Новосибирск, детство в СССР, Пушкин, студенты, филологи, путешествие в Крым, школа, литература,праздники, личность, Сибирь, воспоминания

О литературе и жизни - со вкусом

Блог Ирины Васильевой из Новосибирска

пятница, 21 августа 2015 г.

Мухи и песни


Эвелина Васильева. Цокотуха
Тоже Цокотуха
   В это время мухи уже не те. Не те что летом - бодрые и неуязвимые, готовые сесть на любое варенье. А задумчивые какие-то, рассеянные. Скоро спать мухам. Скоро осень.
   Но пока не уснут окончательно, из последних сил выполняют свою миссию - по возможности мешают спать другим. Одной мухи обычно бывает достаточно, чтобы всё испортить. Незаметно просочится в комнату, устроится где-нибудь на ночь. А утром, часов в пять, сделает пробный полёт и приземлится. Интересовать её будут только одушевлённые существительные. То есть мы. Очень рано просыпаются мухи. Совсем как маленькие дети.
   Вот жужжит и жужжит. Жужжит и жужжит над ухом. Наседает и наседает. Гонишь, а она снова тут как тут. Но стоит только оторвать голову от подушки и чутко прислушаться. И присмотреться, чтобы немедленно безжалостно убить, а потом с наслаждением спать дальше.Стоит только открыть глаза, мучительница затаится, скроется, сгинет.
   У меня есть все основания полагать, что мухи очень умные существа.
   Одна из них проникла тайком в нашу спальню. И рано утром начала своё чёрное дело. Стала наседать. Я злобно восстала, но охота никаких результатов не дала. Муха оказалась хитрой, вёрткой и дерзкой. Как будто не для неё потихоньку наступала осень в Северном полушарии.
Игорян, разумеется, проснулся и с любопытством наблюдал за моими действиями. А ещё спать бы ему да спать - вчера из гостей поздно вернулись.
   Муж в недрах квартиры собирался на работу, ему было не до мухи. Поэтому быть Акелой пришлось мне. И я промахнулась. И снова промахнулась. Не нужен ли нам новый вожак?
   Наконец, выждав момент, когда мучительница приземлилась на подушку, хлопнула резко и отчаянно. И, кажется, оглушила. Потому что улететь улетела, но приставать перестала.
 - Умер? - поинтересовался Игорян. И тут же уснул дальше.
А мне стало смешно и спать расхотелось.
Мух умер. Пал в неравном бою.
   Это мы, взрослые, находимся во власти стереотипов. Но если задуматься - ведь есть среди мух и мужчины. Почему если муха, то непременно она? Есть мухи, а есть ещё мухи-сильный пол. И дети, видимо, как-то их различают.
   Выспавшись, Игорян начал петь песни. Его давнее увлечение вышло на новый уровень. Отныне петь нужно везде и всегда, желательно в местах массового скопления народа - в парке, в вагоне метро. Петь нужно как можно громче, старательнее и эмоциональнее.
   На первой строчке хит-парада уже несколько недель держится песня "Я шагаю по Москве". Где-то сам услышал, выучил и полюбил. Готов петь без конца:
                            А я иду, шагаю по Москве,
                            Но я пройти ещё смогу
                            Солёный Тихий океан
                            И тундру, и тайгу.
                            Над лодкой белый парус распущу,
                            Ещё не знаю с кем,
                            Но если я по дому загрущу,
                            Под снегом я фиалку отыщу
                            И вспомню о Москве.
   Песня эта очень хорошая и очень привязчивая. Услышав раз, вы будете напевать её до конца дня. А ещё Игорян иногда троллит таким образом старшую сестру - ежеминутно распахивая дверь в её комнату с напевом: "А я иду, шагаю по Москве!" Дожидаясь возмущённого крика: "Игорян, да хватит уже!" Но песня - не муха. Её так просто не прихлопнешь.
   На улице Игорян распевает, не обращая внимания на прохожих. Зато по лицам видно, как у люде сразу поднимается настроение. И всегда находится кто-нибудь (обычно это не очень молодая женщина), выражающая своё одобрение вслух: "Спой-ка что-нибудь ещё!"
   Но тут уже Игорян переходит от культурной части к практической. Достаёт из карманов своих лего-человечков и начинает с гордостью их демонстрировать: повара, клоуна со вторым лицом на затылке, какого-то шерифа... "Ой, а что же у него лицо такое чёрное?" "Это потому, что он шахтёр вообще-то!" А потом мы дальше шагаем по Новосибирску с песней о Москве.
   Кроме "Я шагаю", давно и крепко любимы песни из мульфильма "Доктор Айболит". Это гениальное произведение времён моего детства. Тогда не было плохих мультфильмов, были те, которые нравились больше или меньше.
   Но "Доктор Айболит" совсем особенный, потому что перестраивает и перезагружает мозг. И приевшиеся, примелькавшиеся сказки Чуковского начинают звучать иначе. Правое становится левым, минорное - мажорным, депрессивное - смешным.
   А какое это удовольствие - рассматривать детали, на которые в детстве не обращали внимания! Роскошные формы бабочки-подруги раненого мотылька, которая на себе принесла его к доктору, лица зверей-помощников, когда они грянули: "А весёлый Айболит, улыбаясь, говорит..." Мы часто поём эту бессмертную историю хором.

   Из довольно унылого назидания для непослушных детей получился великолепный пиратский хит, главная тема Бармалея и компании.
   Это давняя любовь. Игорян ещё разговаривать толком не умел, но напевал вовсю - где словами, где просто мелодией.
   А самой большой, самой удачной находкой создателей "Доктора Айболита" я считаю оперу "Муха-Цокотуха".

   Игорян давно знает все партии. Но однажды после слов "Пошла Муха на базар и купила самовар" заметил между прочим: "Муха не может пойти на базар. Это как-то странно. Наши мухи на базар не ходят."
   Лицо у моего сына было при этом идеологически выдержанное - ни дать ни взять управдом из фильма "Бриллиантовая рука": "Наши люди в булочную на такси не ездят!"
   Правильно вообще-то. Нечего по базарам ходить. Осень не за горами. Наши мухи в это время спать готовятся. Или, в крайнем случае, из последних сил мешают спать другим.

2 комментария: