Я - левша |
В Средние века, если не сжигали сразу, на месте, то косились неодобрительно и с опаской: почему он до сих пор не порвал с дьяволом? зачем медлит? что выжидает? может, помочь ему всей деревней?
Лет 50 назад стыдили и жёстко переучивали. В особо тяжёлых случаях привязывали левую руку к туловищу и зорко следили: не сопротивляется ли? не перегрызает ли зубами путы? не гнёт ли упорно свою линию?
Ведущие детские поэты своего времени писали по случаю назидательные стихи:
У Пети левая рука
Желает быть главней.
Он с ней не справится никак,
Никак не сладит с ней.
И вот - насмешки и смешки.
Хоть не ходи играть в снежки.
В конце 20 века порченый товар чудесным образом превратился в элитный. Их мало! Они исключительные (список гениев-левшей во главе с Леонардо прикладывается)! Берегите ребёнка-левшу, не пытайтесь переучить, не угнетайте его ранимую психику.
Придумали ножницы для левшей, гитару для левшей, точилку для карандашей и штопор (всё стоит в несколько раз дороже, чем праворукое). Вот вам и персональный праздник, дорогие левши вы наши! Пусть будет 13 августа, и не спрашивайте почему.
А кто-то мудрый и неведомый смотрит из своего Космоса на театр, который разыгрывают люди на своей отдельной планете, и тихонько усмехается в бороду: "Ну-ну, празднуйте на здоровье. Покуда не стали снова испорченным товаром".
Мне очень повезло. Потому что моя мама прочитала в журнале какую-то прогрессивную статью и попросила воспитателей в детском саду не усердствовать. А дома никто не обращал внимания на то, какой рукой я ем и рисую.
Но в школе номер не прошёл. Невозможно представить себе в то время левшу за партой. Это было просто выше человеческого понимания. Ошибка, которую по какой-то непонятной причине допустила природа, нужно исправить - и всё.
Исключение делалось для мальчика, который упал с дерева и очень неудачно сломал в трёх местах правую руку. Сначала долгий гипс, потом неправильно срослось, снова гипс, потом долгая реабилитация, рука плохо действует, а учиться-то надо. На доске писать надо.
И если правша научился левой, то почему бы и левше не научиться правой?
Моя первая учительница Раиса Павловна говорила маме, что всё хорошо, без помарок, и грамотность исключительная, но вот почерк! почерк! И снижала оценку по письму.
А левую руку я всё-таки приберегла. Для всего неофициального - стихотворных черновиков и прочих сочинений. Для домашнего употребления.
Единственный левша, которого я встретила за всё детство, был персонаж из книги Лескова - косой тульский мастер с родимым пятном на щеке и выдранными во время учения волосьями на висках.
И был ужасен мультфильм про него - больница с жёлтой лампочкой и голые стены. Точь-в-точь детская поликлиника, куда идёшь в необходимых случаях, еле передвигая чугунные ноги. И пока сидишь в унылой очереди, из отделения травматологии в конце длинного коридора, из-за глухой двери, выкрашенной белой масляной краской, медленно выйдет мальчик на костылях...
Спасите! Помогите! Заберите меня отсюда! Я не левша, не левша, нет!
А больше никого не было. Позже я прочитала статистику: каждый седьмой. Ну и где? Может быть, каждого седьмого из моего детства успели качественно переучить в ранние годы, потому что их мамы не читали прогрессивных журналов? А может, левши неравномерно распределены по земному шару - где-то пусто, где-то сплошь? Или ген леворукости воспрянул, когда его перестали подавлять, и стал чаще вселяться?
Позже я прочитала: правое полушарие, образное мышление, нестандартное видение...
Могу сразу сказать, что во время учёбы - средней и высшей - проку от этого правого полушария мне было немного.
Каких детей испокон веков называли сообразительными? Острый ум, всё схватывает на лету!
Правильно - тех, у кого ярко выражены математические способности. Детей с хорошим логическим мышлением, с умением моментально вычленить главное и отбросить ненужное, составить план, доказать теорему, вывести и тут же применить формулу.
Сейчас я вообще не понимаю, как мне удалось окончить среднюю школу, потому что в старших классах я в принципе перестала понимать, что написано в учебниках. Открываешь - а там словно китайские иероглифы.
В студенческие годы самыми неподъёмными и буреломными были для меня точные науки - современный русский язык, историческая грамматика, старославянский...
