Л.Толстого всех пугала.
ОтветитьУдалитьЖаль, нет функции добавить фотографию в комментарий. У нас тоже есть кое-что из старенького.
Меня до сих пор ужасает эта крохоборствующая мама, которая пересчитывает сливы. И папа, грозящий ребёнку смертью. Неужели граф Толстой воспитывал точно так же всех своих многочисленных детей?
УдалитьПравда, жаль, что нет функции. Я очень люблю старые иллюстрации.