В почтительном молчании они слушали вместе со мной. Родители - правильный вариант, а я свой, дошкольный:
И снится нам не рок от космодрома,
Не эта ледяная синева,
А снится нам трава, трава у дома,
Зелёная, зелёная трава...
Не знала я, что такое рок, от какого он космодрома, и почему. Но предчувствовала: это добрый знак, и наше путешествие удастся - скорый поезд домчит. И погода будет, и природа.
Завораживал голос длинноволосого солиста - электронный, как у космического пришельца или робота с мягким характером. Но когда их всех показали по телевизору в передаче "Песня года", я обомлела ещё больше: в руках длинноволосого певца была невероятная двухэтажная гитара с двумя грифами. При этом играл он почему-то только на одной, верхней.
А нижняя половина, в сочетании с густым белым дымом, который в самом начале песни красиво повалил на сцену, создавала атмосферу - таинственную и загадочную.
Братья по разуму, прыжок в будущее, через тернии к звёздам...
При этом все члены музыкального коллектива выглядели как типичные земляне того времени и той страны - при галстуках и в строгих костюмах.
Как же они мне нравились! При том, что я не понимала добрую половину текста. А некоторые строчки и сейчас не понимаю:
И как в часы затмения, и как в часы затмения,
Ждём света и земные видим сны.
Какие такие часы затмения? Это отдых космонавта так называется? Какого света он ждёт во время сна? Лампочка в ракете что ли перегорела?
Но я готова была наслаждаться без конца. Я слышала музыку миров, льющуюся из синтезатора и гитары-монстра. Свой вариант, разумеется:
В какой-то дымке маковой Земля в иллюминаторе,
Вечерняя и ранняя заря...
Согласитесь, что маковая дымка куда загадочнее банальной матовой. По крайней мере, не возникает сомнений, какая именно трава у дома снилась космическим певцам, романтикам неизбитых орбит. И куда они летали.
Но это я потом уже стала смеяться над своим детским слухом. А тогда слушала серьёзно и сосредоточенно.
Тема космоса была в то время очень популярна. Дети мечтали найти в подвале заброшенного дома машину времени, а взрослые - сфотографировать зависший над дачным участком НЛО и отправить снимок в газету, ведущему рубрики "Очевидное-невероятное".
Каждый уважающий себя школьный хор пел на отчётном концерте:
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь...
И менее любимое:
Хоть глазочком заглянуть бы,
Заглянуть в грядущий век...
Заглянули. Ничего особенного. Никому в голову сейчас не придёт воспевать солнечное затмение или пролетающую мимо комету. А в моём детстве это было обычное дело.
В 1986 году прошёл слух, что к нам приближается комета Галлея, в очередной раз через сколько-то десятков лет. Не понимаю, какая была от этого польза жителям Земли, но говорили много. И чуткие поэты-песенники на событие откликнулись живо. Валерий Леонтьев, уже не в костюме с галстуком, а в чём-то своём, странном, пел:
Много в любви ошибок,
Это от звёздных кризов,
Вспышки моих улыбок,
Взрывы твоих капризов.
Мы у судьбы во власти,
Но в этот час рассвета
Недостаёт для счастья
Нам лишь одной кометы.
Людям только кометы для полного счастья не хватало, понимаете?
Песня промелькнула одним днём и благополучно забылась. А были ведь и шедевры - космического масштаба. Созданные не песенниками, а просто поэтами:
Не изменится этот порядок вещей,
И настигнет меня, и припомнится мне:
Притяженье Земли, притяженье друзей,
Притяженье любимой в далёком окне.
Или прекрасная величественная песня из скучнейшего фильма "Отроки во Вселенной":
Я возьму память земных вёрст,
Буду плыть в спелом густом льне.
Там вдали, там возле синих звёзд
Солнце Земли будет светить мне...
Но в то время я не могла ещё по достоинству оценить поэзию Роберта Рождественского, от космической темы была не в восторге. Когда родители возили нас на ВДНХ в павильон, где был представлен настоящий скафандр, умирала от скуки и мечтала о мороженом.
И только траву у дома слушала снова и снова. Потому что возле моего дома тоже была трава. Космос травы. Зелёной, зелёной. Родной, как Земля в иллюминаторе.
Уже в 6 лет мы знали твёрдо, что подорожник врачует раны. Никто бы и не подумал из-за сбитой коленки бежать домой - промывать и дезинфицировать.
Мы знали, что осокой можно порезаться до крови, крапиву лучше обходить стороной, а в хоботках тёмно-лиловой медуницы прячется сладкий сок.
Мы спрашивали друг у друга: "Петушок или курица?" И с силой дёргали вверх метёлку, названия которой никто не знал.
И почти всегда получалась курица.
А когда гадали на ромашке и выходило "плюнет" или "к чёрту пошлёт", перегадывали до тех пор, пока не выпадало нужное.
Мы украшали себя толстыми прохладными венками из одуванчиков. С криком "Медаль!" бросали друг в друга репьи.
Растирали в ладонях полынь, которая ростом была выше нас, и дышали горьким.
Это была планета, на которой всегда пахло травой и зноем. Оттуда улетали на небо к своим детям перепуганные божьи коровки, там без конца стрекотали кузнечики, и нежные зелёные гусеницы изгибались ещё не ведомой нам синусоидой.
Мы ложились навзничь и смотрели, как медленно, в дымке матовой, парит над нами бесконечное лето. Мы плыли в спелом и густом. Мы чувствовали притяжение изо всех сил. И всё вокруг говорило о том, что мы - земляне. А впереди у нас сплошное прекрасное далёко.
Вкусно-то как... Так и хочется поскорее сбежать от холодного моря)) И поехать в среднюю полосу, в жаркое лето, упасть на зеленом лугу в траву по пояс)) И дышать ароматами трав))
ОтветитьУдалитьСвета, где ты в эту пору отыскала холодное море? Никак заполярный отдых практикуешь?
ОтветитьУдалить