Когда появилась возможность не читать научные тексты, я сразу же перестала это делать. Раз и навсегда. Никогда в жизни не помышляла я заниматься наукой.
А музыкальные и художественные способности в средней школе вовсе не требуются. Тем более что у меня их всё равно нет, что бы там не писали про левшей.
Что же касается своего видения... Сколько раз я сталкивалась в жизни с такой ситуацией: "Не надо оригинальничать. Не надо. Есть правило, есть схема, есть методика и план. И не надо выдумывать."
И, в общем, если посмотреть на жизнь беспристрастно, то именно так всё и есть. Не надо оригинальничать. Не усложняй.
Спасибо, конечно, за точилку для карандашей, за штопор и нелепый праздник. Но миром с незапамятных времён правят сообразительность и логика. Умение быстро сориентироваться и принять оптимальное решение.
А наскальная живопись и статуэтки из слоновой кости - это для узкого круга любителей. И забавные умения - моментально прочитать слово задом наперёд, текст вверх ногами и написать несколько строк в зеркальном отражении (все потом подставят зеркальце: забавно) - это только друзей развлечь разве.
Тем не менее почему-то продолжают рождаться. Значит, природа на что-то намекает.
А кто-то мудрый и неведомый будет по-прежнему смотреть из своего Космоса, как люди придумывают новый банкомат, в который карточка вставляется с левой стороны, и усмехаться в бороду: "Ну надо же, молодцы-то какие. Догадались!"
У Пети левая рука
Желает быть главней,
Он с ней не справится никак,
Никак не сладит с ней.
И вот — насмешки да смешки,
Хоть не ходи играть в снежки.источник
У Пети левая рука
Желает быть главней,
Он с ней не справится никак,
Никак не сладит с ней.
И вот — насмешки да смешки,
Хоть не ходи играть в снежки.источник
У Пети левая рука
Желает быть главней,
Он с ней не справится никак,
Никак не сладит с ней.
И вот — насмешки да смешки,
Хоть не ходи играть в снежки.источник
Да, мне это все очень знакомо. Я переученная левша, в начальных классах моим родителям строгая первая учительница так сказала без обиняков: "нормальные дети должны писать правой!" Слез, конечно, было пролито немало, но раз учительница сказала... теперь я правша, а левая сторона у меня по-прежнему ведущая в неосознанных действиях. Помню, мама моя сильно удивлялась тому, как я пеленаю ребенка, начиная с левой руки.
ОтветитьУдалитьВ классе у нас был еще один мальчик левша, но он, видимо, был сильнее левша, т.к. никак не мог переучиться. Выходя к доске он писал вкривь и вкось правой, а в тетрадках писал только левой.
Моя дочка родилась левшой (вот она - наследственность), почерк у нее очень хороший, почти каллиграфический, только без наклона. Никто, разумеется, ее и не думал переучивать. Ножницы она в 2 года благодаря моей маме, дававшей ей без ограничения резать бумагу, устилая весь пол обрезками, освоила самые обычные.
Умение писать правой рукой - пожалуй,единственное, чему я научилась в средней школе. Удобный навык. Устала одна рука - перекладывай ручку в другую и пиши дальше. А всякими специальными приспособлениями для левшей я не пользуюсь, и компьютерная мышка у меня обычная, нужно только на кнопки жать в зеркальном отражении. Это не трудно, мой мозг быстро приспособился.
ОтветитьУдалитьПоздравляю с днем левши!
ОтветитьУдалитьСпасибо! Придумал же кто-то...
ОтветитьУдалитьИ я переученная левша))) Осталось только то, что тереть на терке удобней и левой и правой, а мяч подавать исключительно левой))
ОтветитьУдалитьУ меня есть единственное действие, которое мне удобнее делать правой рукой, хотя здесь меня никто как раз не переучивал. Когда готовлю, нож держу в правой. Человеческий мозг - это большая загадка.
ОтветитьУдалитьИра, а методика и план - это школа?
ОтветитьУдалитьЯ до сих пор не знаю - двурукость или переученная левша. В детском саду я сначала поднимала правую руку, чтобы определить, какой рукой есть надо. По тестам - я все-таки левша.
Света, и школа, и вообще. Это ведь только так говорят - ищите нестандартные решения, ломайте стереотипы. А на самом деле жизнь идёт по установленным правилам (иногда весьма абсурдным). И нарушение этих правил очень и очень не приветствуется.
ОтветитьУдалить